Один раз – это случайность, второй раз – совпадение, а третий раз – закономерность. К сожалению, Черноморский продолжает терять боевые корабли. Конечно, об этом можно не говорить официально, пытаться спрятать голову в песок, но факт остается фактом. Противник чуть меньше года назад начал активно использовать БЭК или безэкипажные катера со взрывчаткой.
По последним данным, было совершено не менее 150 атак на боевые суда, и патрульный корабль «Сергей Котов» явно не последняя цель. Разумеется, у каждой проблемы и причины есть своя фамилия.
Три боевых корабля за два месяца
Честно говоря, поражает не только успешность проведенных операций, но и полное отсутствие реакции на эти катастрофы. Понятное дело, что в условиях проведения СВО нужно поддерживать боевой дух, но и на ошибках следует учиться. В начале года противник наносит удар БЭКами и казалось, нужно же что-то предпринять, обезопасить суда Черноморского флота.
И что-то действительно предприняли. Например, сняли с должности адмирала Виктора Сокола, а на его место поставили адмирала Сергея Пинчука. Правда, это назначение ничего не изменило, так как противник успешно провел еще одно нападение уже на патрульный корабль.
Эксперты считают, что ответственность за уничтожение кораблей лежит на Великобритании, которая выделила более 250 млн долларов на «борьбу с Черноморским флотом». Сумма действительно огромная, но если мы знаем об этом, тогда почему не противодействуем? Ведь речь идет об уникальной технике, стоимостью в миллиарды рублей.
Так, в начале февраля поступила информация об атаке на БДК «Ивановец». Его пытались подбить БЭКи, и спустя 40 минут смогли достигнуть цели. Еще один большой десантный корабль «Цезарь Куников» затонул 14 февраля. Примечательно, что только после этого ЧП начали думать о переменах и назначили нового адмирала.
И если БДК оказались разработками СССР, то потеря корвета «Сергей Котов» является серьезным ударом. Интересно, что именно этот корабль создавался для борьбы с пиратством, то есть фактически для уничтожения небольших судов, катеров и прочей морской техники.
Думаю, что этого вполне достаточно для того, чтобы начать что-то предпринимать. Конечно, потеря нескольких корветов или БДК вряд ли сильно скажется на боеспособности Черноморского флота. Военные аналитики считают, что группировка еще сохраняет около 75% своих возможностей. Но если так пойдет дальше, то серия подрывов может серьезно отразиться на основе русского флота.
Извечный русский вопрос: кто виноват и что делать?
Понять, простить или наказать, а самое главное – кого? ВСУ начали использовать БЭК еще в начале 2023 года, а за этот период смогли произвести сотни атак. Как правило, в операциях принимают участие от 5 до 15 катеров, стоимостью около 200-300 тысяч долларов. Это сущие копейки с учетом того, какой урон они наносят. При этом британцы могли выделить Украине сотни таких БЭКов.
На фоне этих атак некоторые горе-эксперты даже предлагали полностью эвакуировать Черноморский флот. Конечно, это глупость, на которую не пойдут даже самые недальновидные генералы. Флот должен оборонять Крым, а еще модернизироваться с учетом текущих обстоятельств.
Конечно, сейчас можно начать «чистки», поснимать адмиралов, и на этом все закончится. Однако проблема ведь является более глобальной и относится к неготовности флота к ведению боевых действий в 21 веке.
Сразу оговорюсь, что это проблема не только Черноморского флота, но и любых других флотилий, в том числе американских ВМС. Ранее никто не предполагал, что небольшие беспилотные катера окажутся более эффективными, чем торпеды или ракетное вооружение. Понятно дело, что потери будут в любом случае, но их можно минимизировать.
На этот счет существует несколько мнений и решений:
1. Отвести все важные корабли на безопасное расстояние, после чего прикрыть инженерными заслонами, тем самым исключить проникновение дронов. В таком случае можно будет провести быструю модернизацию. Сейчас флот в Черном море практически не задействуется.
2. Корабли Черноморского флота должны получить наиболее простые и эффективные средства противодействия. В первую очередь речь идет об использовании тепловизоров или приборов ночного видения. Как показала практика, обычные РЛС неспособны обнаруживать БЭКи на безопасном расстоянии.
3. На каждом судне должны быть установлены крупнокалиберные пулеметные установки. И не просто 1-2 единицы, а сразу 10-15 штук в зависимости от размера корабля. Также можно использовать малокалиберные пушки.
При грамотном использовании тепловизоров и пулеметных установок БЭКи можно уничтожить на дистанции до 2-3 тысяч метров. И да, в таком случае на корабле должно быть организовано круглосуточное дежурство до окончания проведения СВО.
Мы говорим о том минимуме, который позволит временно решить проблему, а дальше можно думать о более серьезных средствах обороны. Будет ли это все реализовано в 2024 году? Остается только надеяться.