Найти в Дзене
Рассказы старой дамы

Лиза - взрослая тётка, сама пусть решает свои проблемы

Бабушка раскладывала свои немногочисленные вещи в шкафу и плакала:
– Дожилась! Дожилась! Если дед меня сейчас видит с небес, ворчит: «Как была недотёпой, так ей и осталась». А что я могу сделать? Старая я уже. Да что говорить, молодая я такая же была.
– Бабуль, перестань, – Мария обняла бабушку. – И ничего ты не недотёпа, ты просто добрая.
– Добрая, добрая, – бабушка вытерла слёзы своей морщинистой рукой и улыбнулась. – Это ты у нас добрая. Вот Танюша-то не дожила до своих внуков, а то бы порадовалась сейчас. Да она и радуется, только там на небесах. Когда хоть меня-то бог приберёт.
– Бабулечка, живи ещё долго. На кого ты нас-то оставишь? – Мария вспомнила свою маму, старшую дочь бабушки, умершую пять лет назад. Слёзы сами покатились по щекам Марии.
– Ну вот, мы опять с тобой сырость развели, – улыбнулась бабушка. – Ничего, ничего, проживём как-нибудь.

После того как вещи были разложены, а чай выпит, Мария засобиралась домой:
– Ну всё, мне пора. Сама понимаешь, у меня там мои голодные мужики ждут, ложками стучат. А ты обживайся, магазин рядом, если вдруг что-то вкусненькое захочешь купить. Погулять сходи в сквер, во-о-он он, из окна видно. Я завтра забегу. Звони, если что.
– Хорошо, милая.
Мария дождалась, когда щёлкнул закрывающийся замок, и поспешила к мужу и сыновьям.

Месяц назад Мария посоветовалась с мужем, и они решили купить для бабушки маленькую квартиру. Сделали небольшой ремонт и переселили бабушку.

На самом деле у бабушки была двухкомнатная квартира в центр города. В этой квартире выросли две дочери бабушки, от туда хоронили деда. Бабушка думала, что век свой будет доживать в этой квартире. Но дом попал под переселение. Вот с этого дня всё и началось.

Младшая дочь бабушки – тётя Лиза предложила не квартиру получить, вместо старой, а взять деньгами. Тётя Лиза всю жизнь пыталась заниматься предпринимательством, и каждый раз находились причины, по которым она разорялась, закрывала бизнес. Она-то свои неудачи всегда объясняла отсутствием в нужный момент денег.

Когда дом бабушки попал под переселение, у тёти Лизы как раз был тот период, когда ей нужны были деньги. Тётя Лиза убедила бабушку, что нужно взять деньги и вложить в бизнес. Тогда уж точно они разбогатеют и купят огромный дом, будут жить вместе.
– Зачем тебе, Лизонька, большой дом? – бабушка пыталась слабо возразить дочери. – У тебя ни детей, ни мужа нет.
– Мама, не начинай. Тебе жалко денег для дочери? Я у тебя одна осталась. Как ты думаешь, кто за тобой немощной будет ухаживать? – подняла больную тему для бабушки тётя Лиза. Бабушка, действительно, после смерти старшей дочери переживала, с кем помирать будет. Свою младшую дочь бабушка считала безалаберной, с ветром в голове. Но какая бы она ни была, приходилось полагаться только на неё. У внуков свои семьи, свои заботы.

В общем, убедила тётя Лиза бабушку. Полученные деньги она отдала дочери и переехала жить к Лизе. Зиму прожила бабушка у своей дочери, а к весне переехала на старенькую дачу. Мария ездила раз в неделю к бабушке, привозила продукты, лекарства и постиранное бельё. Бабушка говорила, что ей нравится жить на даче – чистый воздух и тишина.

В конце лета Мария приехала к бабушке, та накрывала стол и приговаривала:
– Дров надо купить, ещё одно ведро под воду, а то зимой каждый день в колодец не набегаешься. Ещё лопату, снег убирать. Ты бы меня в магазин свозила. А-а-а, Машенька, свозишь?
– Бабуль, в смысле дрова и лопата? Ты собираешься в этом картонном домике зимовать? – Мария подскочила от удивления.
– Ну, что ты так всполошилась? Много мне старой надо? Проживу, как-нибудь, – заплакала бабушка. – Не могу я у неё жить. Она спит до обеда и не даёт мне ходить по квартире. А я старая, мне столько не лежится. Гости у неё часто, шумно очень. Даже если нет гостей, она громко включает музыку или телевизор. Не могу я у неё жить.
– Давай собирайся. У нас будешь жить, – решительно сказала Мария и начала складывать вещи бабушки в пакеты.
– Нет, Машенька, и к вам не поеду. Зачем я вам? У вас дети. Как на это твой муж посмотрит? Притеснять я вас буду, – глубоко вдохнула бабушка и примолкла.
– Ты из моего мужа-то монстра не делай. Он добрый, он поймёт, – Мария искала, во что складывать вещи, ходила по дому.
– Погоди, Машенька, – бабушка схватила проходящую мимо внучку за руку. – Не мельтеши. Давай так договоримся, ты сначала поговоришь со своими, а потом уже примешь решение.
– Ну, хорошо, – согласилась Мария, всё равно так с бухты-барахты нельзя уехать. Надо привезти коробки, в которые можно сложить вещи, прибрать в домике и заколотить окна и двери.

Вечером Мария рассказала мужу про бабушку, он, подумав, ответил, смеясь:– Что мы с тобой, как дураки, живём без ипотеки. Давай купим маленькую квартиру для бабушки. Потом пацаны вырастут, им достанется.
Идея Марии понравилась. И уже в конце сентября бабушку перевезли в квартиру.

Бабушка три года уже жила в квартире. Мария также раз в неделю приходила к бабушке, на праздники забирали бабушку к себе. Тётя Лиза тоже изредка приходила в гости к матери, об этом рассказывала бабушка. А однажды Мария пришла в гости, а бабушка была расстроена и молчала.
– Да что такое-то? – не понимала Мария, что с бабушкой. – У тебя что-то болит? Я тебя чем-то обидела?
– Понимаешь, вчера Лиза приходила, – наконец-то заговорила бабушка, перебирая в руках вязанную салфетку.
– Ну! И что она опять придумала? – ничего хорошего от такой новости Мария не ожидала. – Предложила твою пенсию ей отдать?
– Зачем ты так? – заплакала бабушка. – Лиза добрая, только несчастная. Вся жизнь у неё на наперекосяк.
– Да безответственная она, – махнула рукой Мария.
– Вот она и говорит, что ты её не любишь. И всё делаешь на вред ей.
– Господи, я её не слышу и не вижу. Что я сделала на вред ей?
– Вот эту квартиру оформила на себя, а не на меня. Значит, в любой момент можешь меня выгнать из неё. Может, переделаешь документы на меня, чтобы Лиза успокоилась, – бабушка смотрела на Марию такими невинными глазами, что Мария рассмеялась:
– Бабулечка, моя миленькая. Ни за что я тебя не выгоню, даже не думай. А за квартиру мы платим кредит банку. Если бы хотели, то ни как бы не оформили на тебя. И не слушай ты тётю Лизу, у неё, наверно, опять какой-то хитрый план, а денег нет.
– Ну да, ей опять нужны деньги. А дача стоит копейки, – вздохнула бабушка.
– Вот и пусть свои проблемы решает сама, – резко сказала Мария.
– Так, она моя дочь, – бабушка закрыла глаза и пальцами зажала виски.
– Что? Давление? – испугалась внучка и достала тонометр, потом лекарства. Давление сбили, Мария ещё немного побыла у бабушки и ушла.

Месяца через три, когда в очередной раз Мария пришла к бабушке, обнаружила чужие вещи.
– Бабуль, а не твоя ли доченька живёт с тобой?
– А куда ей деваться? Квартиру она свою за долги продала, бизнеса лишилась. Конкуренты забрали. Не на улицу же её прогонять. Может, пропишешь её в этой квартире? Родная же тётка, – заискивающе сказала бабушка.
– Нет, бабулечка, вот о тебе я обязана заботится, а тётя Лиза - взрослая тётка, сама пусть решает свои проблемы.
– Она так и говорит, что ты язва. Всю жизнь завидовала ей, поэтому сейчас не поможешь. А к брату твоему и вовсе нет смысла обращаться за помощью. Я не знаю, чем тебя Лиза обидела. Прости её, пожалуйста, и помоги. Ну, хотя бы не выгоняй из квартиры.

Мария ничего не ответила бабушке. Она не знает, как ей поступить. С одной стороны, не жалко, пусть живёт тётка и коммунальные платежи платит, а с другой – тётке скоро на пенсию, как её после смерти бабушки выгонять?