Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com
Продолжаю развивать тему про объектные ценности. Ещё раз поясню, что я в это словосочетание вкладываю.
Как я написал вот в этой статье, природа большинства людей включает 2 «измерения»:
- биологическое (условно говоря, инстинкты, или «Оно»)
- социальное (условно говоря, запреты и предписания, или «Сверх-Я»)
Вот как это выглядит на рисунке:
В некоторых людях есть ещё и экзистенциальное «измерение». В некоторых, но не во всех. А вот и рисунок:
Оно формируется в результате "духовного роста", на деталях я не собираюсь останавливаться здесь. Важно лишь то, что в некоторых людях "экзистенциальное измерение" есть, в большинстве нет, то есть люди не одинаковы. Эти 2 типа в своих статьях я называю вот такими словами:
- пассионарии (есть "экзистенциальное измерение" + повышенный энергопотенциал)
- биомасса (только инстинкты и запреты)
При этом, у каждой социализированной особи есть внутренняя система значений. Это такая «инстанция» в психике, которая определяет, что важно и дорого. На что человек хочет потратить жизнь, хочет сам, а не вынужденно готов сделать это под дулом автомата. Об этом я написал здесь.
Эту внутреннюю систему значений биомасса, т.е. подавляющее большинство, формирует под влиянием ощущений удовольствия и страдания:
- то, что ведет к удовольствию - ценно (удовлетворение потребностей "естества" + социальное одобрение за выполнение социальных директив, это ведет к удовольствию, а потому и ценно)
- то, что ведет к страданию - обесценивается ("недоступные" объекты, вызывающие ощущение фрустрации + отклонение от социального стандарта, т.к. за них наказывают, а это страдание)
Как дрессированные бобики. Кроме удовольствия и страдания для них ничего нет.
А у пассионария, у которого сформировалось экзистенциальное измерение, появляются "объектные ценности". Это такие штуки, которые для пассионария дороги, несмотря на связанные с ними отсутствие удовольствия и наличие страдания:
- дело, конкретное, а не абстрактное "быть полезным обществу"
- человек, конкретный, а не абстрактное "счастье в любви" или "здоровые отношения" (семейные или просто половые) с заменимым доступно-подходящим "партнёром"
- идея, убеждения, за которые человек может вынести страдание, а на абстрактное "стремление к истине" (которую можно сделать "удобной и приятной")
В жизненной реальности пассионария объектные ценности есть. Даже если иногда или большую часть времени не приносят удовольствия, а наоборот, приносят страдания. Тем не менее для пассионария они дороги, и он сохраняет им приверженность.
А в жизненной реальности биомассы есть только то, что даёт удовольствие. То что вызывает страдания, обесценивается и из этой самой жизненной реальности изгоняется.
Пассионарий свою внутреннюю систему значений формирует, исходя из объектных ценностей. То есть в принципе не так, как биомасса.
Обо всём этом я напишу в своей книге, которую буквально на днях опубликую на Литрес.
Движение к объектным ценностям может привести к неприятным следствиям:
- фрустрация (когда собственные потребности оказываются неудовлетворенными);
- страдание (боль в той или иной форме);
- расхождение с «этическими нормами»;
- негатив и обесценивание со стороны биомассы;
- отвержение и одиночество.
1. Насчёт фрустрации.
У пассионария, как у всех, имеются инстинкты, потребность в принадлежности (аффилиации). И сохранение приверженности объектным ценностям может привести к тому, что эти влечения (низменные, в сравнении с объектными ценностями) окажутся неудовлетворенными. А если ставить себе целью их удовлетворять, во что бы то ни стало, от объектных ценностей придётся отказаться.
Поэтому, если идёшь к объектным ценностям, стоит отказаться от идеи «счастья». В смысле нирванического блаженства, довольства собой и окружающим миром. Причём отказаться не через через грусть и смирение, а через понимание пошлости того, от чего отказываешься. Пошлости – в сравнении с объектными ценностями.
Даже если пошлое считается «нормой». Свинья валяется в грязи, это пошло. Зато она в нирване и это норма. Но грязь не перестает быть грязью, а свинья свиньёй.
2. Насчёт страдания.
Нужно научитсья страдание проживать. Как эмоция, оно быстро пройдет, если его не подавлять искусственно, не рационализировать, а просто быть открытым к внутреннему эмоциональному опыту и прожить его.
Страдание пройдёт, до следующего раза.
3. Насчёт «этических норм».
Я имею в виду 2 варианта.
1) Дорогой человек «поступил неэтично» - значит, он мне больше не дорог. Этическое осуждение становится поводом обесценить человека.
Вопрос: ты мамочке своей такое скажешь? Неэтично ты повела себя, мать, значит ты мне больше не мать…
2) Ради достижения результата нужно сделать что-то «неэтичное». Например, провести испытание лекарственного средства на животных.
Тут уж этика просто сковывает движение вперед. Люди ведь жрут сосиски, и про этику не думают.
А особо щепетильным стоит понять, что бывает «крайняя необходимость», в уголовном кодексе такое понятие имеет место быть, и крайняя необходимость исключает преступность деяния. Поскольку объектные ценности ценны только для самого пассионария, социум может на что-то посмотреть косо, но самому себя не нужно осуждать, винить и разрушать таким образом свою целостность.
4. Насчёт негатива и обесценивания.
Негатив – это отрицательна обратная связь, в любых форматах, вынуждающая пассионария отказаться от его объектных ценностей и жить как все. А поскольку референтные для пассионария фигуры – тоже часть биомассы, их влияние будет значимым, оно может замедлить движение к ценностям или вообще сбить с пути.
Чтобы этого не произошло, нужно дистанцироваться от биомассы и обесценить её. Внутри себя сказать: «это биомасса, я и они разные, они против моих ценностей». Говорить и доказывать что-то кому-то не надо, важно себе самому это сказать, и так чувствовать.
Когда биомасса будет обесценена, на эмоциональном уровне, значимость исходящих от нее оценок сильно ослабнет как минимум, утратит императивную силу. Например, если бомж из мусорного бачка что-то критически-охаивающее орёт, или псих из-за решетки психиатрической палаты, вред ли это будет иметь хоть какое-то значение для того, кто мимо проходит.
5. Насчет одиночества.
Пассионарий от биомассы разительным образом отличается, и биомасса "на уровне печёнок" ощущает в нем чужака.
К одиночеству нужно привыкнуть.
Научиться в этом состоянии жить.
Потому что объектные ценности – ценны только для пассионария. А для всех остальных это просто слова. И если пассионарий хочет к своим ценностям идти, а не просто фантазировать или болтать о них, масса его сначала попробует демотивировать, а если не получится – то подвергнет остракизму, отторжению.
Такова се ля ви.
Эта статья - для будущей книги
«Побег из нирваны: Как пассионарию не сгнить среди биомассы»
Скоро опубликую на Литрес
Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru