Впервые открыв для себя мир сталкера в далеком 2007 я не закрывал его еще 7лет до выхода Lost Alpha.Были и форумы с текстовыми РПГ и рассказами ,пара сюжетных и не очень модификаций типа OGSM,РАЗУМЕЕТСЯ мимо не прошла целая плеяда книг разной степени качества и исполнения. И вот в 2023 году выходит мод True Stalker, буквально взорвавший фанатское сообщество.
Для начала небольшая вводная(из которой, вероятно, станет понятна причина моего восторга и потока ностальгических чувств)
True Stalker (Настоящий Сталкер) - Глобальная модификация от «AP PRO Team» (насколько я понимаю это авторы с одного из крупнейших, если не самого крупного портала связанных с модификациями всех Сталкеров) с абсолютно новым сюжетом, минимально эксплуатирующим старых персонажей, но периодически довольно точно ссылаясь на них и события с ними связанные.
Знакомые локации претерпели значительные изменения (например Янтарь полностью затоплен, а пара локаций придумана разработчиками с нуля и аккуратно введена в игру )причем не только с точки зрения эффектов, но геологически: где-то появились аномалии, где-то временные стоянки сталкеров и т.д. Ну и время года сменилось с меланхолических осенних пейзажей на яркое летнее буйство красок (можно даже узнать текущую температуру воздуха и посочувствовать сталкерам, гоняющим в бронекостюмах и экзоскелетах в +25)Так же в комплекте динамическая смена погоды и многое другое.
Волею игры мы влезаем в шкуру не то чтобы новичка, но и не совсем опытного сталкера Топора (все потому что ввиду отсутствия патронов он решил выйти на собак с первым, что попалось под руку - топором) которому надоело тусоваться в предбаннике и захотелось повидать Зону. Как и подобает таким приключениям ничего серьезного с первых минут нам не поручают сходи то, сделай сюда. но черт возьми, как это подано. Здесь нет топорности(вот такой каламбур) ванильного сталкера мол вижу тебя 10 минут, очнулся? Поди убей бандитов, поди укради у военных.
История развивается довольно неспешно, но погружает в новые реалии (действие игры развивается аккурат после событий ЗП) Локации и расстановка сил изменились, а качественной экипировки вам просто так никто не даст. Поэтому бегаем по поручениям местных, и это не банальные принеси-подай, но если такие и есть, то обставлены поручения увлекательно. То нужно забрать ноутбук Сидоровича у местного техника, то поискать сталкера (и даже выбрать его судьбу) тексты заданий написаны приятно и аутентично (впрочем не без огрех, но моду можно многое простить и такие нюансы в том числе) Кордон немноголюден, ведь после событий трилогии народ ушел за радар и к центру зоны и все это придает еще большего шарма и атмосферности. Поэтому встретив отряд отряд сталкеров в экзоскелетах ты ломишься к ним чтобы послушать про " А что там, за Кордоном?" Одним словом отличный вводный уровень. Занятный факт, который меня поразил: модеры отлично используют некоторые старые ассеты, вплетая их в свою историю. Например машина в туннеле под дорогой к деревне теперь получила объяснения какого хрена она там торчит. Мое уважение такой проработке!
А дальше Свалка и самая мякотка! Тут в дело вступают фракции и истории, которые покидают тебя по всем закоулкам и вкинут немало тайн и мистики. Последняя таится буквально за каждым углом: то неизвестная аномалия, то подозрительные сообщения на КПК и многое многое другое с озвучкой(одного из персонажей озвучил известный многим Петр Гланц),катсценами и прочими элементами квестов, сделанных вручную.
Однако порой авторы слишком увлекаются и отбирают управление, а порой и лут. По моим подсчетам за игру персонаж около 10 раз выводится из строя, трижды оказывается под угрозой расстрела и около 8 теряет (временно) лут. В какой-то момент это жутко надоедает и раздражает. В конце концов в Чистом Небе хватало одного такого "ограбления" чтобы заколебать и возненавидеть такой способ подачи сюжета, но как говорил выше - авторам можно многое простить. А если это простить, то обнаруживается отличный темп: вот мы исследуем локацию (иногда залезая в лютые подземелья с загадками) и беседуем со сталкерами, вот неплохая и динамичная перестрелка с мутантами, вот небольшой выбор. Все на своих местах и ничуть не уступает классической трилогии (местами даже превосходит!) Когда ты ,пробегая кабанцом по главному квесту, цепляешь побочку и оказываешься в другой локации спустя час приходит понимание, что это - пример отлично построенного геймдизайна, удивительного для "разработчиков" без какого-либо опыта выпущенных игр. А ведь в игре есть еще и ВОТ ЭТО ПОВОРОТ, разительно меняющий подход к прохождению и восприятию истории. И хоть он достаточно короткий, но так же тщательно проработанный и отполированный, что удивительно для эпохи, когда даже ААА-игры выходят практически неиграбельными.
Говоря об "эпохе": в игре достаточно большое количество отсылок на современную реальность (например есть целый квест, связанный с ковидом, но не в том виде, о котором вы можете подумать) поп культуру (отряд сталкеров из Конторы со знакомыми кличками Князь и Горшок) и внутренний лор вселенной (Сталкер Стервятник из книг) Есть совсем уж Экстравагантные типа камео Вовы Виста.
Тесное сотрудничество с другими моддерами позволило навести лоск и на геймплей. Апгрейды, эффекты, переработка того же КПК и выкидывание из него кучи ненужных функций типа топа сталкеров создает ощущение чего-то нового и в некотором смысле "дорогого" Я уверен, что будь нынче ситуация в мире поспокойней такой мод вполне мог бы продаваться в Стиме (как в свое время произошло с Black Mesa и планировалось с Lost Alpha до слива билда)
Хвалить игру можно достаточно долго, но делать это не раскидав "ту самую" атмосферу первопроходца достаточно сложно, поэтому смажу все похвалы ложкой (небольшой) дегтя, дабы для вас это не было сюрпризом если уж вдруг вы решитесь окунуться в мир Зоны.
Первый минус - вышеупомянутая потеря контроля над персонажем.Порой не проходит и получаса, как вы снова остаетесь не у дел.
Второй минус может показаться спорным, возможно так оно и есть,но тем не менее.В игре весьма странно срабатывают триггеры на побочки.Казалось бы все квесты на локации пройдены, каждый закоулок изучен и пора идти к переходу на другую локу,НО ВНЕЗАПНО тебе звонят и говорят "а не желаешь ли сгонять в другой конец локации через все аномалии?" а ведь ты хочешь, иначе зачем это все. И вот матерясь и гремя банками с тушенкой, бутылками водки и прочим перегрузом ты чешешь на исходную.
Третий минус не менее спорный: как и в оригинальных играх "рпг-составляющая" персонажа заключается в комбинации артефактов и их положительных\отрицательных бонусов. Так вот уравнять статы крайне непросто, ведь почти каждый арт "фонит" а выводящих радиацию объектов в игре не так уж и мало, поэтому обладая внушительным арсеналом приблуд пользоваться ими в полной мере нельзя иначе велик риск отлететь от облучения за 10 секунд. Возможно поправят патчами, работа над которыми активно ведется.
Четвертый минус - общая логика отдельных моментов.В духе "ми сталкери живем в своей деревне А ПРЯМ ПОСРЕДИ ТРОПЫ АНОМАЛИИ"
учитывая общепринятые правила и элементарные соображения безопасности стоянка сталкеров должна быть максимально защищена от опасностей Зоны, особенно таких, как аномалии. Но это все субъективщина и все же мелочи на фоне проделанной работы.
Что же имеем в сухом остатке? Потрясающий по своей монументальности и проработке мод, достойный упоминания в одном ряду с классической трилогией и отличным способом скоротать время до очередного переноса Сталкера 2. Замешивающий в привычный мир ряд интересных находок в в духе Death Stranding и даже немного Deus Ex.А венчает это все удивительное внимание к деталям, которое свойственно только обожающим всей душой вселенную людям. 30 часовая сюжетка не даст заскучать до самого конца и пробудит ностальгические чувства всех тех, кто застал релиз ТЧ в далеком 2007.
Скачать мод и ознакомиться со всей дополнительной информацией можно ЗДЕСЬ