Лондонское светское общество было взбудоражено: смутьян, дэнди и дуэлянт, поэт лорд Байрон женился, и на ком — на девушке в высшей степени религиозной и добродетельной (не считая странности увлечения математикой). Делались даже ставки на то, как долго продлится этот удивительный брак. Выиграли оптимисты: брак продержался почти целый год. Лорд Байрон успел даже увидеть, пусть и всего однажды, свою новорожденную дочь и дать ей имя — Ада («потому что древнее и короткое»).
Мать воспитывала дочь по-своему: занимаясь с ней математикой. И той эта наука была в радость, ведь ею можно было заниматься, не вставая с кровати (с которой в юности крайне болезненная Ада три года вообще не могла подняться).
В 17 лет Ада все же прибывает в Лондон. Будучи особой знатной, она представлена ко двору, но, что еще важнее (для истории и для нас) – она представлена Чарльзу Бэббиджу, человеку необычайных, разнообразных и ярких дарований. Вся Англия мечтает попасть на его приемы, где бывают Фарадей, Диккенс и другие знаменитости. Своим гостям (в том числе и Аде) он с удовольствием показывает прототип машины, которая должна заменить людей в математических расчетах. К изумлению Бэббиджа, юная девушка обнаруживает понимание задачи и настоящий, подкрепленный умными вопросами и замечаниями, интерес.
Они подружились и продолжали общаться, каждый занимаясь своими делами: Бэббидж пробивал в парламенте финансирование своей задумки, Ада вышла замуж за лорда Уильяма Кинга, который вскоре стал графом, а его жена отныне – графиня Лавлейс. Графиня рожает троих детей и занимается математикой – без каких-то целей, просто для души. Школ для дам тогда еще не существует, так что профессора математики занимаются с ней индивидуально и все в один голос отмечают её фантастические способности. Будь она мужчиной, они бы даже заговорили о ее таланте или даже о гениальности, но к таким признаниям в отношении женщины викторианская Англия еще не готова.
Между тем в Англии проект Бэббиджа по созданию машины для расчетов буксует, и он ездит по миру, рассказывая о своем замысле. Среди слушателей его лекции в Турине оказывается талантливый военный инженер Луиджи Менабреа (позже он станет премьер-министром Италии). Он пишет статью на французском, где описывает идею Бэббиджа по своим записям его лекции, и излагает мысли насчет перспектив самой машины. Бэббидж знает очень многое, но не французский, и Ада берется перевести для него этот текст. Вот только записи Менабреа ей кажутся незавершенными, и она просит разрешения снабдить их комментариями. Бэббидж только «за» — он уже оценил математический ум Ады.
Работа заняла месяцы, в течение которых Ада общается с Бэббиджем письменно, буквально в режиме мессенджера (Бэббидж, один из реформаторов английской почты, может быть доволен расторопностью почтальонов – иногда они обменивались записками по шесть раз в день).
В результате перевод статьи Менабреа оказывается снабжен 52 страницами комментариев Ады. Часть комментариев посвящена алгоритму вычисления чисел Бернулли, который по общему признанию стал первой в истории компьютерной программой.
К тому времени Бэббидж уже использует для своей машины прообраз перфокарты, «срисовав» её с ткацкого станка Жаккарда, и Ада пишет о возможности делать записи программ таким способом. Более того, она предвидит, что машина сможет писать музыку и картины и «откроет такие пути в науке, которые нам и не снились».
Не желая ждать, пока Бэббидж наконец соберет свою машину, Ада предлагает ему возглавить этот процесс сама, и тот готов уступить ей штурвал. Она развивает бурную деятельность, общается с Джорджем Буллем, автором идеи двоичного кода, её муж готов вложить в дело деньги. Но, увы – Ада заболевает чахоткой и в возрасте 36 лет умирает.
Бэббидж так и не стал создателем первого компьютера. А вот Ада Лавлейс вписала в историю свое имя, как первый программист во времена, когда еще не было ни компьютеров, ни суфражисток, а до предложения Клары Цеткин праздновать в марте Международный женский день оставалось еще более полувека.
*Написано специально для телеграмм-канала "Нецифровая экономика"
Эта статья, как и множество других (да что там - все написанное) создано благодаря подписчикам в Boosty, но стать подписчиком легко и приятно, а главное - полезно. Без шуток - это очень важно и реально, на самом деле, помогает создавать новые материалы
Подписаться на контент "для своих" можно ЗДЕСЬ
Отправить донат - ЗДЕСЬ
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: ЗДЕСЬ
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect