Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Каково слышать? Тайна за семью печатями. Не маршем единым. Золотой фонд.

Оглавление

Николай Губин

Когда речь заходит о качестве нынешнего музыкального образования, я всякий раз нахожу добрые слова для уникального учебного заведения, выпускником которого имею честь быть. Это Военно-дирижерский факультет  при Московской Государственной консерватории им Петра Ильича Чайковского. Ныне переставшее существовать, это единственное в мире учебное заведение готовило редких музыкальных специалистов  – начальников и дирижеров военных оркестров и ансамблей. И готовило, надо сказать, весьма продуктивно. Учебная программа была построена таким образом, что при наличии соответствующего усердия, обучаемые  выпускались  с качеством и объемом знаний, позволявщим  работать  практически во всех музыкальных областях. Кроме традиционных оркестрового дирижирования и методики репетиционной работы, инструментовки и чтения партитур, гармонии и сольфеджио, истории музыки и анализа музыкальных форм  курсанты получали высшее образование как исполнители на духовом инструменте и обязательно  овладевали навыками концертмейстерской игры на фортепьяно. Попутно осваивались все инструменты военного оркестра и тоже до уровня сольного исполнения. Вобщем, в те годы выпускники военно-дирижерского факультета вполне могли  осуществлять административное и художественное руководство любым музыкальным коллективом и дирижировать оркестрами любого типа, включая все виды хоровых составов. В сочетании с педагогическими навыками и солидным жизненным опытом такая подготовка сразу выделяла, и потому многие из них  до сего дня возглавляют солидные творческие коллективы, руководят крупнейшими филармониями страны и достойно представляют наше музыкальное искусство за рубежом. Авторитет советских офицеров с золотой лирой на погонах был настолько высок, что с  распадом СССР на посты Главных военных дирижеров армий суверенных государств были назначены только выпускники Военно-дирижерского факультета. Это ли не показатель качества?
    Однако с реорганизацией Вооруженных Сил России  уровень подготовки  будущих военных капельмейстеров стало заметно снижаться, и это зачастую становилось предметом обсуждения общественности. Критика звучала весьма суровая, и порой вместе с водой выплескивали и ребенка.  Приведу только одну статью, о нынешнем ректоре МГУКИ генерале Афанасьеве, прошедшем в военной музыке путь от суворовца до Главного военного дирижера отнюдь не торжественным маршем по коридорам редакций публичных изданий.
Цитирую.
…Газета "Вечерний клуб" провела опрос среди своих читателей, желая выявить два десятка лучших композиторов-песенников ХХ века - уже ушедших от нас и ныне живущих. Оказалось, что из наших современников мы более всех чтим А.Пахмутову, О.Фельцмана, Ю.Саульского, Л.Лядову, П.Аедоницкого, Н.Богословского, А.Петрова, С.Туликова, Т.Хренникова и В.Шаинского. Чествовать победителей решили на военно-дирижерском факультете, поскольку многие произведения в прошлом "советских" маэстро нередко исполнялись военными музыкантами. Экскурсия в "музей-заповедник", именуемый военно-дирижерским факультетом, оказалась захватывающей. Такой отменный винегрет способен приготовить лишь повар со стажем и в соответствующем ранге, а именно - главный военный дирижер РФ генерал-лейтенант Виктор Афанасьев. Из данного на входе рекламного буклета, а также текста речей, прозвучавших на проведенной между делом пресс-конференции, выяснилось следующее: военно-дирижерский факультет, уникальное учебное заведение, даст фору какой угодно консерватории. Его выпускники станут исполнителями-виртуозами, аранжировщиками, а если позволят способности - и композиторами. Военные музыканты, вероятно, по определению талантливы в первых музыкальных отраслях. А вот для того чтобы стать дирижером, очевидно, способности им не нужны. По ходу экскурсии пришлось убедиться в том, что местный биг-бэнд имеет очень слабое понятие о свинге, не говоря уже о строе, хотя с интонационной и стилевой "чистотой" духового квинтета того же военного образца, по-моему, трудно тягаться (если только непрофессионалам). Горды военные дирижеры и Первым отдельным показательным оркестром МО РФ, звуки которого могут порадовать, быть может, лишь тугого на ухо, несмотря на довольно солидный процент в его составе консерваторских отпрысков (разумеется, не военно-дирижерского розлива). Для полной картины пригласили на праздник и Вокал-бэнд (суперакапельный ансамбль, не понятно, по какой статье имеющий отношение к факультету). Не хватило только славного симфонического отпрыска и не менее славных пяти танцевальных пар. Все это богатство, которым так гордится генерал-лейтенант, имеет слабое отношение к военной музыке. Да дело не в этом. Просто лучше иметь меньше, да лучше. Но эта истина банальна для склонного к фантазиям военного музыканта...
Конец цитаты.
Вот так, коллеги. Оказывается мы, по многу лет бывшие лицом советского и российского духового искусства за рубежом, мы, практически за гроши работавшие и работающие там, где авторы статьи и помыслит себя не могут ( Урал, Камчатка, Сахалин, Заполярье, Туркмения, Казахстан, Сибирь , Дальний Восток и прочие отдаленные места), мы, чей диплом подчас был единственным на тысячи километров вокруг и обязывал нас открывать музыкальные школы, поддерживать самобытные таланты, создавать местные творческие коллективы, вести просветительскую работу в прессе, активно содействовать развитию национальных культур многочисленных народностей огромной страны, мы (по мнению авторов статьи)- всего лишь винегретные экспонаты "музея-заповедника" да еще неконсерваторского "розлива"!
Каково слышать?

