Исследователи Библии справедливо отмечают, что еврейское пророчество – это изумительное литературное богатство. Пророки, записывающие свои видения и откровения в книгу, оставили яркий след в истории Израиля.
Однако так получилось, что большего внимания удостаивались произведения так называемых «больших пророков» – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Эти служители оставили книги большего объема, что и стало поводом для такого названия. Остальные двенадцать пророков названы «малыми». Но это вовсе не означает, что Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия являются менее значимыми фигурами, нежели большие пророки.
Не объем пророческой книги определяет значимость служителя, а роль этого человека в истории. Например, Илия и Елисей вообще не оставили своих произведений, но никому даже в голову не приходит умалять значимость этих людей. Так что определение «малые пророки» является довольно условным и, может быть, не самым удачным. Например, книга пророка Даниила заметно меньше других «больших пророков» и не намного больше книг Осии и Захарии – самых объемных произведений из «малых пророков».
Бог послал Своих пророков в критическое время, когда Его имя уже не упоминалось и отпадение народа от Господа стало угрожать планам спасения человечества. В отличие от священников пророки не были наследственным классом. Каждый из этих людей имел свое призвание от Бога. Софония был царского рода, а Амос – пастухом. Кем были остальные – неизвестно.
Служение малых пророков, по своей сути, ничем не отличалось от служения больших. Эти люди стремились спасти Израиль и Иудею от идолопоклонства и беззакония. Когда это не получалось, пророки провозглашали суд. Однако в пророческих книгах все же оставалась надежда, которая выражалась в спасении остатка. Также были предсказания о Мессии (например, Зах. 6:12-13).
В этой статье мы рассмотрим влияние служения малых пророков на историю еврейского народа. Для этого нас будет интересовать исторический фон, в контексте которого служили эти люди. Также мы дадим небольшой обзор книг малых пророков.
Исторический фон во время служения малых пророков
Необходимо знать ту историческую обстановку, в контексте которой сопровождалось служение пророков. Этот фон крайне важен для общего понимания ситуации.
В 933 г. до н. э. произошло разделение царства на Иудею и Израиль. Это стало следствием греха Соломона, из-за которого единое царство не устояло. Однако само разделение пришло во время царствования Ровоама. Примерно в 900 г. до н. э. начался период рассвета Ассирийской империи. В 734 г. до н. э. северное царство (Израиль) попало под власть ассирийцев. В 721 г. до н. э. произошло падение Израиля. Ассирийская империя была самой могущественной державой до 606 г до н. э. После этого наступил период возвышения Вавилона.
В 606 г. Иерусалим был захвачен вавилонянами, и первая партия иудеев отправилась в плен. В 586 г. до н. э. произошло окончательное разрушение Иерусалима. Город был захвачен и сожжен войсками царя Навуходоносора. Вавилон пал в 536 г. до н. э., тогда же закончился период вавилонского пленения. В тот год к власти пришли персы. В 520-516 гг. до н. э. происходило восстановление Иерусалимского храма.
Относительно периода служений конкретных пророков нет точных данных. Исследователи имеют различные точки зрения. Потому сведения, которые мы будем приводить в данном реферате, в какой-то мере носят условный характер.
Пророки Иоиль, Иона, Амос, Осия и Михей служили во время ассирийского периода. Амос и Осия обращали свои пророчества в основном к Израилю, Иона – к Ниневии, Иоиль и Михей – к Иудее. Во время вавилонского периода служили Авдий, Наум, Аввакум и Софония. Авдий в основном обращался к Эдому, Наум – к Ниневии, Аввакум и Софония – к Иудее. В период восстановления царства (535 – 444 гг. до н. э.) служили пророки Аггей, Захария и Малахия. Их служение происходило в Иудее.
Исторический фон имеет огромное значение. Еврейский народ отступил от истинного Бога и стал поклоняться иным богам. Идолопоклонство очень сильно беспокоило пророков, потому они пытались вернуть Израиль и Иудею на путь познания истины. Однако большинству царей и элите еврейского общества такие призывы пророков были не по душе. Например, Ахазу не нравилось слушать Михея (3 Цар. 22). Его больше привлекали придворные пророки, которые говорили приятные вещи и вселяли ложные надежды.
Знание истории помогает лучше понять поступок пророка Ионы, который не хотел идти в Ниневию, а потом огорчился, когда город покаялся. Пророк знал, что противники Израиля рано или поздно завоют его страну. Как истинный сын еврейского народа, Иона желал воздаяния врагам. Он понимал, что покаяние столицы ассирийской империи приведет эту страну к возвышению. Поскольку Израиль переживал период духовной деградации, ассирийцы неминуемо должны были его захватить. Иона очень хотел, чтобы все произошло иначе.
