Найти в Дзене

Американское чтиво — Oscar bait внутри Oscar bait или самостёб года?

Сегодня оцениваем главного трикстера Оскаровской гонки. «Oscar bait оно же Приманка для Оскара — определение, используемое англоязычным кино-сообществом для кинолент, снятых с расчётом получить Оскар или другие кинопремии. Сюжет в этих фильмах намеренно создаётся так, чтобы соответствовать неформальным критериям, при которых выдают премии. Сюжет в подобных фильмах имеет много стереотипных закономерностейː это драматическая история, часто биография реальной личности, остросоциальная драма, часто затрагивающая историческую тему, где главный герой становится жертвой неких обстоятельств.» Название «Американское чтиво»/American Fiction как в оригинале, так и в русской локализации явно отсылает нас к другому великому «Чтиву». В целом, схожесть фильмов ограничивается названием и явной насмешкой над ожиданиями зрителей. Сюжет на первый взгляд классический, но в остросоциальной обёртке: интеллигентный афроамериканский писатель, не слишком популярный и весьма бедный, от злости пишет идеальную
Оглавление

Сегодня оцениваем главного трикстера Оскаровской гонки.

Джеффри Райт в своей лучшей роли
Джеффри Райт в своей лучшей роли

«Oscar bait оно же Приманка для Оскара — определение, используемое англоязычным кино-сообществом для кинолент, снятых с расчётом получить Оскар или другие кинопремии. Сюжет в этих фильмах намеренно создаётся так, чтобы соответствовать неформальным критериям, при которых выдают премии. Сюжет в подобных фильмах имеет много стереотипных закономерностейː это драматическая история, часто биография реальной личности, остросоциальная драма, часто затрагивающая историческую тему, где главный герой становится жертвой неких обстоятельств.»

Название «Американское чтиво»/American Fiction как в оригинале, так и в русской локализации явно отсылает нас к другому великому «Чтиву». В целом, схожесть фильмов ограничивается названием и явной насмешкой над ожиданиями зрителей.

Сюжет на первый взгляд классический, но в остросоциальной обёртке: интеллигентный афроамериканский писатель, не слишком популярный и весьма бедный, от злости пишет идеальную книгу на продажу в нашем перевёрнутом мире: тупую, напичканную стереотипами о чёрных пародию на всю литературу этого жанра. И, что весьма предсказуемо, имеет оглушительный успех.

И тут начинается подвох. Фильм не морализаторствует, как было бы ожидаемо. По мере развития сюжета мы понимаем, что он и есть та самая книга. Я долго спорила с собой после просмотра, пытаясь понять - что же это было? Сценаристы по глупости загнали себя в свою же ловушку, или всё же создали великий самостёб? Склонилась к последнему, и вот почему.

-2

Как книга нашего героя с ёмким названием «F*ck», потенциальный лаурет всех премий и кандидат на оскароносную экранизацию, фильм «Американское чтиво» собирает в себе все клише Oscar bait’а, не развенчивая их, но доводя до абсурда и подавая зрителю как есть. Жрите-с, господа кинокритики.

Драматичная смерть сестры героя в первые 20 минут фильма? Да пожалуйста. Но это событие в принципе никак не служит сюжету и ничего не даёт для развития героя. Тема непринятого гея, страдающего из-за этого? Держите. Персонаж будет говорить те самые монологи, которые с такой ненавистью прописывал его брат-писатель. И всё с серьёзными лицами и абсолютно неуместно для сюжета.

Не хватает драмы? Вот вам мать, страдающая Альцгеймером.

«Это не Альцгеймер, мама, это реальные незнакомцы.»

-3

Не хватает романтики? Вот отношения писателя с девушкой, не получающие ни нормального развития, ни сюжетной арки, ни вообще хоть какого-то завершения.

В книге есть линия с отцом? Вот и отец героя был плохим человеком на букву М, и все будут много и пространно говорить об этом, пытаясь выдавить из зрителя скупую слезу. И всё это невероятно смешно. Юмор в фильме искомётен, при этом смеяться можно над всем - над грустным, над вечным, над штампами внутри штампов. Любая попытка уйти в глубину карается острым панчлайном.

Под конец этот фарс окончательно сходит с ума, позволяя герою самому придумать себе завершение истории. Естественно, всё закончится в лучших традициях слёзодавительной афро-американской литературы.

-4

«Американское чтиво» - чистый кристализированный постмодернистский восторг. Джеффри Райт, известный нам по второстепенных ролях в Бондиане и подобных мейнстримах, декомпозирует сам себя. Я бы отдала Оскар за лучшую мужскую роль ему.

Советую к просмотру вообще всем. «Американское чтиво» - глоток свежего воздуха на этом Оскаре, снятый, чтобы утереть нос самой кинопремии, но всё равно получивший номинацию. Фильм словно хочет сказать нам, что жить и творить без шаблонов невероятно трудно, но это - подвиг, который стоит того, чтобы попытаться.

Награды и номинации:

Британская академия - Лучший адаптированный сценарий (победитель)

Золотой глобус - Лучший фильм (номинация), Лучшая мужская роль (номинация)

Оскар - номинации: Лучший фильм, Лучшая мужская роль, Лучшая мужская второго плана, Лучший адаптированный сценарий, Лучший саундтрек

Ещё про Оскар 2024:


——

Понравился пост? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и в Телеграме https://t.me/kinomimimika