-2

Тайна за семью печатями

К 85-летию «Авиамарша»

     Есть в фильме режиссера Владимира Лаптева «Охота на единорога» один потрясающий эпизод. Пленный русский летчик Тесленко на самолете – мишени выигрывает воздушный бой у немецкого аса и совершает дерзкий налет на учебный аэродром. Уничтожив несколько боевых истребителей, он чудом преодолевает стену огня зенитных батарей и  прорывается к своим за линию фронта. Впечатление от эпизода, надо сказать, сильнейшее. А почему?  Подвиг героя сопровождается звучанием знаменитого в те времена «Авиационного марша».
    Капельмейстеры знают, что военная музыка обладает мощнейшим психоэмоциональным воздействием как на отдельного слушателя, так и  на большие массы людей, и  это ее свойство часто используется для достижения успеха в боевых операциях. Поэтому  в воинских частях и содержат  штатные военные оркестры, которые  являются воинскими подразделениями боевого обеспечения. В Российской армии эта традиция устойчиво сохраняется со времен императора Петра до наших дней. Знают об этом и наши потенциальные противники, и потому всячески стараются дискредитировать наиболее духоподъемные патриотические произведения из репертуара военных оркестров. Американский генерал Ален Даллес, бывший руководитель политической разведки США в Европе и ставший впоследствии директором ЦРУ, в докладе американскому конгрессу  писал:  «…эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства...»  Нетрудно заметить, что этот тезис действует и поныне,  нахраписто и беззастенчиво искажая образное содержание наиболее духоподъемных музыкальных произведений. К сожалению, музыканты - теоретики этот вопрос как-то вынесли за скобки своей профессии, и потому одним из аспектов служебной деятельности военного капельмейстера сегодня является грамотная и убедительная  защита лучших образцов военно-музыкального искусства. Лично мне, например, приходилось заниматься этим постоянно, по мере того, как я сталкивался с проявлениями оголтелой пропаганды и наглой лжи в этой области. Наиболее яркий пример – травля «Авиамарша» Ю.Хайта, сегодня более известного как марш-песня «Все выше». 
Написанный в 1922 году на волне энтузиазма авиастроительства, с 1933 года этот марш стал официальной музыкальной эмблемой «Сталинских соколов», и его чрезвычайная духоподъемность сильно мешала пропагандистской машине вермахта вести подрывную работу в Красной Армии. Против марша была развернута настоящая информационная война. Его объявили немецкой народной песней, которую "советский еврей Хайт, никогда не писавший ничего кроме фокстротов и танго, попросту украл у Германии и использовал  в корыстных целях". Впоследствии, уже в 90-е годы, на радиостанции «Свобода» небезызвестный Сева Новгородцев снова использовал эту ложь при осуществлении подрывной деятельности против СССР.  В целой серии радиопередач он, опираясь на "диссертации музыковедов", с пеной у рта доказывал  факт немецкого происхождения «Авиамарша», даже не догадываясь, что его мелодической основой  является русская народная песня «Степь да степь кругом». Безграмотность для журналиста поразительная! Всего-то и надобно  было повнимательнее вслушаться в рефрен, в котором явно прослеживается  вот эта мелодия.

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой,
Замерзал ямщик.


Какие тут еще нужны доказательства?
Отсюда и вывод.
Это не мы, это  у нас  украли  мощную боевую песню, превратив ее в чисто пропагандистских целях в бравурную пустышку под названием „Das Berliner Jungarbeierlied“
То, что известно любому воспитаннику военного оркестра, оказалось для ученого Новгородцева тайной за семью печатями.
Впрочем, не только для него. Полемика не утихает и по сей день, только теперь на страницах интернет-блогов Хайту приписывают воровство уже французской шансонетки.
А марш между тем живет, и вот уже 85 лет делает свое благородное дело. Тысячи офицеров и солдат с небесно-голубыми погонами начинают рабочий день с торжественного прохождения под эту энергичную музыку. И слышится в ней рев набирающих обороты турбин, стремительный взлет и парение в заоблачных высотах могучих боевых машин, поющих голосами военных баритонов и труб бессмертную песню русского ямщика.

Не маршем единым

Получил я как-то по электронной почте интересное письмо от коллеги по золотой лире на погонах из города Самара.
Вот его содержание.
Николай Иннокентьевич, здравствуйте!
Весьма заинтересовался вашей работой "Военные капельмейстеры рубежа тысячелетий" и вашим творческим подходом к проблемам развития военно - духовой музыки.
В Самаре в октябре 2009 пройдёт Пятый Межрегиональный фестиваль детского и юношеского творчества "Маэстро марш"* (подробнее - в журнале "Оркестр" № 6 и 10) Если заинтересует - с удовольствием пообщался бы с Вами на эту тему, и был бы рад видеть Вас членом жюри.
Цели и задачи фестиваля:
- привитие чувства патриотизма подрастающему поколению посредством изучения истории своего Отечества на профессионально-эстетических и историко-патриотических примерах эволюции российского военного марша.
- знакомство музыкальной общественности с творчеством отечественных и зарубежных композиторов в области военно-духовой музыки и через марш, как базовый жанр коллективного духового музицирования, привлечение учащихся ДМШ и ДШИ к освоению духового инструмента с перспективой возрождения детских духовых оркестров в городе Самара. 
В рамках фестиваля проводятся:
- конкурсное прослушивание,
- конкурс юных композиторов,
- конкурс рефератов и художественно-изобразительного творчества.
Работы участников конкурса художественно-изобразительного творчества должны быть посвящены отечественным и зарубежным полководцам, а также истории Суворовских военных училищ.

Всего Вам доброго.

Михаил Геннадьевич Куликов,
заведующий духовым отделением Самарского
музыкального училища имени Шаталова.

Прочел я письмо и задумался.
Сегодня как-то подзабыли, что в сентябре 1906 года знаменитый русский 214 Мокшанский полк  был переведен в Самару. Здесь, в городском саду, в исполнении полкового оркестра впервые прозвучал вальс военного капельмейстера Ильи Шатрова «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Факт для самарской духовой музыки весьма примечательный. Пошло время, этот вальс звучит по  всему  миру, но тогда премьера осталась почти незамеченной. Теперь же самарские духовики могут с уверенностью утверждать, что именно отсюда вальс стал стремительно распространяться по России. Этому немало поспособствовал самарский нотоиздатель Оскар Филиппович Кнауб, благодаря которому ноты вальса «На сопках Маньчжурии» переиздавались более 80 раз.  Вскоре вальсом заинтересовались граммофонные фирмы, и уже к 1911 году по всей России с граммофонных пластинок зазвучало:

«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой…»


Автором этих стихов  называют  самарского поэта Степана Гавриловича Петрова, уроженца села Обшаровка Самарской губернии, более известного под псевдонимом Скиталец.
Так что у губернского города Самара есть полное право называться родиной  русского вальса «На сопках Маньчжурии», по популярности равного знаменитому вальсу другого военного капельмейстера Кюсса «Амурские волны».
Вот я и подумал, а почему бы  следующий самарский  фестиваль духовой музыки « Маэстро марш» не провести под эгидой столетнего юбилея знаменитого вальса?
Не маршем же единым любима народом военная духовая музыка!
Я послал свои соображения Михаилу Геннадьевичу и вскоре получил новое письмо, в котором он, как председатель оргкомитета, выражал уверенность в том, что моя идея в Самаре без внимания не останется.
... Я думаю, вашим предложением обязательно  заинтересуется оргкомитет предстоящего в мае фестиваля детских духовых оркестров, который мы планируем провести в городе Самара. Да и в следующем фестивале "Маэстро марш", наверное, будет весьма уместно использовать этот материал. Наш фестиваль всегда открывается образовательно-патриотической акцией в форме концерта-лекции, а история вальса " На сопках Маньчжурии" - это, безусловно, благодатнейший материал...
Ну что же, воспитывать патриотизм нужно и любовью к малой родине тоже.
И так ли уж важно, станет материалом для этого вальс, марш или картина местного художника?
Главное - научить подрастающее поколение умению видеть и слышать в бурном потоке информации, льющейся с экранов телевизоров, подлинные жемчужины отечественной культуры, созданные на земле твоего родного города.
Вот и пожелаем успеха очень нужным и своевременным инициативам самарских духовиков.

Липецк
2009 г

* Победителями фестиваля стали духовой оркестр ДМШ им. Кабалевского (руководитель Сенькин Иван Алексеевич) и духовой оркестр города Отрадный (руководитель Башкиров Юрий Иванович ). Хороших солистов-духовиков представила Детская экспериментальная музыкальная хоровая школа-десятилетка №1, среди лауреатов - ансамбль саксофонов из города Жигулёвска.

Золотой фонд

Так заискивающе называли музыкантов сверхсрочной службы в 60-70 годы прошлого века большие начальники военно-оркестровой службы. В условиях кадрового дефицита звучало это весьма лицемерно, и вызывало у большей части военных трубачей и флейтистов понимающую улыбку. Ведь зарплаты у «золотых» специалистов были такими, что среди мужчин говорить о них было попросту неудобно. Именно в то время те, кто еще ( или уже) не имел к своей профессии достаточного уважения, стали презрительно называть себя и своих товарищей «веселые нищие»...
 Я хорошо помню времена, когда социальный статус военного музыканта скатился к самой нижней отметке, а квалифицированные специалисты в сержантских погонах попросту вымерли как мамонты. Исчезли из штатов военных округов школы музыкантских воспитанников, и отрасль народного хозяйства под названием «военная музыка» фактически оказалась без кадрового резерва.
А кадры, как известно, решают все.
И решили.
Дело спас подлинно золотой фонд военно-оркестровой службы – самозабвенно любящие свое дело люди с лирами на погонах.
Отлично подготовленные военные дирижеры и опытные специалисты – инструкторы из числа тех же сверхсрочников сумели наладить интенсивную подготовку молодых музыкантов, и тем самым отодвинули сокращение штатов военных оркестров почти на тридцать лет. Это был настоящий профессиональный подвиг, о котором, к сожалению, те же высокие начальники, занятые государственными делами, быстро позабыли.
Но видно в характере русского человека высокое достоинство настоящего мастера в любом деле, и несет он это знамя всегда с гордо поднятой головой.
Приведу только один пример.
В эти тяжелейшие годы пришел в военную музыку артист оркестра военной академии имени Можайского Сергей Макаров. Время шло, музыкант рос, и быстро прошел все оркестровые должности от музыкантского воспитанника до старшего инструктора. Стал сам воспитывать молодежь, подавая личный пример до самого последнего дня службы. Однако, получив право на пенсию, из военной музыки не ушел, хотя и имел солидные предложения от музыкальных и театральных коллективов Санкт-Петербурга, а продолжал оставаться в строю военных музыкантов. Служит он и по сей день,служит так, как прослужил много лет, с честью и достоинством, ни разу не опустившись до шутовского ерничества «веселых нищих». О себе он всегда говорит и пишет довольно скромно, хотя трубу его слышали не только в России.
« Я - простой военный музыкант, трубач, который в 15 лет стал воспитанником военного оркестра. Я, если можно так выразиться, врос в военно-оркестровую службу, и поэтому ее судьба мне далеко не безразлична. Мог бы давно уйти с доступного всем ветрам плаца, и спокойно работать в оркестровой яме или на концертной площадке, предложений поступает много. Но в мои плечи уже вросла лира на погоне, и так вот снять и положить ее где – нибудь в коробке с реликвиями я просто не могу…».
Что тут еще скажешь? Говорят, дорого то, что выстрадано…
В последнее десятилетие в России появилось много  духовых оркестров со статусом  либо государственного, либо муниципального творческого коллектива. Формируются  они , как правило, на базе сокращенных военных оркестров самого различного калибра, от полковых до училищных или академических. Многие из них пригрели областные филармонии ,  другие работают под покровительством  губернаторов и мэров. Казалось бы, найдено удачное решение  по сохранению  духовой музыки в России, да только надолго ли хватит кадрового потенциала?
Воистину Золотой фонд!

Золотой фонд (Николай Губин) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Николай Иннокентьевич Губин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен