ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ГЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ И ПРОСЛАВИВШИЕ ЕГО НАСЕЛЬНИКИ
В Свято-Успенском соборе обители находится главнейшая монастырская реликвия – чудесный образ Успения Божией Матери.
Он был изготовлен в 1521 году по заказу псковских торговых людей - неких Феодора и Василия специально для в вклада в это священное место. Образ написан по благословению митрополита Корнилия известнейшим в ту пору иконописцем Алексием Малым.
Уже спустя 2 года после написания икона эта прославилась чудесными деяниями. Молитвы перед нею исцеляли страждущих от недугов и изгоняли демонов из бесноватых. Не раз насельники обители, после того как в соборе установлен был этот лик Богородицы, видели в ночной темноте разливающийся над Успенской церковью лучезарный свет и ощущали притом ароматное благоухание.
В этом же соборе находятся два чтимых списка иконы Божией Матери «Умиление».
Подобный же образ находится и в Михайловском соборе монастыря. Его создатель, иеромонах Арсений, за основу образа взял лик Владимирской Богоматери, несколько изменив общую композицию своей работы. Игумен Хрисанф (Липилин) рассказал об этой иконе Владычицы следующее:
«С момента написания этой иконы заступничеством Пресвятой Девы люди стали получать молитвенные утешения – исцеления болезней. От иконы стали совершаться чудеса. Поэтому было написано много списков с нее, и некоторые из них являются чтимыми».
В этом монастыре хранится чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», исцеливший, в свое время, от тяжелейшего недуга и поднявший с одра болезни отца Иоанна Крестьянкина:
В Михайловской церкви находится еще одна уникальнейшая святыня – десница святой мученицы Татианы, пострадавшей в Риме в период христианских гонений, устроенных нечестивым начальником Имперской канцелярии Ульпианом в правление малолетнего Александра Севира. К этой святыне притекает множество богомольцев, прося святую утешить их и уврачевать их недуги.
В обители есть чтимый лик Богородицы «Радуйся Невеста Неневестная», перед которым просят благословения молодожены.
В церкви св. Лазаря Четверодневного пребывает чудотворный образ этого праведника с частицею его мощей. Перед этим ликом непрестанно произносятся псалмопения.
Также одной из главных святынь обители являются нетленные мощи бывшего настоятеля этого места игумена Корнилия, трагически погибшего от руки царя Иоанна Грозного. Честное тело игумена помещено в посеребренную усыпальницу:
Старцы и знаменитые насельники Псково-Печерского монастыря
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Родом этот подвижник был из Орла. Отца он лишился еще в детстве, мальчиком рос весьма болезненным, однако его благочестивая матушка, Елизавета Илларионовна, будучи женщиной очень религиозной и богобоязненной, сумела самостоятельно поставить на ноги восьмерых своих чад. И сумела вымолить у Создателя здоровье сыну. Елизавета Илларионовна обещала Вседержителю посвятить Ему сына, если Господь соизволит того исцелить.
Промышлением Божиим заметил 6-летнего Ваню проезжавший мимо их дома архиерей, когда тот с другими ребятами бежал за его каретой. Встретившись взором с ребенком, владыка ласково подозвал его к себе, и разговорившись со смышленым мальчиком, подивился его разуму и предложил помогать церковнослужителям в алтаре.
К 12 годам богоизбранный отрок уже высказал твердое намерение посвятить свой земной путь стезе иночества.
Но не сразу принял он пострижение. Некоторое время трудился будущий угодник в Москве простым бухгалтером. Началась война, а на фронт его не призвали из-за близорукости.
С 1944 года он служил при одной из столичных церквей, а через год был рукоположен в священнический сан. В ту пору отец Иоанн уже учился в Духовной академии.
Благодаря красноречивым проповедям, стал подвижник приобретать среди верующих немалую известность, однако часто его обращения к пастве шли вразрез с правительственной идеологией. За такое своеволие в 1950 году проповедника арестовали, он провел на лесоповальных работах в Архангельской области долгих 5 лет.
Монашество отец Иоанн принял в 1966 году, а через год стал насельником Псково-Печерской обители. В 1970 году его возвели в сан игумена, а в 1973 году – в архимандриты.
Множество богомольцев приезжало за наставлениями к этому батюшке. Прием их иногда продолжался за полночь. Старца уже при жизни почитали духоносным, обладавшим прозорливостью. В дальнейшем, когда из-за нездоровья отец Иоанн не мог уже принимать такое значительное число приходящих, он многие личные беседы заменил беседами письменными.
Почил этот удивительный старец 5 февраля 2006 года в 95-летнем возрасте.
Среди оставленных им трудов наиболее известны «Проповеди», «Настольная книга для монашествующих и мирян» и «Опыт построения исповеди».
Архимандрит Алипий Воронов
Отец Алипий появился на свет в одну из самых роковых дат Отечественной истории – 28 июля 1914 г. – в день, когда государство наше вступило в Первую мировую войну.
Окончив школьное обучение, он поступил в студию при Союзе московских художников, однако всецело посвятить себя творчеству будущий владыка не смог: пришлось ему потрудиться и колхозником, и строителем метрополитена.
В войну этот подвижник был бойцом 4-й танковой армии.
Монашество он принял в августе 1950 года, а через 9 лет стал насельником Псково-Печерской обители.
В монастыре, благодаря полученным художественным знаниям, отец Алипий занимался, главным образом, благоукрашением обители. Его трудами создана была здесь иконописная школа. Некоторые из написанных при его участии святых ликов украшают иконостасы местных соборов до наших дней. У этих икон весьма неповторимый колорит и их тона очень приятны для глаза.
Митрополит Тихон (Шевкунов) в труде «Несвятые святые» рассказывает об этом подвижнике следующее:
«Главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре. Старчество — удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте в каком-то конкретном монастыре. Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в середине XX века оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище он берег и умножал старчество в своем монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) — его тогда тайно привез в монастырь епископ Питирим (Нечаев). Приютил отца Адриана, вынужденного покинуть Троице-Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев-духовников. В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом».
Следует также отметить, что стараниями отца Алипия в 1973 году были возвращены в обитель вывезенные оккупантами сокровища.
В период возобновившихся церковных гонений подвижник открыто воспротивился решению Правительства СССР о закрытии Псково-Печерского монастыря.
Практически все свидетели его жития вспоминали, что отец Алипий обладал величайшим даром убеждения. И не только словом, но и деяниями своими. Этот дар он применял неустанно для проповеди Православия в атеистический период. При этом ему, как бывшему воину, свойственно было избирать позицию наступательную: его девизом были изречения «Побеждает тот, кто переходит в наступление!» и «Господь не любит боязливых!»
Иеромонах Рафаил Огородников
Отец Рафаил являлся духовным сыном Иоанна Крестьянкина.
Путь его подвижничества был необычным. По окончании школы он некоторое время работал токарем. В 1968 году будущий подвижник стал чемпионом России по велоспорту среди юниоров. С юности он увлекался также и автогонками.
Служил в пограничных войсках. Служба его выпала как раз на период конфликта на острове Даманском. Почти все сослуживцы будущего инока погибли, а он чудом выжил. У отца Рафаила за доблесть и проявленную отвагу были правительственные награды.
В 1974 году он поступил в Московскую семинарию, однако в слушатели его не зачислили из-за того, что он состоял в ВЛКСМ. Все же это не помешало молодому человеку в том же году сделаться насельником Псково-Печерской обители.
Через два года возвели его в чин иеромонаха.
В 1980 году отец Рафаил вынужден был покинуть свою келью. Он отказался свидетельствовать против своего брата - диссидента Александра Огородникова, а в те времена это считалось предательством. Несколько лет он скитался по необъятным просторам Союза, что, однако, ни в коей мере не мешало совершать ему подвижнические дела.
Много духовных чад было у него среди столичной интеллигенции. Его духовной дочерью была супруга Булата Окуджавы.
Знавшие иеромонаха люди свидетельствовали, что у отца Рафаила был удивительнейший дар: все, с кем он близко общался, становились, рано или поздно, христианами, будь до того они даже преступниками.
Отец Рафаил погиб в автокатастрофе 18 ноября 1988 года.
Архиепископ Гавриил Стеблюченко
Архиепископ Гавриил был уроженцем Херсона. Окончил Одесскую семинарию, затем духовную академию в Ленинграде.
15 июня 1966 года принял пострижение. Одно время он даже являлся секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме.
В Псково-Печерской обители подвизался владыка с 70-х годов прошлого века. После себя он оставил множество работ, в том числе известную публикацию «Храм — прообраз идеального состояния мира и человека», появившуюся в изданиях в 1990 году.
Архимандрит Мефодий Холмский
Отец Мефодий окончил Псковскую духовную академию.
Рано лишившись супруги и оставшись с тремя малолетними сыновьями, которые тоже ушли из жизни ранее своего родителя, священнослужитель перестал вкушать мясную пищу, ограничил расходы и всецело отдал себя служению ближним, растворяя в том душевную боль.
В ноябре 1886 года он принял монашество. Через 8 лет его назначили настоятелем Псково-Печерской обители.
Стараниями этого подвижника были вызолочены купола главного Свято-Успенского собора, сделан внутренний ремонт в Михайловской и Никольской церквях, обновлена храмовая утварь. С мая 1895 года архимандрит Мефодий был попечителем организованной при монастыре школы.
Архимандрит дважды встречался со святым Иоанном Кронштадтским и имел беседу с государем Николаем Александровичем. Он заранее провидел свою кончину, поведав о том келейнику.
Преставился настоятель 18 апреля 1906 года.
Архимандрит Адриан Кирсанов
Жизнь отца Адриана была очень нелегкой.
Он родился после революции в благочестивой семье, и ему тяжело было видеть то, что творилось во времена, когда преследовали верующих и разрушали приходы.
Затем началась война. Отец Адриан говорил, что всегда был благодарен Творцу за то, что в то кровавое лихолетье он никого не убил, и его совесть церковнослужителя осталась чиста.
В Псково-Печерский монастырь старец прибыл в 1975 году. Долгий период служил он молебны об изгнании нечистых духов из духовнобольных людей.
По воспоминаниям иеросхимонаха Валентина (Гуревича) сам подвижник с печалью констатировал:
«Не было ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов (Мф. 12: 45). И эти люди снова появлялись на отчитках…»
Порой отцу Адриану было нестерпимо больно оттого, что всю бесовскую месть, обрушиваемую на него за изгнание духов нечестия из одержимых, претерпевал он напрасно: освобожденных от влияния лукавого людей снова и снова приводили к нему на отчитку. Праведник терпел тяжелейшие страдания, а исцеленные им люди не считали нужным приобщаться к церковной жизни, по-настоящему раскаиваться и причащаться – потому в скором времени они снова попадали под влияние духов злобы.
А однажды архимандриту было видение: демон блуда кружил над Россией, восклицая победно: «Всю молодежь я потоплю в блуде, никто от меня не уйдет!»
Отец Адриан наставлял, что люди, подверженные разврату, как внешнему, так и внутреннему, являются, по сути, такими же бесноватыми.
Нужно отметить, что в Печорскую обитель этого старца отправили словно в ссылку. До того он был насельником Троицкой Лавры, но из-за того, что со всей страны ехали к нему одержимые люди, власти выразили в отношении архимандрита огромнейшее неудовольствие, и в результате его отправили подальше от столицы. Вокруг отца Адриана всегда было много одержимых, некоторые из которых даже переезжали за ним с места на место, поскольку при общении со старцем им делалось легче. Архимандрит не оставлял таких людей, заботился об их духовном выздоровлении, требуя притом от них строжайшего послушания.
В Вечные Селения архимандрит Адриан отошел 28 апреля 2018 года в возрасте 97 лет.
Схиархимандрит Никон Антонов
Псково-Печерскую обитель отец Никон посещал еще в школьные годы. Постоянно же он стал жить в этих стенах с 1973 года.
В 1974 году принял постриг. Окормлял его сам святой Иоанн Крестьянкин.
37 лет отец Никон был настоятелем церкви святого Георгия в селе Заполье. Много сил положил в это время старец ради поддержания своего прихода в период катастрофического снижения численности деревенских жителей. Как мог, старался поддерживать он вверенный его попечению храм в те труднейшие годы. А еще всеми силами старался он уберечь от осквернения благодатный источник святой Анастасии Римляныни, который местные жители по невежеству превратили в свалку.
В феврале 2012 года подвижник возвратился в Псково-Печерскую обитель и в августе того же года принял схиму.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ
На сайте обители размещено следующее объявление:
«Дорогие друзья! В связи с введением паспортного контроля у д. Гверстонь, просим Вас выбирать маршрут через Старый Изборск (автобус 207)!»
В пешей доступности от это чудесного места есть монастырская гостиница. Следует знать, что заселение там происходит только по предварительному бронированию.
При обители работает кафе и буфет. Открываются они в 9 часов утра.
Есть здесь и трапезная на 300 паломников, работающая каждодневно с 10.00 до 18.30.
При обители действует музей. Для паломников открыта также в определенные часы келья святого Иоанна (Крестьянкина).
Экскурсии по этому священному месту нужно согласовывать с монастырской экскурсионной службой по телефону +7(911) 360‑11‑77.