Медвежье лакомство из муравейников

172 прочитали
Медведь разоряет муравейник. Фото из открытых источников.
Медведь разоряет муравейник. Фото из открытых источников.

Отгремели майские грозы, насытив землю влагой теплых дождей. Когда раздавались раскаты грома, а к лесу приближалась упругая завеса дождя, медведица уводила медвежонка в густые ельники, где они скрывались под кронами разлапистых елей. Переждав грозовой ливень, медведи продолжали свой путь во мгле ночного леса, разрываемой всполохами зарниц. Приближалось время белых ночей, когда вечерняя заря почти без промежутка переходит в утреннюю. Наслаждаясь светом, теплом и влагой, пустились в рост, перегоняя друг друга, луговые и лесные травы. На полянах и опушках их сочная зелень скрывала медвежонка, и ему приходилось вставать на задние лапы, чтобы иметь возможность обзора.

В ельниках отцвела и начала наливаться черника, а на окрайках болот завязалась голубика. Умытый дождями лес наполнился множеством насекомых, стремящихся пройти свой жизненный путь за короткое северное лето. Днём повсюду мелькали разноцветные крылья бабочек, надсадно гудели шмели, а к вечеру и ночью воздух наполнялся огромным количеством комаров. В первые по-настоящему жаркие дни появились слепни. Крупные полосатые мухи густой тучей с жужжанием вились вокруг медвежонка, атакуя его покрытые короткой шёрсткой уши, лезли в глаза и нос. В самое жаркое время дня медведи предпочитали отдыхать, устраивая лёжки на берегах заливов, выбирая участки берёзового редколесья на концах узких мысов, где ветер сдувал назойливых кровопийц.

Полчища комаров, в ночное время сменявшие слепней, беспокоили их гораздо меньше, поскольку не могли пробиться сквозь густой медвежий мех. Листайте галерею.

В пору белых ночей медведица привела медвежонка на лесные поляны с многочисленными гнёздами чёрных садовых муравьев-лязиусов. Свое русское название эти муравьи получили за то, что часто поселяются в садах, хотя на самом деле этот вид встречается почти во всех лесных и луговых местообитаниях нашей зоны, включая даже такие неудобные места, как всплывшие торфяные острова и зону временного затопления. В сырых местах эти муравьи могут строить "висячие гнезда", расположенные на траве и кустарниках, иногда даже над водой. На лугах чёрные садовые муравьи строят рыхлые земляные гнёзда, наполненные в июне крупными белыми коконами, известными как «муравьиные яйца». Ближе к середине лета из них вылупятся и отправятся в свой первый и последний полёт крылатые самцы и самки. После брачного полёта оплодотворенные самки, приземлившись и отбросив крылья, смогут основать новую семью, а самцы погибнут, став кормом для птиц и рыб. Листайте галерею.

Медведица находила гнёзда муравьев по запаху, медленно пробираясь среди высоких трав. Вскоре этому научился и медвежонок. Передвигаясь в густой траве против ветра, он старался уловить муравьиный запах, и шёл к гнезду по воздушной струе, как по путеводной нити.

Первые его попытки ограбить муравьев были не очень удачны. Он грубо разрушал муравейник ударом лапы, перемешивая муравьев и их потомство с материалом гнезда. В этом случае ему удавалось захватить языком лишь несколько коконов вперемежку с землёй. Вскоре он понял, что надо аккуратно снимать лишь верхнюю часть гнезда, обнажая гнездовую камеру, где компактно лежала горсточка муравьиного расплода. В этом случае медвежонок слизывал коконы языком, помогая ему мягкими и удивительно подвижными губами. Каждое гнездо давало ему лишь несколько граммов невероятно вкусного и питательного лакомства, но за долгий световой день он мог разорить больше сотни земляных гнёзд, вполне удовлетворяя свои потребности в белковой пище. Разграбив очередное гнездо, медвежонок переключался на свежую зелень, пучками срывая траву справа и слева от линии своего хода. Поймав струю запаха от очередного муравейника и обнаружив его, он добывал новую порцию «муравьиных яиц», сдобрив ими проглоченную зелень.

