Эдмунд Блэр Лейтон (англ. Edmund Blair Leighton; 1852 — 1922) — один из самых замечательных английских художников, писавший в стиле прерафаэлитов, хотя и не входил в знаменитое братство. Художника следует назвать скорее последователем этого направления, перенявшим его стилистику. Несомненно и влияние романтизма на мировоззрение Лейтона, манеру его письма и тематику картин.
Сегодня полотна знаменитого художника не менее востребованы, чем в дни прижизненного расцвета его популярности. Любовь к творчеству Лейтона настолько высока, что его картины становятся собственностью многих частных и государственных коллекций, а репродукции и постеры присутствуют во всех метах, где продается подобная продукция. И это не удивительно, поскольку работы художника до сих пор воспринимаются как образец высокого художественного мастерства, непревзойденного профессионализма.
О некоторых его работах я уже рассказывал раньше, о некоторых еще пока нет, но обязательно это сделаю – они стоят того.
На заставке (превью) этой публикации картина с названием, которое, по-моему, исчерпывающе описывает то, что на ней происходит «Прекрасное для прекрасного».
А вот фото самого художника в своей мастерской за работой.
Кстати, позади художника можно видеть часть его обширной коллекции предметов старых эпох, которые он активно использовал для написания своих полотен. А на мольберте его картина «Подкидыш».
Вот она на постере.
Картина «Увядшие лавры».
На картине изображен пожилой арфист, чья слава пошла на убыль и его затмил более молодой коллега. Пожилой человек изображен сидящим на ступенях на переднем плане изображения, а позади него толпа собралась у церковных ворот, чтобы послушать молодого музыканта. В этой работе очень хорошо отображена вечная тема взлета и падения славы.
Однако помимо, казалось бы, прямолинейного сюжета на картине есть и весьма интересная символика.
Посмотрите на маленького мальчика, лежащего в дальнем правом углу и слушающего арфиста. Вполне возможно, что он когда-то сменит того, кто сейчас захвалил внимание зрителей и оттеснил своего более старого коллегу.
Дальше от молодого музыканта в левом верхнем углу стоит человек в темном одеянии с надвинутым на лицо капюшоном, предполагающий, что смерть неизбежна независимо от того, насколько вы популярны и молоды (мы все проходим через этот общий опыт). К тому же на бренность всякой славы и бытия в целом указывают ступеньки, на самых нижних из которых сидит старый арфист. Он словно бы ждет, когда перевозчик отвезет его на другую сторону реки Стикс.
Женщина в белом одеянии притягивает взгляд зрителя от старика к середине картины. Белый цвет традиционно предполагает невинность и чистоту. Она держит плодородный цветок и контрастирует с пожилой женщиной, сидящей слева от нее поодаль с грустным выражением лица и с простой белой повязкой на голове. Возможно это будущее молодой красавицы прямо рядом с ней? Обе женщины тоже предполагают замену, упадок способностей и то, что рано или поздно одно меняет другое, более молодое приходит на смену увядающей силе.
В общем, глубоко, интересно и мастерски сделано. Что очень характерно для всего творчества этого незаурядного художника.
Картина «Что мне сказать?».
Многие работы художника посвящены романтике и взаимоотношениям мужчины и женщины. Часто они запечатлевают тонкие, но дорогие сердцу моменты жизни. «Что мне сказать?» посвящен одному из таких моментов, который мы видим глазами художника, наблюдая с его помощью за особенным, мимолетным моментом во времени.
Парк, молодость, красавец со шпагой в камзоле с листком в руках, на котором милой рукой что-то написано. Он увлечен чтением, но его прерывает вопрос служанки: «Что мне сказать?»… В чем будет заключаться его просьба, зритель не может знать наверняка, но она определенно носит интимный характер.
Впрочем, что может сказать одно влюбленное сердце другому… по-моему, тут не нужны никакие пояснения…
В общем, как всегда у Лейтона получилась не просто сценка из жизни, а целая история, хотя и идеализированная, но понятная всем, вызывающая приятную ностальгию по ушедшей эпохе.
Картина «Знаток».
На первый взгляд, это просто незаконченная картина, что практически никогда не бывало у художника. Или это эскиз? Последнее предположение ближе всего к истине.
Все дело в том, что в 1878 году Лейтон стал членом знаменитого лондонского Клуба эскизов. Одной из сильных традиций Клуба было то, что каждую неделю, когда Клуб собирался, давалась «Тема дня». Например, однажды была дана тема «Старые времена», и, используя ее в качестве ориентира, все присутствующие в клубе быстро набрасывали маслом композицию. Много раз эти эскизы использовались только как часть этой творческой практики, но иногда, если композиция и тема находили отклик у художника, они превращались в полностью проработанную композицию, а затем в окончательную картину, некоторые из которых затем выставлялись в Королевской академии и в других местах.
Поэтому, скорее всего, данная работа - эскиз. Однако эскиз, по-видимому, так и остался эскизом - полноценной картины художника с такой тематикой и композицией нам неизвестно.
В общем, быстрый эскиз маслом на заданную тему - это хорошая практика для любого художника, желающего отточить свое мастерство и найти новый сюжет для своих будущих работ. С этой точки зрения данная работа очень интересна.
Картина «Шаги (Лесное свидание)».
И снова романтическая сцена. Теперь уже из более старых времен.
Дама ждет своего возлюбленного. И вот сердце ее заволновалось – ведь Она уже слышит Его шаги...
Картина «Суровая погоня - это долгая погоня».
На этот раз изображение находится на открытке из моей коллекции. С нее-то когда-то и началось мое знакомство с творчеством Эдмунда Блэра Лейтона.
Не знаю как кому, но мне хочется, чтобы влюбленных погоня не догнала…
В общем, благодаря этому незаурядному и искусному художнику мы имеем счастье хотя бы ненадолго погрузиться во времена, когда женщины были скромными леди, а мужчины настоящими джентльменами. Эх, было бы так и сейчас…
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации об этом замечательном художнике и его картинах: