Найти в Дзене

108 глава. Весёлое сердце Иисуса.

108 глава. Мудрость весёлого сердца Иисуса.

Иисус, сын Сирахов где-то в третьем веке до воплощения Иисуса Христа положил на бумагу плоды своих рассуждений о Премудрости Бога, о разных видах мудрости человеческой в виде сборника советов своему сыну, ну и заодно всем, кто эту книгу прочитает. Есть мнения, что он был мудрым иудейским учёным-богословом, писателем, пастырем, учителем, советником государей, много путешествовал, знал врачебное и священническое дело.

При внешней похожести на Книгу притчей Соломона, она, по сути, действительно о практической жизненной мудрости и содержит более глубокие мысли и обобщения. Прости «наимудрейший» Соломон))), но на мой нехитрый вкус помудрее будет всё-таки Иисус. Ах-ах-ах-ах он же точно бен Сирах.

Я согласен с его основной мыслью, что Творец создал этот мир и человека в нём для Себя хорошо весьма, чтобы вместе в радости и веселии продолжать творчество, сотрудничая под Его началом. Мучения и вымученно серьёзные подобострастные рожи так называемых «духовных» лиц с их неутомимой мнительностью зачем Ему нужны? Что в них хорошего? И мудрости в них тоже нет, напрасные никому не нужные страдания – бесполезное занятие. Они порождают только неугасимое желание страдальцев к «дедовщине» - раз я так страдал, нехай теперь и эти тоже пострадают поболе моей боли, а то ишь… радости жизни им подавай?!)))

Иисус пишет: «Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца – жизнь человека, и радость мужа – долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость. Открытое и доброе сердце заботится и о снедях своих», (Сир.30:22-27). «Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям», (Сир. 31:32).

Богослов Антиох Палестинский считает, что не хорошо «опечаливать Духа Святого, обитающего в тебе, как бы Он не помолился Богу и не отступил от тебя. Ибо Дух Божий, данный в плоть эту, ни печали, ни тоски не выносит. Посему облекись в веселье, имеющее всегда благодать пред Богом, и наслаждайся им. Поскольку веселый муж творит добро и презирает печаль. Печальный же муж всегда настроен по-злому. Во-первых, он настроен по-злому и тем самым опечаливает Духа Святого, данного человеку веселым. Во-вторых, в дальнейшем он совершает беззаконие, не исповедуясь Господу. Поскольку моление печального мужа не имеет силу восходить к жертвеннику Божию. Ибо заводится печаль в сердце его. Посему, когда печаль смешивается с молитвой, то не позволяет ей восходить к жертвеннику. И так же, как смешанные уксус с вином, не приносят того же наслаждения, [что и чистое вино,] так и печаль, примешанная к Духу Святому, не имеет [той же силы] молитвенного прошения. Посему прекрасно отвергнуть всякую печаль и облечься во всякую веселость».

Лучшая молитва Богу сразу после просыпания: «Приветствую Тебя, Боже мой, себя и наших ближних! Давай вместе сделаем так, чтобы нам с Тобой и с нашими ближними было бы хорошо! Я готов – скажи с чего начать, и начнём, пожалуй, благословив друг друга?!»))) Всё. Совсем всё. Лишних слов не трать.

Очевидно, что под весёлостью и весельем Иисус и Антиох имеют ввиду хорошее настроение, бодрый улыбающийся здоровый дух и искрящиеся доброй энергией глаза. Это не пошлое вымученное камедипохабное оборжание всего без разбору и святого, и грешного на генитально-банально канализационном уровне. Это другое веселие от мудрости восприятия гармонии Творца, сотворённого Им мира и законов жизни в нём и с Ним.

В части того, чтобы обрести умение слышать слово Божие и понять благословляет Он твои намерения или нет, Иисус сын Сирахов рекомендует прислушаться к следующим его советам: «Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся, (Сир. 32:21). Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей, (Сир. 32:24). Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем; (Сир. 33:21). Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою, (Сир. 33:23). Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине»., (Сир. 37:17-19).

Верь Богу, себе и своим ближним. Не бойся быть главным. Бери управление на себя. Не нужно стоять тысячу дней на коленях и выносить мозг Господу своими непрерывными молитвами… Зачем? У тебя есть ты сам, вот и рассуждай, научись слушать голос собственного сердца, не прячься за благословение и советы священников, принимай решение сам и отвечай за него сам, прося Всевышнего, дабы Он подсказал твоему сердцу истинный путь. Эти выводы приятно понятны и положительно отличаются от путей, которые рекомендуют церковники. Ты сам познаёшь своего Бога, сам признаёшь, что ты Его человек, сам мыслишь, говоришь и поступаешь так, как ты слышишь и понимаешь голос своего Бога. Это процесс доброго плодотворного сотрудничества под Его началом, и именно так и происходит у познавателей и творцов от Бога. Но это процесс тяжёлого принятия решений самому вместе со своим Богом и взятия ответственности на себя, не перекладывая её всю на Господа. Куда проще непрерывно талдычить, что всё от Бога, всё по воле Его, а мы рабы грешные, «а мы чё? – мы ничё! – другие вон чё, и то ничё»))). Я сам довольно давно понял, что нельзя доставать и испытывать терпение Бога многократным повторением одних и тех же молитв в течение дня, бубня их многие годы: помилуй…, дай…, прости…, спаси… и сохрани… Но за те несколько лет, что я малодумно, но с радостью воцерковлялся и слушал советы священников очно и в прочтённых книгах, я уже привык почти непрерывно тревожить Господа, во всяком случае при всяком удобном случае я надоедаю Ему, как неистовая смесь попугая с дятлом))), несмотря на то, что Сын Божий учит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»,(Мф.6:7-8). А Бог Отец много ранее через Моисея всех строго предупредил: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно», (Исх.20:7).  Рекомендация Христа: «Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», (Мф.7:7-8), в части «просите…, ищите…, стучите…» – относится к процессу Богопознания (просите – означает спрашивайте у Отца, но «потрудитесь правильно сформулировать вопрос», ищите – означает отыскивайте ответ на свой вопрос сами, а уж если совсем невмоготу - стучите – если уж дошли до двери в поисках ответа, то стучите, молотите, бейтесь в неё лбом, пока не пробьёте дыру или она не откроется – так и происходит обретение нового знания), и эти слова Христа совсем не относятся к процессу выклянчивания у Бога чего-то шибко желанного, но своими трудами недоступного, в том числе по причине пошлой лени. Вкратце предварительный совет желающему помолиться таков – закрой рот, дурень, и слушай. Не тревожь Господа по напрасным пустякам, сначала рассуди – потом говори.))) И что тоже, на мой взгляд, крайне важно – если уж сделал после рассуждения так, как тебе Бог на душу положил, то не раскаивайся, ибо ты всё правильно сделал. Вообще с раскаянием, как и с покаянием, тоже нужно быть честным и искренним. Кому ты врёшь, что раскаялся? Ближних, любящих тебя, и священника на исповеди обмануть легко, а как быть с самим собой и с твоим Богом? Люди по воскресеньям в храмах стоят в очередях на исповедь и на причастие... Они, как бы, каются, и им, как бы, верят… Не хорошо. Не по образу и не по подобию. Вредно для духовного и душевного здоровья, и пошло разжижает кровь. Так что, если уж сделал нечто, по твоему мнению разумно и добросовестно, то не раскаивайся кто бы тебе что не говорил.  

Что мне нравится в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, так именно то, что в ней одновременно присутствует ум, честь и совесть автора. Он, не претендуя на богодухновенность, целомудренно честно, без излишней неуёмной лести и безмерного желания угодить Господу славословиями, несмотря ни на что пишет, спокойно выбирая приемлемые, наиболее подходящие слова о тех выводах, к которым он пришёл в результате размышлений над своими наблюдениями, ощущениями и исследованиями Священного Писания. Он не использовал конструкцию типа: «мне Бог сказал» или «мне Господь открыл». От честно говорит, что лично я так понял своего Бога, а как понял, так и написал своими словами.

