«… в доме соблюдается опрятность и чистота. Чтобы не вносить на одежде и обуви грязи и сору с улицы в избу, для этого постоянно ставится голик – веник из прутьев березы, для обметания грязи с ног. Всякий, входящий в избу, прежде всего отряхивает снег или грязь с одежды, а затем обметает голиком ноги. У некоторых домов стелется у крыльца или на мосту соломенный коврик; то мужичек, войдя в избу, попросит веник у дверей под полатями обмести ноги, а потом уже проходит.
Пол метется по однажды, а зимой по дважды в день. Как только встанут утром, уберут постели с полу, метут пол и прибирают в избе; мести пол лежит на обязанности подростков: девушки, а иногда мальчика, часто сама мать заменяет детей. Зимой первый раз метут пол утром, а другой - пред сумерками около 4 час., когда обрядятся со скотиной, нальют и разведут пойло коровам, телятам и овцам и так как этим пойлом намачивают-наплескивают на пол, то обтирают и подметают всю избу. Пол моется в каждую субботу; только исключение бывает во время страды - летом. Пред большими праздниками … моется все кругом, т. е. полы в избах, мосты в крыльцах, обтирают потолок, обтирают и чистят образа и другие предметы. Пол моется девицами, и та девица считается неряхой, которая не промывает добела пол. … и так продирают с дресвой, что пол светится. …
Посуда - ставцы, поваренки, ложки и ножик, сразу же моют после их употребления, для чего постоянно ставится в печку чугунок с водой для мытья посуды и другой надобности. Исключение бывает летом: отужинав, сразу же ложатся спать, чтобы утром встать пораньше, поэтому бывает не до посуды. В таких случаях наливают в посуду теплую воду, кладут ложки, а другими блюдами закрывают сверху и так оставляют до утра.
Крестьяне любят помыться и попариться в бане после своих трудов и мытье, особенно паренье, считается наслаждением. Благодаря тому, что лесу довольно и недалеко, то у каждого крестьянина своя баня, недостатка в дровах никогда не бывает, поэтому топят бани, а особенно зимой, каждую субботу. …»
И где тут срань, дрань и беспорядок? Красота, порядок и вековая мудрость.
Записано в 1899 году в селе Спасо-Порошенском, Сольвычегодский уезд Вологодской губернии
Отрывок взят из книги - Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. Т.5: Вологодская губерния, ч. 3, Никольский и Сольвычегодский уезды. - СПб., Деловая полиграфия, 2007
#лр_бытовуха
@inshakovnik