Знание истории помогает понять истинный смысл отрывка из книги Малахии, где сказано, что Бог возлюбил Иакова и возненавидел Исава (Мал. 1:2-3). Речь идет не о детях Исаака, а об их потомках – евреях и эдомлянах. Бог прогневался на Эдом за то, что его жители стали мародерствовать в разрушенном Иерусалиме. Этой теме также посвящено пророчество Авдия, которое мы видим в его книге.
Можно привести и другие примеры, показывающие важность исторического фона для понимания конкретных моментов в книге малых пророков. Но ограничимся тем, что было перечислено.
Краткий обзор малых пророков и их роль в истории
Чтобы оценить влияние служения малых пророков в истории еврейского народа, необходимо обратиться к их произведениям. Эта глава будет посвящена краткому обзору данных книг.
Осия пророчествовал в последние 40 лет северного царства. Это был момент, когда царь Иеровоам II находился на вершине своего правления. Израиль поклонялся идолам, а жена пророка впала в грех прелюбодеяния. В книге Осии мы видим две драмы, в которых просматриваются параллели. Автор изображает грех Израиля как прелюбодеяние по отношению к Господу. Семейная жизнь пророка, его действия по отношению к жене стали иллюстрацией любви Творца к Своему народу.
Когда служил Иоиль, сказать трудно. Это один из ранних пророков Иудеи. Геллей указывает здесь два возможных периода – царствование Иоаса (около 830 г. до н. э.) и правление Озии (около 750 г до н. э.). Иоиль описывает необычайное нашествие саранчи, которое стало причиной сильного голода, после которого последовала долгая засуха. Из контекста книги становится понятно, что причиной трагедии стало отступничество народа. Брюггеман пишет: «Нашествие саранчи, подвергающее опасности жизнь земледельческой общины, — событие, которое могло иметь место на самом деле, — становится той основой, на которой поэт в гиперболизированной форме изображает военную угрозу, нависшую над общиной». Иоиль также пророчествует о грядущем дне Господнем. Некоторые его предсказания относятся к христианскому периоду и последнему времени.
Амос был современником Осии и служил за 30 лет до падения Израиля. Этот служитель получил пророчество, когда находился в Вефиле (Ам. 7:10-14). По имеющимся сведениям, Амос мог пророчествовать приблизительно в 751 г до н. э. Геллей ссылается здесь на известного еврейского историка Иосифа Флавия[6]. Свое пророчество Амос начинает с обвинения соседских народов (главы 1-2), но, безусловно, главной темой его обличения является Израиль. Он обвиняет евреев в роскоши, показной религиозности и пороках. В 7 главе Амос описывает свое пророческое призвание и предсказывает пленение евреев. В Ам. 9:8-15 мы видим пророчество о восстановлении царства Давидова.
Книга Авдия описывает грабеж Иерусалима эдомлянами и провозглашение суда Божьего за это беззаконие. Скорее всего, речь идет о событиях, которые произошли в 586 г. до н. э. Пророчество Авдия сбылось довольно быстро. Уже через 4 года Эдом был опустошен вавилонянами. Авторы Библейского культурно-исторического комментария пишут: «Вначале Эдом праздновал поражение Иерусалима и его союзников. В конце концов, очередь дойдет и до Эдома вместе с народами, которые участвовали в разрушении Иерусалима». Хотя остаток эдомлян просуществовал еще некоторое время, в 70 г. этот народ окончательно исчез из истории.
Что касается Ионы, он служил в дни Иеровоама II (790-749 гг. до н. э.). Пророк знал, какими безжалостными являются ассирийцы, потому не хотел идти в этот город. Сначала пророк противился Божьему повелению, но потом, находясь в стесненных обстоятельствах, согласился на Божий призыв. Однако Иона жаждал мщения. Он хотел, чтобы ассирийцы, которые были врагами его народа, погибли, а не покаялись. Но Божья воля заключалась в другом. Брюггеман считает: «Основной замысел Книги Ионы состоит в том, чтобы пресечь любые попытки ограничить влияние Господа, столь щедрого на милосердие и сострадание, исключительно общиной Израиля».