Не надо Богу врать, захлёбываясь в избыточном порыве демонстрации страха Божия. Отцу нужна правда, только правда и ничего, кроме правды. Много-пусто-празднословие вкупе со словоблудием не в чести. Если плохо, не надо врать, что всё хорошо, и что от всего плохого тебе дюже хорошо. Бог в раю посадил одно дерево познания добра и зла. И врать, что от зла тебе хорошо - и глупо, и грешно. На всех просторах Библии я не встречал человека, который бы просил Бога ни в коем случае не изгонять, а оставить ему нечистых духов, вселившихся в него, потому что ему с ними чертовски хорошо.))) Добра нам не надо, нам зла подавай!? – это как-то не по-человечески.

Без искренности и честности нет различия добра и зла. Ум, честь и совесть в отношениях с Отцом должны присутствовать в гармонии единения. Человек, на мой взгляд, должен быть способен понять, принять, встроить в свою картину мира (мировоззрение, миропонимание и мироустройство), подобрать слова и рассказать людям то, что тебе открыл Бог - на то он дал человеку ум и требует от него Богопознания. Учёный познаватель должен быть честен и говорить Отцу правду о том, что он понял, а что нет, от чего ему хорошо, а от чего плохо, на то человеку дана честь. Человек должен соблюдать законы и постановления своего Бога в отношениях с ним, с самим собой и с ближними своими, на то ему дана совесть. И во всех трёх аспектах прежде всего нужна искренность и правда, которая исключает враньё. «Я так думаю». Притворяться, что тебе хорошо, когда тебе плохо... Нет и не может быть никакой веры во вранье и в невежестве. Благодарность должна быть искренней, иначе она не благодарность, а коварная лесть.

Как может искренне благодарить Бога боец, которому только что оторвало часть ноги? Бог дал в этом случае или отобрал? И Бог ли? А если не Бог, то значит Бог не помешал, допустил, разрешил... у Тебя вопросов к Богу может быть много, но Он этот мир без тебя сотворил и тебя не спросил. Очевидно, что тварь не вправе предъявлять Творцу претензии, что мир устроен не так, как ей хочется. Это означает, что тварь вынуждена всё сносить, пока смерть не придёт, ибо так существует этот мир и тварь его переиначить на свой лад пока не может. Однако всё это не означает, что за зло мира, которое тварь вынуждена терпеть, скрежеща зубами, она должна Творца благодарить, задыхаясь от боли и захлёбываясь собственной кровью. Нет в этом никакой правды. Как твой Бог может доверять тебе, если ты своему Богу врёшь? Другое дело, что высочайшая практическая мудрость человека, как применение познанного и обретённых умений, состоит в том, чтобы обращать в добро, выпадающее на твою долю и долю твоих ближних зло. Это очень тяжёлое и хлопотное занятие, но это путь премудрости, способ уменьшения зла, дорога очищения и баня обновления, дарящая надежду обретения сладостного и блаженного ощущения жизни.

Иисус бен Сирах пишет: «Жизнь довольного своею участью и труженика сладостна; но превосходит обоих тот, кто находит сокровище. Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена. Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого – любовь к мудрости. Свирель и гусли делают приятным пение, но лучше их – приятный язык. Приятность и красота вожделенны для очей твоих, но более той и другой – зелень посева. Друг и приятель сходятся по временам, но жена с мужем – всегда. Братья и покровители – во время скорби, но вернее тех и других спасает милостыня. Золото и серебро утверждают стопы, но надежнее того и другого признаётся добрый совет. Богатство и сила возвышают сердце, но выше того – страх Господень: в страхе Господнем нет недостатка, и нет надобности искать при нем помощи; страх Господень – как благословенный рай, и облекает его всякою славою. Сын мой! не живи жизнью нищенскою: лучше умереть, нежели просить милостыни. Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь: он унижает душу свою чужими яствами; но человек разумный и благовоспитанный предостережет себя от того. В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь возгорится», (Сир.40:18-32).

