После опыта в True Staker я изрядно преисполнился и захотел чего-то похожего.
Возвращаться к ванильным частям пока не очень тянет (впрочем если GSC в свете выхода трилогии на консолях прикрутят к Стим-версии ачивки - сразу ломанусь делать платину) а посему вспомнил молодость на бескрайних просторах Черноруси.
В Далеком 2013 году Ютуб (стримов тогда особо не было и многие интересности попадались на глаза посредством летсплеев) подкинул ролик, в котором персонаж в кепочке появлялся на побережье и резво бежал вглубь материка с городами, военными базами и ПРОСТО КОЛЛОСАЛЬНЫМ количеством лесов.
Но это лишь цветочки, ягодки нарисовались позже в лице в целом достаточно обычных людей со страшными мордами и кряхтящими звуками (некоторые перемещались на четвереньках, так что обычными их назвать было крайне затруднительно) и вокруг этих компонентов и строился весь геймплей: респаун => отбегание как можно дальше от точки появления(если вы играли нее в одиночку, то все усугублялось нахождением себя на местности и передачи сей ценной информации товарищу, дабы объединиться и переживать тяготы выживания вместе)=>поиск экипировки =>опциональное доминирование над всем живым и не очень на карте, которое чаще заканчивалось страшной смертью в текстурах\лестнице\обезвоживанием-голодом-кровотеком, ведь каким бы заряженным выживальщиком ты не был система спавна лута имела свои представления о справедливости.
Геймплей был настолько инновационным(то ли дело сейчас, когда выживачи выходят каждые 15 минут), что подстегнул продажи Arma 2 с дополнениями до каких-то немыслимых значений, оно и понятно: желающих достоверно делать пыщ-пыщ в разы меньше желающих настучать зомбям промеж глаз.
На фоне всех этих успехов от основной команды разработчиков отпочковалась группа людей во главе с Дином Холлом, придумавшим всю эту концепцию на фоне своего опыта службы в Армии Новой Зеландии. Посыпались обновления всех аспектов игры: выживание, болезни, строительство, транспорт и т.д.
Однако наработкам стало слишком тесно в рамках МОДА, так что уже в конце 2013 в Стиме появилась САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ версия мода.
Тут-то и начинается история моих сложных взаимоотношений с игрой.
Альфа была абсолютно куцей, причем настолько, что даже некоторые функции из мода в нее не перекочевали, зато планы были наполеоновскими!
Повествование через окружение и записки (в лучших традициях многих современных проектов) продвинутая система болезней (были даже истории про консультации Дина Холла с инфектологами, дабы точнее передать поведение местных зараженных) строительство баз, кланы, достоверная физика.
Звучало это все невероятно вкусно, вкупе с заявлениями о том, что "пацаны, дайте годик, все сделаем и в релиз" Разумеется через годик ничего в релиз не вышло. Были пространные статьи о том, чем занимается студия, а следом выходила обнова с несколькими новыми штанами и фонариком для калаша.
Продажи через полгода достигли 2 миллионов,что явно сигнализировало разработчикам о правильности их стратегии разработки. А я же так и не обнаружив значительных изменений и устав дохнуть в заповедных лесах от жажды и обезвоживания без какого либо вменяемого лута бросил это поделие, посчитав себя кинутым на косарь Дином Холлом (который спустя некоторое время ушел из студии делать какую-то свою очередную игру-выживач)
Что же представляет из себя игра спустя 11(!) (ВЫ ТОЛЬКО ВДУМАЙТЕСЬ) лет после явления на свет?
Как ни странно (особенно после такого пространного вступления) это вполне добротный проект, в котором НАКОНЕЦ-ТО все механики синергировали в что-то удобоваримое и даже в меру казуальное.
Сразу оговорюсь: мой текущий экспириенс строится на Ванильной версии Черноруси без каких-либо модов. На первый взгляд все осталось как и было: тот же берег, те же обноски(имеется минимальная кастомизация, но в целом едва ли вы появитесь в каком-нибудь тулупе и прочных ботинках) те же открытые дома, потому что игроки выносят все хоть сколь-нибудь ценное и полезное для продвижения,но теперь и после них можно обнаружить парочку полезных "артефактов".Логика лута перестала страдать полной безыдейностью, хотя оружие все еще достаточно часто попадается в "гражданских" постройках.
Они, к слову, тоже не претерпели изменений и по-прежнему разделяются на "входябельные"\невходябельные" от чего обещали отказаться еще в альфа-версии дав возможность залезть куда угодно. Впрочем с залезаниями стало в разы лучше! Выживший освоил ряд приемов паркура с неплохой анимацией сделав путешествия приятнее, а аннигиляцию зараженных проще (любая возвышенность в виде бетонного блока или машины делает вас практически неуязвимым) и раз уж к слову пришелся транспорт, то не грех поведать и о нем.
Он....есть, но автопарк (именно автопарк, т.к. вертолетов, кроме "Хеликрашей" в игре нет, а вот в файлах есть и он и даже целый самолет)
весьма скромен: 4 гражданских легковушки да 2 военных в виде "Хаммера" и Военного грузовика, насладится поездками на которых можно после приведения их в порядок путем сбора частей и топлива. Не думаю, что в соло собрать транспорт возможно (остов еще поди найди) так что об особенностях управления на релизе увы рассказать нечего. Нечего сказать и про строительство ,кроме как подтвердить его существование, причем судя по тем деталям и компонентам, валяющимся на локациях оно как минимум НЕ ХУЖЕ того, что было в Fallout 76 и явно вписывается в антураж. Тут вам и фонари, и генераторы и какие-то каркасы, правда учитывая кровожадность местного населения (как в виде игроков, так и нпц) такие стройки нужно либо караулить 24\7 либо строить совсем уж на отшибе. Говоря о кровожадности я обращаюсь в основном к прошлым опытам. т.к. нынче выжившие либо стали крайне опасными и опытными хищниками в связи с чем заметить их не представляется возможным, либо (и что более вероятно) переехали на платную Ливонию\Кастомные серваки. Но как по мне это только идет на пользу экспириенсу и ознакомлению с текущим Dayz.
Кодзимовский Death Stranding хвалили за передачу тотального чувства безысходности и одиночества, когда ты под Low Roar карабкаешься в скалы, а на километры вокруг - ни души. Так вот у Дейза выходит ничем не хуже, только вместо лицензированных саундтреков скрип деревьев, сопение и кряхтение зараженных, шум воды, и далекие выстрелы, явно не сулящие ничего хорошего да еще и пугающие не только вас, но и наверняка самого стрелявшего.
Щемящее чувство развивает и обилие пустых домов, начинающих ветшать, недоразграбленных остатков транспорта и осознание того ,что Хэппи энда не будет. А уж если зарядит дождь, то кроме как забиться в какую-нибудь нору\вагончик\палатку ничего и не хочется, настолько это атмосферно. Ближайшим по ощущениям проектом с похожими ощущениями был как ни странно первый Сталкер, даром что там попадание под дождь не сулило переохлаждение и простуду. Кроме этого проблему с едой разработчики тоже более-менее решили (так что вероятность спустя час-другой шатания по заброшкам откиснуть с голодухи уже не стремится к 100%) ,не забыв про обещания Холла касательно некоей симуляции заболеваний. Есть с пола вам никто не запрещает, однако и даром такой прием пищи вряд ли пройдет. В меню обширный ассортимент даров природы: овощи, фрукты, грибы, мясо, рыба (добываемые собсно как и подобает из водоемов и животных) кроме того имеется неплохой набор "магазинной" еды и консервов ( моим фаворитом с точки зрения визуала является паштет, который нарисован максимально достоверно)
А что, собственно, со всем этим великолепием делать?
Нууу...выживать? в кои-то веки как и задумывалось в далеком 13 году, осваивать механики (матерые дейзисты рекомендуют часов эдак 500) дабы спокойно интегрироваться в коммьюнити-сервера с разными свистоперделками,можно попробовать прогуляться по "местам боевой славы" если вы ветеран проекта и так же как и я надолго его покидали. Электрозаводск, Черногорск, Старый Собор, если эти названия с теплом в районе пятой точки отзываются в вас, то это отличный челлендж!
Часов за 20 моего "возвратного" захода до Черногорска ради красивого скриншота я так и не добрался... В конце концов можно переждать здесь до релиза чего-нибудь эдакого, будь то Сталкер 2 (который все еще не вызывает особого доверия) Метро(который по слухам уже давненько куется,а для владельцев ВР-шлемов затравочка прилетит уже в этом году) в конце концов когда-нибудь в этом году выйдет PIONER.
Да, в игре все еще имеются баги, пару раз я вылетал за текстуры дома, а зараженные наоборот просачивались в дом сквозь стены-двери, но они не критичны, обновления пилятся достаточно часто и теперь это не добавления пары предметов, а вполне ощутимые изменения в системе анимаций, звуков и т.д. Кор геймлпей за пределами города все еще является прогулкой по лесу (оптимизировать которую можно с помощью зубочистки воткнутой в клавиатуру) но благодаря введенным животным такие прогулки тоже могут подарить возможность пережить ПРИКЛЮЧЕНИЯ схожие с самым первым заходом в игру. К сожалению ценник на Dayz с момента релиза подскочил до каких-то свинских высот (~3к) но порой по скидке можно урвать за куда более демократичную цену. Так что если вам близка романтика постсоветской заброшенности и безысходности, то присмотритесь. А уж если вы заманите друзей, то смело можно замахиваться и на "перестрелочный" геймплей с привлечением техники и всех способов контролировать чужих персонажей (будь то наручники, мешок на голову ,переливание крови и многое-многое другое)
7\10