Алекситимия- когда человеку трудно в понимании собственных чувств
👉Трудно их идентифицировать, называть, проявлять.
Что ты сейчас чувствуешь? Этот вопрос Вызывает недоумение и даже непонимание.
👉Такие люди при общении часто оперируют глаголами -я сходила в магазин, потом пошла на работу, зашла к коллеге и поболтала про работу….
поток глаголов и действий
👉Часто такой человек долго терпит, сдерживает себя, не говорит того, что его не устраивает, потому что самому внутри себя нужен высокий уровень неустройства, и вдруг взрывается как яркая вспышка 💥
ПУГАЕТСЯ своих ярких разрушительных эмоций и чувств, уходит в обвинение себя и пытается быстро закрыться, убежать, спрятаться.
👉Таким людям сложно проблему обсуждать, выходить на диалог, здесь или или, или уходят сами хлопнув дверью или вынуждают уходить партнера, коллегу, или закрываются и обижаются.
«я не буду с тобой разговаривать, пока ты…» и здесь добавляется инструкция как нужно поступить…
👉Боятся обсуждать, проблема витает в воздухе, при этом избегают ее обсуждения и решения, делают вид, что все спокойно и хорошо, все ровно и тихо.
Потом искренне могут удивляться, у нас так все хорошо было, я не понимаю, что произошло 🤷♀️🤷
Внутри носят много обиды, злости и непонимания , почему другие так поступают, когда Я же хороший.
Я все делаю только хорошее для других.
Такие люди избегают телесного контакта, холодно похлопывают по плечу в качестве проявления любви и заботы.
🍀Алекситимия усложняет жизнь человека, проявляя проблемы на работе с коллегами, в семье, с родителями, в обществе.
💥Алекситимия-это психологический феномен, для его корректировки требуется длительная и медленная шаг за шагом терапия.
Еще одна грань Алекситимии- свои собственные и чужие границы
👉Когда человек плохо чувствует и понимает свои чувства, ему трудно осознавать свои границы,
К тому же у таких людей наблюдается некое онемение нечувствительность тела, они больше в голове -рацианализируют, рассуждают, нежели телесно ощущают.
👉И в этом случае, не чувствуя свои собственные границы, они легко нарушают границы другого, даже не осознавая этого. И когда в ответ получают грубость, искренне удивляются «нет, а что я такого сделал?» я же ничего обидного не сказал?🤷♀️
И сразу включается реакция-я вообще с ней общаться не буду..
👉Отсюда как следствие могут наблюдаться -заболевания, связанные с границами-кожные высыпания, аллергические кожные реакции, нейродермиты.
Мы уже отметили, что таким людям не достает воображения, их обуревает стремление контролировать и управлять чувственным миром как вещественным миром.
Если я не могу этого потрогать, значит, этого нет.
В качестве примера, Им сложно вообразить, что чувства и переживания могут быть причиной симптома👉этакие материалисты🤷♀️
И полагаться они будут только на лекарства, рецепты врачей, сводя роль психогенного фактора как вымышленному и несуществующему.
☝️Еще один интересный свойственный аспект:
Зачем мне вы вот все это рассказываете, скажите, ЧТО я должен делать конкретно.
А все-таки вы мне четко скажите, как я должен сейчас сказать или поступить , чтобы например, наладить отношения.
🍀В каждом из нас могут быть черты алекситимии выраженные в большей или меньшей степени.
Как же возникает это явление?
1. Любой ребенок доречевого периода является алекситимиком.
2. 🍀Во младенчестве тело ребенка переживается как принадлежащее миру. Вспомните, как малыши с интересом разглядывают ноги и руки лежа в своих кроватках.
3. 🍀По мере развития речевой функции важную роль в формировании алекситимии как черты личности начинает играть мать. в жизни мать может различить до 30 оттенков плача ребенка в зависимости от его потребностей-это сонастроенная с ребенком мать. Если мать не понимает ребенка, его нужды и его потребности, суетлива, тревожна, Ребенок начинает воспринимать мир как опасный и непредсказуемый, к которому нужно подстраиваться и все время быть начеку, угадывая какой он, этот мир.
4. 🍀Алекситимики часто выходцы из «мертвых семей»- когда родители на работе, заняты техническими аспектами( жилье есть, еда есть, одежда есть и это самое главное). При этом отсутствует эмоциональное отражение.и тогда возникает разрыв между сенсомоторной ( чувствительной) и когнитивной ( мышление) сферой.
А далее в дошкольной , школьном и подростковом возрасте это может усиливаться и закрепляться в результате взаимодействия с социумом.
🍀Чем больше дети видят лицо мамы, отображающее различные эмоции, соотнесенные с действиями( например, мама улыбается ребенку( эмоциональная реакция), тянет руки к нему( физическое действие) и говорит, как любит своего малыша) тем вероятнее , что ребенок вырастает в гармонии чувственной и когнитивной сферы
еще одна причина возникновения Алекситимии-травмы
👉Травмы Физического характера
👉травмы Сексуального характера
👉травмы эмоционального давления( буллинг)
👉А также травма Свидетеля травмирующей ситуации. То есть , насилие совершают не над вами, но вы при этом присутствуете и это видите и это оказывает такой же травмирующий эффект , как будто это происходит с Вами.
⚜️Когда психика не справляется со сложной эмоциональной ситуацией, вызывающей противоречивые и болезненные чувства, она блокирует поступление эмоций и чувств извне, чтобы сохранить себя.
⚜️Например, когда мама бьет ребенка, ребенок любит маму, и здесь происходит сложное переплетение эмоций-любви, нежности, заботы, осуждения, гнев, злость, несправедливость , вина, самобичевание и СУБЪЕКТИВНО в зависимости от человека это может оказаться невыносимо.
И ребенок( человек) закрывается, чтобы не разрушить самого себя и выжить.
👉Также это может быть с реальными операциями. Я помню на личном примере:
В 4 года я порезала ногу в речке об брошенную кем-то бутылку.это было в выходной день и в дежурном отделении мне зашивали ногу наживую без обезболивания. И я хорошо помню тотальное отсутствие боли и как-будто я смотрю на себя со стороны, сидящей на железном столе и врача, который накладывает швы. Это элемент диссоциации как способ защиты психики от травмы.
И порой человек может и остаться и продолжить своего существование из состояния защиты и страха испытать вновь эту боль.
Поделитесь в комментарии своими мыслями от прочитанного.