В этом месте целая программа жизни, которая должна быть сладостна и ожиданием, и послевкусием, а не горестна предчувствиями недоброго и переносимыми страданиями. Важно для человека понять, что для того, чтобы вкушать сладость жизни необходимо обрести умение быть довольным своей участью и бытием труженика. Это умение плодиться, первое на что благословляет Творец человека: обрести своё дело, открыть для себя своё Божественное предназначение и трудиться над своими плодами в поте лица своего. Иисус выбрал слово «труженик», а не «работник». Это важно. Хороший работник - усердный ревностный наёмный исполнитель приказов работодателя за вознаграждение. Труженик – свободная личность в своём совместном с Богом творчестве под Его началом. Всё дело в личности командира. Если твой командир – Бог, то ты – труженик. Если твой командир человек (любой, будь то царь или сержант) – то ты раб, работник, солдат. Для солдат и матросов есть, на мой взгляд, оскорбительное в российском законодательстве слово – рядовой. Рядовой – ничем не выделяющийся, обычный, тот, которого не жалко, расходный материал, составная часть боекомплекта. Есть личный путь избранного гения и путь стада. Если ты на ниве своего дела сумел создать (найти, отыскать) своё сокровище, то ты тот гений (учёный, поэт, композитор и таки далее), которого ни люди, ни Господь не забудут. Все остальные – овцы в стаде. Это обидно про себя осознавать, но это правда жизни.

Вторая тройка смыслов жизни относится к благословлению «размножайтесь» для увековечения имени человека. Человек сам в сотрудничестве с Господом должен, если почитает это для себя необходимым, принять меры для увековечения своего имени. Это независимый от созидания сокровища шаг в сторону вечной жизни. Обретение и воспитание детей, строительство города, как места для жизни своих домочадцев, и, как венец всех смыслов, обретение безукоризненной жены, прилепление к ней и сотворение из себя и из неё одного цельного и полноценного человека. Безукоризненная жена – жена, которая не укоряет, и не стремится переделать своего мужа))) и она же не достойна укора мужа ни в чём. Жена безукоризненная несравненно дороже всех друзей вкупе, ибо любой друг тебе другой, а с безукоризненной, по твоему мнению, женой ты - одно существо. «То чего на белом свете вообще не может быть», но иногда встречается, правда существенно реже, чем даже гении.)))

Третья тройка смыслов относится к освященному и благословлённому седьмому дню, как времени почивания в наслаждении вином, музыкой, любовью к мудрости, любованием плодами своих трудов и результатами трудов своих ближних, и прочими сторонами блаженств общения душ и духов человеческих.

Человек богат и силён, если все три вышеперечисленные тройки смыслов он обрёл и соблюдает все заповеди, законы и постановления Бога, что и составляет страх Господень. Нищенская жизнь и выпрашивание милостыни унизительны для человека, ибо просить милостыню – стыдно. Между тем нищие, судя по Библии, всегда были, есть и будут. Просящие и дающие необходимы друг другу в мире, где правит конкуренция и её следствие - вражда. Дружеское соревнование – типа олимпийские игры – сатанинское враньё. Вот если вместо конкурирования станет в отношениях людей друг с другом и с Богом превалировать сотрудничество под Его началом, вот тогда создадутся условия для исчезновения нищих. Это не коммунистическая истерия – это вывод из исследования заповедей, законов, постановлений и указаний Бога людям. В этом Премудрость Божия – Его Хохма. Но люди, несмотря на это, продолжали и продолжают искать мудрость в странствиях и молитвах.

