Свой последний, 99-й по счету, день рождения на этом свете мама встретила 29 марта 2022 года. Тогда ее поздравляли не только мы, ее ближайшие родственники. Об этом событии писали в местных газетах, а Ярославское телевидение посвятило маме небольшую передачу.
Но уже в октябре 22-го мамы не стало
Она ушла. Но остались боль и память. А еще осталась масса вещей, которые о ней напоминают.
Это крестик, который она когда-то подарила мне на день рождения и собственными руками повесила на шею. Это простенькая иконка Святой Александры, которая по последнего дня висела над ее кроватью, а теперь стоит у меня в изголовье.
В последний путь маму провожала и рота почетного караула, отдавшая в ее честь прощальный залп. А флаг России, которым ее укрывали, передали мне на вечное хранение, и теперь он лежит вместе с ее наградами.
Остались и вещи, хранящие память о повседневной жизни. Розетка из георгиевской ленточки, которую она свято берегла и которая ей напоминала о тяжелых военных годах. Банковская карта и проездной, которым она лет 10 не пользовалась, т.к. уже не могла выходить из дома. Удостоверение ветерана.
И свисток. Не смейтесь. Этот свисток имеет свое, особенное значение. Перед своим уходом у мамы уже не получалось громко крикнуть, чтобы позвать меня, поэтому она тихонько свистела мне в этот свисток.
А еще о маме мне напоминает эта салфетка ришелье. Мама у меня была отменная мастерица, и на своей старенькой машинке она вышила уйму таких салфеток, подзоров, каких-то других вещей.
В наследство от мамы мне достались и ее реликвии.
Сотканный из отбеленного своими руками льна и сшитый руками мамы моей мамы рушник, украшенный кружевами, сплетенными на коклюшках. Рушнику этому уже 100 лет, он слегка пожелтел от старости, но по-прежнему крепок и, по-моему, все еще хранит тепло рук бабушки, которую мне не довелось даже увидеть (ее не стало еще до моего появления на свет). Этот рушник моя бабушка подарила маме на счастье, когда выросшая Шурка (так маму звали в детстве) уходила в большую жизнь.
Память из родного маминого дома – деревянное веретено. Им мама очень ловко пользовалась, чтобы прясть нитки из овечьей шерсти. Представляете: она и это умела!
Маленькие старинные иконки, тоже являвшиеся памятью отцовского дома.
А еще старинный советский полтинник. Это тоже подарок маме при ее прощании с родным домом. Подарок, которым ей желали удачи в жизни, счастья и достатка.
Мамы нет, а мне только и остается, что взывать к Всевышнему:
Господи, упокой душу рабы Твоей Александры!
Прости ей все прегрешения, вольные и невольные!
Даруй ей, Господи, Царствие Небесное!
А 29 марта, в день рождения мамы, я пойду в соседний со мной ярославский храм иконы Божией Матери Нечаянная Радость, поставлю там свечку и отстою заранее заказанную панихиду.
Спи спокойно, мама! Я, твой сын, помню тебя и люблю. И сделаю все, чтобы память о тебе не угасла до тех пор, пока я существую на этом свете!