Православные всегда с нетерпением ждут этого момента. Великий пост... Он в буквальном смысле великий. И продолжительный он (49 дней). И очень строгий (для тех, кто придерживается Устава, в некоторые дни только сыроядение). И сильный. Ведь в эти дни настрой серьезный, направленный на покаяние.
Конечно, у каждого - своя мера поста. Ее надо выстраивать с духовником, с батюшкой, к которому на исповедь ходите и, опираясь на совестью свою. Ведь кто-то не может строго поститься, обстоятельства разные бывают. Кому-то по другим причинам требуется послабление.
Словом, до поста, который начнется 18 марта, всего 9 дней. И они являются завершающими в подготовке к этому сложному, но важному и нужному для всех поприщу.
Завтра, 10 марта , - Неделя о Страшном Суде, она последняя из всех подготовительных недель. Является последним днем вкушения мяса. Следующая седмица - сплошная, то есть в среду и пятницу нет поста. Но готовим уже без мяса.
Итак, что отмечают православные христиане в последнюю неделю перед постом, и как Церковь готовит верующих к Великому посту? Об этом и расскажем вам сегодня.
Забегая наперед скажем, что Масленица - это не блины, это не пироги и прочая еда скоромная, которой мы стараемся наесться, словно на всю жизнь хватит. Последняя подготовительная неделя это и храм, и богослужения, и подготовка души к событию, которое предваряет Великий пост. Готовимся к Васхе!
Неделя "О страшном суде" (в этом тексте "неделя" — воскресный день). Про Масленицу
Неделя «О страшном Суде» чаще известна в народе как начало Масленицы. Большинство людей уверены, что Церковь внесла языческий праздник в православный календарь. Это заблуждение. Нет ничего общего у дохристианского праздника проводов зимы с массовыми гуляниями, поеданием блинов и сжиганием чучела с последней неделей перед Великим постом. Церковного праздника Масленицы нет. Церковь уважает народные традиции, но вкладывает в это название совсем другой смысл.
В православном понимании Сырная седмица (Масленица) означает, что в пищу допустимы масло, сыр, все молочные продукты, яйца и рыба. Это позволяет постепенно подготовить верующих к телесному посту. Мясо уже не употребляется, отсюда еще одно название недели – Мясопустная. Устав отменяет пост в среду и пятницу этой седмицы. Такие недели называют Сплошными.
Празднование Масленицы
Масленица – праздник языческий. До крещения Руси он символизировал проводы зимы и встречу весны. Но исторических письменных свидетельств об этом празднике нет. Не существует и привязки к определенной дате. Принятие христианства не означало для русского человека отказа от заведенных обрядов. Влияние язычества на наш народ до сих пор очень велико.
Запретить разгульный праздник было невозможно. Церковь не запрещает его, а расставляет другие акценты. Сейчас Масленица принимается Церковью как народный праздник. Это традиция, которую лучше наполнить христианским смыслом.
Ничего плохого не будет в том, что мы навестим своих близких, попросим у них прощения. Мы не воспринимаем блины как символ и жертву языческому божеству. Это вкусное блюдо, приготовленное любимой мамой или бабушкой. Пригласить к своему столу близких и не очень – правильный христианский подход к празднованию Масленицы. Хорошей русской традицией в это время была благотворительность.
Воспринимать Масленицу как повод «пуститься во все тяжкие», наесться и напиться впрок, читать языческие заклинания и сжигать чучело зимы – такой подход не является православным. Сжигание чучела символизирует приношение человеческой жертвы. Поэтому участие христианина в подобных обрядах с языческими корнями для верующего человека противоестественно.
Выбор для православного христианина очевиден: масленичная неделя позволяет подготовиться к Великому посту, примириться с близкими, помочь нуждающимся. Тогда мы сможем сказать: «Нас крестили и просветили».
Подготовка к Великому посту
За три недели до начала Великого поста Церковь готовит христиан к сорокадневному периоду воздержания, чтобы направить мысли и чувства в правильное устроение. На неделю «О мытаре и фарисее» поется первое покаянное песнопение - «Покаяния отверзи ми двери». В нем душа сокрушается о своих грехах, просит очистить свой оскверненный «внутренний храм» и взывает к Господу и Пресвятой Богородице о милости и прощении.
В неделю «О блудном сыне» к покаянным молитвам добавляется 136-й псалом «На реках Вавилонских». В нем вспоминается Вавилонский плен и страдания народа Израиля. Эти песнопения наполнены глубоким смыслом. Они призывают не находится в плену страстей (по аналогии с Вавилонским пленом) и не привязываться ко всему земному. Последняя строка псалма «Дщи Вавилоня окаянная. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» вызывает недоумение при дословном переводе. Означают эти слова, что с грехами надо бороться, пока они еще малы. Разбивать их о камень – усердно молиться Христу, «камню» нашей Церкви.
Неделя «О Страшном Суде» напоминает всем христианам о грядущем втором пришествии Спасителя. В храмах звучат слова Евангелия: «И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф25). Продолжаются покаянные песнопения предыдущих седмиц.
В среду и пятницу Сырной седмицы отменяется Литургия, читается главная великопостная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Творятся земные поклоны. Душа и тело готовятся к посту. На фоне этого покаянного настроя безудержные народные гуляния смотрятся неуместно.
Завершается Сырная Седмица Прощеным Воскресеньем, на воскресной Литургии вспоминается об изгнании Адама из рая. В храмах совершается особый чин Прощения с коленопреклоненными молитвами.
После чина Прощения поются стихиры Пасхи, они напоминают нам о грядущем воскресении Спасителя. И это напоминание дает нам силы пройти по ступеням Великого поста и достойно встретить Светлое Христово Воскресение.