Вот что пишет о своих поисках мудрости Иисус сын Сирахов: «Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей: пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее; как бы от цвета зреющего винограда, сердце мое радуется о ней; нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей. Понемногу наклонял я ухо мое и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя: мне был успех в ней. Воздам славу Дающему мне мудрость. Я решился следовать ей, ревновал о добром, и не постыжусь. Душа моя подвизалась ради нее, и в делах моих я был точен; простирал руки мои к высоте и сознавал мое невежество. Я направил к ней душу мою, и сердце мое предал ей с самого начала – и при чистоте достиг ее; - посему не буду оставлен ею. И подвиглась внутренность моя, чтобы искать ее; посему я приобрел доброе приобретение. В награду мне Бог дал язык, и им я буду хвалить Его. Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения, ибо вы нуждаетесь в этом и души ваши сильно жаждут. Я отверзаю уста мои и говорю: приобретайте ее себе без серебра; подклоните выю вашу под иго ее, и пусть душа ваша принимает учение; его можно найти близко. Видите своими глазами: я немного потрудился – и нашел себе великое успокоение. Приобретайте учение и за большое количество серебра, – и вы приобретете много золота. Да радуется душа ваша о милости Его, и не стыдитесь хвалить Его; делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду», (Сир.51:18-38).

Мудрость Божия есть мудрость Троицы – Отца и Сына и Святого духа. Это одно слово. Мудрость Отца есть мудрость Творца, которая есть Свет первого дня творения, вместе с ней сосуществует мудрость Сущего и его системы Права, которая есть мудрость Святого Духа, который от Отца исходит, как Энергия Ясного Света, и почивает на Сыне, который обладает и несёт в Себе мудрость Слова и Владыки всего сотворённого, как Судьи-Правоприменителя. Человеческая мудрость, если судить по тому, как был сотворён человек должна быть подобна мудрости Творца. В каждом полноценном человеке, когда он творит, наблюдается единство желанного замысла, энергии и ресурсов для исполнения задуманного, и собственно таланта, опыта и умений для его воплощения в жизнь и получения плода творения. И, судя по коллективным достижениям человечества в области науки и творчества, вероятнее всего, так оно и есть. В то же время мудрость каждого отдельного человека порой несравнимо разная. Ближе всего к мудрости Бога мудрость Его помазанника царя-государя. Он в ответе за всё перед Богом и перед своим народом. Так полномочия от Бога через царя-государя распределяются по уровням иерархии в государстве до последнего раба рабов. Кроме того, мудрость полководца отличается от мудрости солдата, мудрость врача от мудрости палача, мудрость учёного от мудрости поэта, композитора, архитектора, кузнеца, пастуха или земледельца. Но, даже в эпоху разделения труда все, кто имеет своё дело – творцы, а значит мудрецы. Каждому своя мудрость. Многим в современной мире кажется, что государь всё делает не так, как им «мудрецам» представляется. Они забывают о том, что каждому своё. Не учи своего государя управлять государством, научись своё дело делать хорошо и научи тому же своих учеников. Если каждый по иерархической лестнице снизу до верху будет делать своё дело хорошо, то царю ничего не останется, кроме как своё дело перед лицом Господа и народа тоже сделать хорошо. Есть ли другой путь, чтобы всем нашим во всём нашем было по нашему хорошо? – Не думаю.

Откуда приходят мысли ко мне и кто их автор? Мне не удалось до сих пор проследить путь прихода разных мыслей ко мне и установить их авторство. Они точно не являются плодом логических рассуждений. Логика работает только на объяснение уже открытого в части связей с ранее установленным – на создание картины мира. Если старая картина мира была ошибочна, а они все в той или иной мере ошибочные были, есть и будут, то и новое знание либо ошибочно встраивается в старую картину мира, либо отменяет её и заставляет создавать новую картину мироустройства, быть может, чуть менее ошибочную нежели отменённая. Сейчас я думаю, что все мои мысли являются либо плодом моего сотрудничества с моим Богом или с сатаной, либо плодом моего отказа от сотрудничества с кем бы то ни было. Из Библии известно, что Бог внушает мысли в людей, вкладывает в их сердца и в их души намерения, помыслы, способен записать свои заповеди и законы прямо в сердца людей, говорит языками людей… Как нечто подобное делает с людьми сатана? Об этом в Священном писании совсем мало указаний. Сатана общается с людьми и обманывает их, обвиняя Бога во лжи. Известно, что бесы вселяются в души и сердца людей именно путём обмана или злоупотребления доверием. Как то же они свои мысли приносят человеку?! Возможно, бесы используют те же каналы, что и Бог. Поэтому для человека крайне важно научиться управляться с мыслями-пришельцами в части входа и выхода, оставления и изгнания, благословения и проклятия, приятия и отвращения, говорить им «да» и «нет». Страх Божий – в этом деле первейшее руководство к действию. Но страх Божий должен иметь основанием совершенное Богопознание, в ином случае он не более полезен в деле снижения рисков нежели русская рулетка.

