Продолжение. Начало здесь.
Трудности перевода
4 октября 1993 года очередной теплоход с группой камчатских туристов ошвартовался в порту японского Кобе. Нас ошарашили новостью о введении в Москве чрезвычайного положения и обстреле из танков, а потом – о штурме Белого дома. Обсуждая тему «Что же будет с Родиной и с нами», мы спустились по трапу в поиске ближайшего банка, где можно было обменять доллары на йены.
Поскольку никто из нас по-японски «ни бельмеса, ни гу-гу», про местонахождение банка мы спрашивали на английском языке в магазинах. Продавцы кланялись и улыбались, но на вопрос: «Where is the bank here?» ответить затруднялись. Английского вежливые японские продавцы в белых рубашках не знали. Этот факт вызвал у нас большое удивление и побудил на поиск знатоков снаружи. Едва ли не первый встречный на улице просёк что от него требуется и потыкал указательным пальцем на три здания. Банки были в радиусе 30 метров от нас…
Утром следующего дня мы узнали, что бунтовщики из Верховного Совета России были арестованы, а Ельцин праздновал победу.
Игра в карту
С картой Кобе в руках мы с приятелем гуляли по городу, разглядывая яркие витрины и тёмные закоулки. Мысль прокатиться на метро возникла спонтанно. Мы спустились в подземку, приятель захотел облегчиться перед поездкой. Я ждал его на перроне долго и уже начал тревожиться – не случилось ли чего. Идти на поиски в сортир не решался – мы могли в толпе разминуться и потеряться. Приятель со смущённым видом вышел минут через 15-20. Как выяснилось, сделав свои дела, он всё это время искал кнопку слива воды. И не находил. А когда решил плюнуть на эту проблему и сошёл с коврика перед писсуаром, вода зажурчала сама по себе. «Чего только не придумают эти японцы!» - восклицал мой приятель до самой посадки в вагон.
Прокатившись несколько остановок, мы перешли на противоположную сторону перрона и пустились в обратный путь.
Местность наверху показалась нам незнакомой и вроде как не совсем совпадала с картой. Что делать в таких ситуациях? Правильно – спросить у людей: «Где мы?». Но прохожие японцы, к которым мы обращались, показывая свою карту, мотали головами и разводили руками.
Нашим спасителем стал полицейский. Из общения с этим толковым парнем мы поняли, что карта Кобе тут не работает. Потому что мы в Осаке…
Набравшись волнительных впечатлений, на теплоход мы вернулись вечером. И удачно – наша компания собиралась поужинать в городе. В каком-то ресторанчике за бюджетную входную плату мы жарили сколько хочешь мяса на столах и закусывали его салатами. Пиво и саке - за отдельные йены. Гвоздём вечера стала наша история о приключениях в Осаке с картой Кобе. Все ржали.
Окончание следует.