Пророк Михей служил во времена Иофама, Ахаза и Езекии. Его пророчество было адресовано и северному, и южному царству. Михей провозгласил гибель Самарии (Мих. 1:6). Его пророчество сбылось в 721 г. до н. э., когда город превратился в «груду развалин». Михей обличал жестокость правителей (Мих. 2-3) и предрекал гибель Иерусалиму (Мих. 3:12). В Мих. 4 пророк описывает грядущее царство Сиона и предрекает вавилонский плен (Мих. 4:10). Далее Михей пишет о грядущем царе Сиона, тяжбе Господа с еврейским народом и заканчивает свое пророчество сообщением о светлом будущем.
Наум служил через 150 лет после Ионы. Его пророчество тоже было адресовано Ниневии. Но в отличие от своего предшественника Наум провозгласил суд, став вестником гибели. Через 20 лет после этого пророчества столица Ассирии пала. Это произошло в 605 г. или 612 г. до н. э. По мнению исследователей, книга Наума воспринимается как торжество по поводу падения Ниневии[9].
Аввакум пророчествовал в 625-606 гг до н. э. Это был момент, когда халдеи начали свой поход, но еще не дошли до Иудеи. Пророк жалуется Богу по поводу того, что его народ будет захвачен неприятелем. Бог отвечает Аввакуму, и тот осознает справедливость наказания Иуды за грехи. Далее Господь сообщает о неизбежном суде над халдеями. 3 глава книги содержит молитву пророка, из которой следует, что народ Божий все равно ждет светлое будущее. Книга показывает, что мы можем радоваться даже посреди трудностей и скорбей. У Божьего народа всегда остается надежда.
Пророк Софония был праправнуком царя Езекии и служил во времена царя Иосии (639-608 гг. до н. э.). Он провозглашал неизбежность наказания для Иуды, а также день гнева над другими народами (Соф. 2:4-3:8). В конце книги наступает затишье после бури (Соф. 3:9-20). Пророк говорит о чистых устах, спасении остатка, возвращении из плена.
Пророки Аггей и Захарии принимали участие в восстановлении иудейского храма в 520-516 гг. до н. э. Благодаря их призывам, работы были продолжены. Аггей пророчествовал о славе будущего храма. Захария также затрагивал данную тематику, но помимо этого пророчествовал о грядущем Мессии, Божьем суде над народами и будущем Израиля. Книга Захарии изобилует различными образами. Это муж на рыжем коне, четыре колесницы, коронация Иисуса (Зах. 6:9-15) и другие видения.
Малахия – самый поздний пророк Ветхого Завета. Возможно, он жил примерно в 450-400 гг. до н. э. Прошло уже 100 лет с момента, когда евреи вернулись назад из вавилонского плена. Геллей описывает тот период так: «Богом избранный еврейский народ, ослабевший в своих переживаниях, привязанный к своим грехам, впал в летаргическое состояние ожидания обещанного Мессии»[10]. Малахия подчеркивает важность почтения к Богу (Мал. 1), осуждает браки евреев с соседними народами и низкие моральные ценности общества. Он призывает народ приносить десятины в храм, доверять Богу и провозглашает грядущий день Господень.
На этом заканчивается пророческое служение времен Ветхого Завета, после чего наступает не менее сложный период еврейской истории – эпоха между заветами.
Заключение
Каждый служитель из группы малых пророков был выдающейся личностью. Все они внесли большой вклад в развитие духовной жизни Иудеи и Израиля. Пророки не обладали политической властью, потому не могли искоренить идолопоклонство в народе. В большинстве своем народ не прислушался к призывам этих людей обратиться к Господу. Потому наказание за грех было неизбежным. Можно ли говорить, что пророки потерпели поражение?
Нет. Их служение было успешным. В данном случае под успехом понимается не количество обращенных людей, а исполнение воли Божьей. Задача пророков заключалась в том, чтобы провозгласить послание, которое им дал Господь, а также записать свои видения и откровения в книгу.
Есть все основания полагать, что с этой целью они справились. Книги малых пророков вошли в состав канона Ветхого Завета и стали частью Библии. Это богатое наследие истории Израиля. Многие пророчества, записанные в этих книгах, уже исполнились. Вслед за падением еврейского народа произошло падение их притеснителей. Сегодня мы видим, как пророчества об Израиле продолжают исполняться. Нет никаких сомнений в том, что величие этого государства будет восстановлено. Израиль примет Иисуса Христа, и Он будет Царем над Своим народом.
Влияние служения малых пророков на историю Израиля было огромным и продолжается по сей день. Многие евреи черпают для себя вдохновение в пророческих книгах, ожидая светлого будущего для себя и своей страны.