Возможно ли найти мудрость в молитве? Общепринятое понимание молитвы заключается в том, что это твоё общение с твоим Богом. В моём случае – это монолог с вопросами. На свои вопросы я ищу свои ответы, и мой Бог внушает мне в этом же процессе Свои мысли, которые в совокупности с моими думами, позволяют мне или нам с Ним находить ответы, которые удовлетворяют меня и Его. Это процесс происходит и во время исследования Священного Писания, и во время моих раздумий, и во время написания этой книги… и как мне кажется в последнее время, что это общение происходит всегда, даже во время сна. Таким образом, у меня молитва, на мой взгляд, преобразовалась в образ и стиль жизни. А те молитвы, которые я по привычке повторяю каждое утро, при удобном случае днём, и каждым вечером – не помогают, а только мешают моему живому общению с моим Богом, живущим и во мне и рядом со мной. Он, я и моя жена – живём малой троицей вместе – и эта малая троица и есть один полноценный человек. И в таком понимании, - да, мудрость я нахожу в молитве, ибо молитва есть моя жизнь с моим Богом. Вне этой жизни мудрости нет.

У меня был период безбожия лет до 55, а потом медленная тяжёлая, как из липкой трясины прошлой жизни тащить бегемота любимых привычек былого, дорога к Богу. Мысли приходили ко мне всегда и всегда не просто рядовые, а иногда и новые, причём новые не только для меня, но новые в научном понимании этого слова. То есть от молитвы, прочитанной из молитвослова, приход мысли никак не зависит. Это факт для меня.

Однако, никогда мудрая мысль не приходила без спросу. Всегда её приходу предшествовал многодневный нелёгкий труд размышлений и именно на эту тему и весь прошлый опыт раздумий по разным вопросам. То есть, приход мудрой мысли ко мне есть результат сотрудничества с Богом, который после моих личных усилий немного приоткрывал мне ту самую дверь, за которой Истина, то есть Он приоткрывал мне Себя.

Я не могу сказать, что в безбожный, как мне тогда казалось, мой период жизни, хорошие мысли приходили ко мне реже, нежели после того, как я осознанно сам себе и своему Богу сказал: «Ты – мой Бог, а я – Твоя тварь, названная Тобой человеком, созданным Тобой по Своему образу и подобию, признающий по человечески безоговорочно и безусловно Твой приоритет Творца всего из самого Себя». Не важно, веришь ли ты в Бога, важно, что Богу ты и твоя земная жизнь зачем-то нужны. Зачем? – Не нам судить – это не ответ. Кому же судить нас, если не нам самим? Ответ нужно искать. Возможно я нужен своему Богу, чтобы заниматься Богопознанием и познанием сотворённого Им мира и писать свои книги о тех открытиях, которые мне Он приоткрыл. Почему нет? Тем более, что этот процесс мне доставляет истинную радость, блаженство и веселие. «А что ещё нужно, чтобы достойно встретить старость»?

