Классическая история о том, почему крепостничество это, мягко говоря, не очень хорошо – это жизнь художника Тропинина, который по воле своего хозяина, несмотря на все таланты и кондитером поработал, и в пастухах отметился, потому что «так барин захотел».
Или вот еще из той же оперы, небольшой эпизод из мемуаров директора Медицинского департамента Александра Михайловича Тургенева:
«… Годов пять или шесть прежде отправления Кутайсова, был в Париж послан фельдмаршалом графом Петром Семеновичем Салтыковым, победителем во многих сражениях в Семилетнюю войну Фридриха II, крепостной дворовый и крестник его, человек Никита Иванович Захаров, для изучения ветеринарного искусства и выезжать под верх лошадей.
Захаров оправдал выбор фельдмаршала, скоро изучился ездить верхом, сделался искусным ездоком (берейтор), был у Людовика XV «ecuyer du roi*» (*я думаю, тут следует перевести конюхом, не конюшим же в самом деле французских король сделал русского крепостного – мое примечание) и всегда сопровождал христианнейшего короля на охоте.
Людовик любил Захарова, называл его «mon cher russe», оставлял во Франции, но Никита Ивановичь, по врожденной глупости, сотворил величайшую глупость - возвратился в Россию и, едва через 15 лет по возвращении, получил свободу. Правду сказать, что граф Салтыков впоследствии доставил ему чин майора…»
История Захарова была рассказана Тургеневым между делом, как пример того, что будущий всесильный фаворит Павла I граф Кутайсов начинал с того, что прислуживал крепостному Салтыкова во время обучения во Франции (Кутайсов «брил бороду Захарова и чистил ему платье и сапоги», потому что Захаров был уже известный человек, а недавний пленный – только учился брадобрейному делу).
Но тут важнее, конечно, отношение и то, как будучи на хорошем счету, вернувшись к родным осинкам, получаешь по полной программе. Только что охотился к королем и был «mon cher russe» и вот уже обыкновенный дворовый: «Эй, человек, подойди сюда». И это для Захарова все еще относительно хорошо закончилось. Его не продали по сходной цене и не отправили в свинопасы как Тропинина. Хоть и через 15 лет, но Салтыков отпустил его на свободу и даже добился для своего бывшего слуги офицерского чина. Правда, не очень понимаю, как это смог бы сделать даже Салтыков при всех его высоких чинах. Все-таки до майорского чина надо иметь приличную выслугу.
Когда читаю такие истории, искренне удивляюсь тем, кто на голубом глазу заявляет, что в крепостнической системе имелись положительные моменты… Наверное, такие граждане себя видят теми кто давал объявления примерно такого порядка:
«…Ефим Осипов 23 лет, по оценке 40 руб. У него жена Марина Дементьева 30 лет, по оценке 8 рублей. У них дети сын Гурьян 4 лет, 5 рублей, дочери девки Василиса 9 лет, по оценке 3 рубля, Матрена одного году, по оценке 50 копеек…»,
не понимая, что на самом деле на 90 с лишним процентов являются вовсе даже потомками той самой «девки Василисы» за 3 рубля. То есть на целый полтинник дешевле «пятилетнего мерина» и на рубль дороже коровы из этого же весьма известного объявления.
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.