К этому времени у медведицы значительно уменьшилось количество молока и питание медвежонка муравьиным расплодом было очень кстати. Листайте галерею.

Проходя в лесу мимо крупных берёз, медвежонок иногда улавливал резкий и очень специфический запах живущих внутри берёзовых стволов пахучих муравьев-древоточцев. Медвежонок несколько раз пытался проникнуть в их гнеда, царапая когтями комли берёз, но все его попытки были бесполезны. Пахучий лязиус-древоточец в своих крепостях был недоступен для медведей.

Гораздо успешнее медведи добывали «муравьиные яйца» из гнёзд рыжих лесных муравьев, расположенных на опушках и в глубине лесных массивов. Но неповрежденных муравейников с расплодом было очень мало. Большинство из них по нескольку раз за год разоряли вездесущие кабаны, в конце концов обрекая муравьев на гибель.

Разоренное медведем гнездо рыжих лесных муравьев.
Разоренное медведем гнездо рыжих лесных муравьев.

Медведица прекрасно знала все окрестные леса и вела медвежонка по тем местам, где всегда можно было найти подходящую для него пищу, стараясь не посещать участки, где она кормилась на муравейниках прошлым летом. Муравейники там были ослаблены и расплода в них почти не было.

Медвежья семейка бродила по прибрежным лесам, перебираясь из одного лесного массива в другой. Они не спеша шли, пересекая небольшие ручьи, по берегам которых кормились околоводной растительностью. В узких долинах подтопленных водохранилищем ручьев всюду была свежая зелень. На прибрежных мелководьях появились куртины стрелолиста, частухи и сусака. А в затененных верховьях ручьёв встречались заросли белокрыльника. Медведи безо всякого вреда для себя с удовольствием скусывали листья и цветоносы этого ядовитого для человека растения, так похожего на культурную каллу. Кочки полузатопленной осоки покрылись густой щеткой молодой зелени, скрывшей пожухлые прошлогодние листья. Сочные листья жерушника сплошным ковром покрывали мелководья заливов. Над ними порхали капустные белянки, откладывая яйца на листья этого дальнего родственника капусты.

Медведица двигалась в основном до восхода солнца. Но она не шла напрямую, куда глаза глядят. Она вела медвежонка по извилистому круговому маршруту в пределах известной ей территории, и спустя две-три недели выходила примерно в те же места, где они были раньше. Когда солнце начинало пригревать, она устраивалось на отдых, предпочитая продуваемые ветром берега заливов, либо тёмные ельники с мелким подростом. Найдя подходящее место, медведица ложилась на спину. Медвежонок по привычке подбирался к материнским соскам. Пока был мал, он залезал на материнский живот, и сосал лежа на матери. Но сейчас он уже подрос, а потому ложился сбоку. Захватив сосок и массируя её живот лапами, он заводил свою бурчащую песенку, без которой сосать молоко у него не получалось. Молока у медведицы становилось всё меньше, и медвежонку его уже не хватало. Даже обойдя все соски и опустошив каждый, он все равно хотел еще. Покормив его, медведица переворачивалась на живот и, свернувшись калачиком, погружалась в дрёму.

Полежав недолго рядом с матерью, медвежонок начал её тормошить . Он захватывал её лапу и покусывал пальцы, или вцеплялся в её ухо и трепал его. Медведица терпела его выходки. Иногда она играючи боролась с ним одной лапой, стараясь повалить его на спину и прижать к земле. Лёжа на спине, медвежонок отбивался всеми четырьмя задранными вверх лапами и негромко рычал, воображая себя грозным зверем. Стараясь успокоить детеныша, медведица облизывала языком его уже ставший черным носик, а разыгравшийся медвежонок лапами обхватывал её морду и вцеплялся зубами в губы. Братьев и сестёр у него не было, и поиграть он мог только со своей матерью. Медведь любит играть в любом возрасте, но особую потребность в играх испытывают молодые звери. Как все медвежата, он очень любил играть, превращая в игрушки самые необычные предметы. Листайте галерею.