Я не могу сказать, что мудрость дарована была мне смолоду без труда по моей просьбе, как то было дело с Соломоном. Я её тяжело выгрызал зубами, отчаянно думал до отупения, бился головой о стену, чтобы проломить её или сдохнуть «топливо истратив», но «для посмотреть», что же там за стеной… И ныне на седьмом десятке, сравнивая себя с другими мне знакомыми людьми и их плодами, которые можно почитать, могу без зазрений совести сказать, что я благодарен своему Богу за те дары мудрости, которые Он мне передал и продолжает передавать мало помалу всю мою жизнь… Я этот процесс своего возрастания в мудрости и в Богопознании (по-моему нынешнему мнению это почти одно и то же, если не просто одно и то же) ощущаю и духовно и физически. И ума не приложу, как за это можно не благодарить своего Бога.

Я с безбожной молодости точно понял что, когда я открываю рот, по необходимости ответить что-то на заданный мне вопрос для меня новый и на который у меня в прошлой жизни нет ответа, то очень часто я не знаю, чем именно моя фраза закончится. Но она всегда заканчивалась каким-то неожиданным для меня самого ответом, и именно ответом на заданный мне вопрос. Кто ответил за меня или помог мне с ответом?  То же происходит, когда я начинаю писать о чём-то, излагать результат моих прошлых раздумий и обосновывать эти результаты. Почти всегда в этих писаниях кто-то дарит мне новые для меня наблюдения, гипотезы, выводы… Это же происходит при написании стихов. Садишься писать об одном, а на выходе получается совсем другое, тобой нечаянное и слова как-то подбираются друг к другу… Моими трудами, это очевидно, но также очевидно, что кто-то меня ведёт и со мной сотрудничает. Причём, если в момент написания, я точно знаю о чём я писал и что хотел сказать, то через некоторое время я могу об этом и не вспомнить или выдать совсем другую версию… А уж когда друзья и знакомые начинают судить о том, что я имел ввиду, когда написал то то и то то, то совсем занимательные вещи происходят, порой довольно смешные… Это и к вопросу толкований нынешних людей на тему, что хотел сказать Пушкин своим стихотворением, а ещё хлеще своей фразой или строкой… Это и к вопросу, а что хотел и хочет нам сообщить Господь Бог в Библии, которая претерпела многие переписи и переводы… Кто что понял, то и тому Он и хотел сообщить)))… А иначе как? Ты можешь присоединиться к мнению какого-то великого, но это не отменяет того обстоятельства, что ты не он…

Моя история взаимоотношений с молитвой, наверное, обычна для достаточно образованных советских людей, начавших свою дорогу к Богу в то время, когда многие из моих друзей уже закончили свой путь земной.

Началось всё с установки приложения «Православный календарь», сопряжённого с сайтом «Азбука веры», в мой смартфон. В нём содержатся Библия, всевозможные её толкования, энциклопедии, словари, молитвословы, статьи, учебники, лекции, стандарт высшего богословского образования и многое иное.  Приняв решение заняться самообразованием по указанному стандарту, благо недостатков в лекциях и учебниках не было и нет, я, помолясь приступил к освоению новых для меня знаний и к приведению их в гармонию с той «картиной мира» которая у меня сложилась к 55 годам научных, преподавательских, адвокатских и иных занятий. Естественно, в программу обучения я внёс необходимые изменения, учитывающие то обстоятельство, что я в прошлой жизни уже кое-чему учился и, слава Богу, научился.))) В части молитв, я молился чужими молитвами церковного молитвослова с его утренними и вечерними правилами, с ежедневно рекомендуемыми молитвами, начал их смысловой разбор, пытаясь установить авторское понимание того, что в них изложено… Довольно быстро для меня, примерно за год примерного молитвословия до меня дошло, что это «чужие стихи и чувства», не мои переживания и прошения, иные представления о Боге, не моё это всё и не для меня… У меня свой Бог, а у авторов молитв из молитвослова, вероятно, свой и наши представления о Боге не вполне совпадают… А я, как любой нормальный учёный, терпеть не могу, когда мне навязывают насильно чужие взгляды, будь они хоть трижды соборные и как бы, так называемых святых отцов… Грешен, понимаю, но пока ничего с этим сделать не могу. Самое главное, что и не хочу. Вот такой пердимонокль… В этой связи я приступил к написанию своих личных молитв на все случаи жизни. Старался составить молитвы и максимально всесторонние, и как бы объективно научно обоснованные, и беспристрастные, и личностно яростно пристрастные и составил и многое время их произносил наизусть утром и вечером… Прошло какое-то время пока я внутренне ощутил, что мне с моим Богом хорошо просто вместе посидеть и помолчать, как с другом на Волге ночью у рыбацкого костра. Иногда вздоха достаточно, чтобы понять нечто общее и объединяющее… Тут вспомнился старый добрый анекдот, как случай из жизни. Как-то вечером я вышел покурить и встретил в подъезде соседа. Мы молча покурили минут пять. После чего он докурил сигарету, затушил её и, шумно вздохнув, в сердцах сказал: «Вот такая вот, Эдюха, херня получается»! И главное, что я с ним абсолютно согласен!!!))). Написанных мною молитв получилось много, но теперь все они хранятся, записанные на бумаге и в цифровой памяти на носителях. Я продолжил сочинять новые молитвы и изменять старые, но их количество в обязательной утренней о вечерней программе неуклонно сокращалось. Никто не давал мне права доставать Бога по утрам и вечерам своими приветствиями, благословениями, благодарностями, славословиями и просьбами… Я как то однажды живо представил себе, что на моём месте так себя ведёт мой сын, а я на месте своего Бога, вынужден всю эту «спектаклю» терпеть ежедневно многие лета… Я бы решил, во-первых, что мой сын сошёл с ума, и принял бы самые решительные, необходимые и достаточные меры для того, чтобы его исцелить, а, во-вторых, в любом случае всё это «безобразие» прекратил бы раз и навсегда… Позже, в словах Бога, записанных в Библии, я нашёл подтверждение этому выводу. После того, как мой сын, ответил согласием на призыв нашего президента, и во исполнение частичной мобилизации ушёл на войну с поганой нечистью, у меня осталась одна молитва, в которой я просил Бога Отца и Сына и Святого Духа и Марию Деву Богородицу благословить благополучное возвращение сына с войны домой живым и невредимым победителем. Живым вернулся, в части невредимости мне в моей молитве было отказано. Без объяснения причин, мотивов и оснований. Господь, мягко говоря, не многословен и многомолчалив. Ну что ж, продолжаем жить, как есть. Жаловаться – грех, а похвастаться нечем. Но терпеть можно. Зато понял, что просить не надо совсем ни о чём, ибо себе дороже. Если хочешь – приветствуй. Если можешь - благословляй и благодари. Главное – без фальши.

«Умное делание» у меня не задалось и ко мне не прилипло. При непрерывном повторении внутри себя «Господи, помилуй», не получается вдумчиво прочитать даже тысячу раз ранее прочитанный текст евангелия, не то, что написать научную статью по теплообмену в неравновесных полидисперсных средах…))) Пытался многие месяцы научится умному деланию, читая методички разных монахов, у которых это, якобы получалось, но либо они написали не то и не так, либо я не пригоден к этому процессу… Какую-то соль в своём рецепте они не указали, или… ради красного словца, не пожалели и Отца…

Понял, что надо просто стремиться дышать одним духом, пить одно вино, есть одну пищу за одним столом, жить и творить везде и всегда вместе с Богом (приветствовать, благословлять, благодарить, любить, советоваться, сотрудничать, блаженствовать, веселиться, радоваться и… умничать, вредничать, судить, скорбеть, негодовать, гневаться… «ненуачё этта же жисть) Не нужно стремиться быть святее его святейшества… каждому - своё.

Мысли мне Бог дарит не во время молитвы, а во время трудов. Не могу подтвердить зависимость частоты и силы молитвы от повышения уровня и качества своей мудрости. С мудростью у меня пока не получилось, не говоря уже о Премудрости… Видимо не тот я бен))). Но я верю и надеюсь. На сердце у меня весело. Мой сын домой с войны вернулся.))) Аминь.