Найти в Дзене
Думающая история

Женщина в глазах средневековых мужчин

Оглавление

Говорят, что красота в глазах смотрящего. И часть средневековых философов предупреждала, что стремление выделить каноны красоты “замарает” это понятие. Однако ряд величайших мыслителей того же периода поставили себе целью выяснить, какие внешние и внутренние качества воспринимаются большинством как самые приятные и привлекательные, и объединить их в единый перечень.

В рамках средневековой традиции ученые обратились к античным трудам, но к их разочарованию, выяснилось, что источников с описанием женской красоты было мало. Им пришлось создавать собственные идеалы, основываясь на литературных описаниях античных героев.

В данной статье мы затронем лишь каноны телесной красоты.

Французский медиевист Эдмон Фараль выделил структуру канонического описания телесной красоты женщины. Давайте и мы изучим женское тело в предложенном порядке.

Волосы и лицо

Нероччо де Ланди. Портрет дамы. Ок. 1485 г. Вашингтон, Национальная галерея. Источник изображения: commons.wikimedia.org
Нероччо де Ланди. Портрет дамы. Ок. 1485 г. Вашингтон, Национальная галерея. Источник изображения: commons.wikimedia.org

Наиболее показательным для понимания идеальной внешности средневековой женщины является описание латинского элегического поэта VI века Максимиана:

“Власы золотые потоком по шее молочной струятся,
Черты бесподобные лика ее, что смолью бровей выделят
Чела чистоты и кожи сияние множа,
Воспламеняют мой разум смятенный всечасно.
Люблю я тот огненный пламень
И пухлые крохотные губки,
Что сладостью дивной дыша и ликуя,
Глотки поцелуев щедро вливают”.

В Средние века Максимиан был очень популярен и девочки с детства усваивали, что у идеальной красавицы должна быть белая гладкая кожа, темные брови, золотистые волосы и пухлые губы.

“Столп драгоценнейший млечного цвета”, - писал Гальфред Винсальвский, сравнивая женскую шею с архитектурными формами.

Большинство авторов сходятся в том, что шея должна быть длинной и белой. В позднем Средневековье появляются такие метафоры как “лебединая шея”, “шея цапли”, “белоснежная и изящная как шея антилопы”.

Плечи

Описаний данной части тела в источниках немного, в основном авторы отмечают, что плечи должны быть белыми и гладкими.

Руки и кисти рук

Средневековая литература содержит огромное количества разнообразных описаний жденский рук: “длинные и ровные”, “маленькие и округлые” и т.д. Это свидетельствует о том, что строгих канонов к внешнему виду женских рук не было или что руки не являлись самой сексуально привлекательной частью тела. Самым же важным для красивых женских рук, видимо, считалась белизна и нежность (большинство авторов отмечают данные черты).

Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. Вашингтон, Национальная галерея. Источник изображения: artchive.ru
Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. Вашингтон, Национальная галерея. Источник изображения: artchive.ru

Грудь

Средневековые мужчины восхищались исключительно небольшим размером данной части женского тела. Поэт Гальфред Винсальвский писал: “подобны драгоценным каменьям и горсть их легко вмещает”.

Матвей Вандомский восхвалял “изящные полушария” Елены Троянской, которые “скромно устроились у нее на груди”.

Данному канону (как и предыдущим) проще было соответствовать женщинам из высших сословий, которые могли отказаться от грудного вскармливания. Представительницы богатых и знатных родов нанимали кормилицу и бинтовали грудь, чтобы молоко скорее пропало.

Этот алгоритм даже был зафиксирован в медицинском руководстве XII века (“Trotula”) в разделе “Об условиях жизни женщин”. Здесь описывались критерии подбора кормилицы: “румянец щек и белизна кожи”, “отсутсвие изъянов и дряблостей”, “небольшая полнота” и т.д.

Нероччо де Ланди. Клавдия Квинта. 1490-1495 гг. Вашингтон, Национальная галерея. Источник изображения: ru.wikipedia.org
Нероччо де Ланди. Клавдия Квинта. 1490-1495 гг. Вашингтон, Национальная галерея. Источник изображения: ru.wikipedia.org

Талия

В Средние века ценилась узкая талия. Гильом де Машо писал: “осанкою пряма и усладительна для взора, стан гибкий, грациозна и в талии стройна”.

Живот

Наверняка, вслед за тонкой талией вы ожидаете от средневековых авторов описание плоского живота. Ничуть! Авторы наперебой говорят об удовольствии созерцать округлый, чуть “выпадающий вперед” и “соблазнительный животик”. В ряде других источников отдается предпочтение “мягкому и пухлому” женскому животу.

Более того большинство философов однозначно утверждали, что не одобряют пропуск дамами обеда ради стройной фигуры.

Ноги

Авторы отмечают “объемные”, “четко очерченные” бедра, а также длинные, полные и прямые ноги.

Ступни

Маленькие женские ступни и продолговатые ровные пальцы ног - идеал в глаз средневековых мужчин.

“Высокие, как арки, своды стоп, пухлы и формою изящны, и ловко как влитые обутые в туфельки изысканной красы” (Гильом де Машо).

Стоит отметить, что перечисленные каноны красоты предписывались женщинам из привилегированных сословий.

В итоге идеалом женской красоты средневековые философы избрали Елену Троянскую. Во-первых, именно ее красота воспевалась в большинстве классических литературных произведений. Во-вторых, Елена стала одной из причин войны.

Шарль Мейнье. Парис и Елена Троянская. Источник изображения: ru.m.wikipedia.org
Шарль Мейнье. Парис и Елена Троянская. Источник изображения: ru.m.wikipedia.org

А мы бы хотели добавить, что несмотря на меняющиеся каноны красоты женщины во все времена остаются неповторимыми и прекрасными!

Использованная литература

Драчёва Л. Н. Представления о прекрасном и уродливом в Средние века // Молодой ученый. 2015. № 9.1 (89.1). С. 28-30.

Янега Э. Как выжить женщине в Средневековье. Проклятие Евы, грех выщипывания бровей и спасительное воздержание. М., 2023.

The Concept Of Beauty In The Middle Ages