Однажды, двигаясь вдоль берега залива, медведи встретили закрепленные на деревьях ящики-гоголятники. Птенцы гоголя недавно вылетели, но в одном из ящиков осталось несколько яиц с погибшими эмбрионами. Дело в том, что яйца в это гнездо отложили одновременно две самки гоголя, сделав сдвоенную кладку из восемнадцати яиц. Тепла тела насиживающей самки на прогрев всех яиц столь большой кладки не хватило, поэтому в некоторых из них эмбрионы развиться не смогли.

Сдвоенные кладки у гоголя иногда бывают потому, что утки не садятся насиживать, отложив первое яйцо, а кладут их по одному в день, либо даже через день. Залетев в гнездо и отложив яйцо, утка гнездо покидает, и пока не сделает полную кладку, насиживать она не сядет. Так что до окончания кладки, яйца в гнезде лежат холодные. Во время отсутствия самки, в это же гнездо может залететь вторая гоголюшка, и тоже отложить своё яйцо, а впоследствии откладывать их одно за другим в течение недели, чередуясь с первой. Закончив откладку яиц, первая самка садится обогревать яйца, а второй приходится оставить ей свою кладку. Из яиц, отложенных в разное время, но получивших общий старт при одновременном начале нагревания, птенцы вылупляются одновременно. Вылупившиеся утята, выскочив друг за другом из ящика, ушли на водоём вслед за высидевшей их самкой, а яйца с погибшими эмбрионами осталась в гнезде.

Уловив легкий аромат протухших яиц, медведица, хоть и с трудом, но залезла на пару метров по стволу, сбив гоголятник ударом передней лапы. Разломав его лапами вдоль, так что в ящике образовалась широкая щель, она добралась до тухлых яиц, и с удовольствие выпила их содержимое, оставив часть медвежонку. Тот тоже попробовал пахнущее сероводородом мутное содержимое яиц, которое пришлось ему по вкусу, а потом слизнул, и с хрустом разжевал раздавленную медведицей скорлупу. Засунув свой любопытный нос в глубину ящика, медвежонок разворошил подстилку гнезда из серого гоголиного пуха. Гоголюшка выщипала этот пух у себя на животе, обнажив участок голой кожи, наседное пятно, которым она прижималась к яйцам. Мелкие пушинки прилипли к испачканной морде медвежонка, а некоторые попали при дыхании ему в нос. Медвежонок чихнул и затряс головой, а затем с силой ударил лапой по разломанному матерью ящику. Ящик кувыркнулся один раз и остановился. Медвежонок снова поддал ему лапой, и ящик покатился вниз по береговому склону в сторону воды. Обрадованный медвежонок побежал вслед за ним, догнал его и остановил ударом лапы сверху, таким же, каким он прихлопывал разбегающихся полёвок. А затем, засунув когти обеих лап в проделанную матерью щель, он разорвал окончательно ящик вдоль на две половины. Схватив одну из них зубами, он затряс головой из стороны в сторону так, что из обломка густым облаком полетели остатки гоголиного пуха.

Это очередной рассказ о Медвежонке с заповедного острова. Медведь один из самых интересных, умных, но и опасных обитателей природы нашей страны. Серия рассказов о Медвежонке продолжается и, надеюсь, со временем станет большой Сагой о медведе, его жизненном пути, взрослении и особенностях жизни в дикой природе.

В основе этих рассказов - реальные знания о медведях, собранные многими отечественными специалистами-зоологами и охотоведами. Предыдущие рассказы можете найти здесь:

Охота медведицы

Как медвежонок корягу победил. Ночные игры летяг

Как муравьи весной свой дом греют, а медведи их грабят

Медвежонок продолжает обучение

Как медведица с медвежонком человека встретили

Первая охота медвежонка

Уроки медвежьей школы

Медвежонок с заповедного острова

Продолжение следует!

Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!

Если вам понравился рассказ, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу!