"Маленькие женщины" (2019, реж. Грета Гервиг)
Как явление эстетическое, фильм 2019 года получился, несомненно, красивым. Актеры, музыка, красивые виды, примечательные костюмы, за которые фильм получил "Оскар", всё радует и слух, и глаз. Тем не менее, просмотр фильма некогда меня крайне расстроил. Посмотрела его на волне хвалебных отзывов от знакомых, когда фильм только вышел на экраны. В принципе не мой жанр, но это бы ладно. Было в этом фильме что-то еще, от чего он воспринимался мной как очередная слащаво-приторная любовная история, привычной розовой консистенции, только не безобидно-карамельная, а фальшивая и лицемерная. Чуть позже я поняла, в чем дело.
Как известно, в основе романа "Маленькие женщины", породившего не одну экранизацию, лежали воспоминания автора, Луизы Мэй Олкотт, о собственном взрослении в окружении сестер. Джо Марч, одна из героинь книги и фильма, стала художественным воплощением самой Олкотт. Последняя, как указывают многие источники, никогда не была замужем. Да еще была и феминисткой. Так зачем же ей понадобилось выдавать замуж свою героиню?
Ладно, 19 век и всё такое, общество не заслужило шокирующего и антисоциального сомнительного хэппи-энда. Но вот на дворе 21 век. Режиссеры уже давно позволяют себе всякие вольности, далеко отходя от литературных первоисточников. Однако и Грета Гервиг выдает Джо замуж. И это человек, некогда даже вошедший в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала "Time". Что за неуемная тяга продвигать семейные ценности даже там, где они в принципе и рядом не лежали? И если сама Гервиг вроде бы как счастливая жена и мать (во всяком случае пока что), то для Олкотт уже никогда и ничего не изменится.
Подозреваю, что меня вне всякого сомнения обвинят в черном феминизме и еще более черной зависти к простому женскому счастью тех, кому оно доступно, но всё же есть в фильме детали, от которых сюжет явно не выигрывает.
Из четырех сестер одна умирает - ей простое женское счастье уже не светит. Что ж, смерть – причина веская, она многое оправдывает.
Но трех остальных сестер, вопреки биографическим фактам, непременно нужно было связать брачными узами с мужчинами, да еще какими! С милым рай-то и в шалаше, знаем-знаем, слышали.
Джо, воплощение Луизы Олкотт, пишет книгу, в которой повествует о жизни своей семьи. Она свободолюбивая, дерзкая, эмансипированная. Она не видит себя в браке. Образ свободной художницы, начинающего мастера слова ей вполне к лицу. Она довольно органична во всем этом. Героиня ее романа, в которой Джо воплощает себя) в финале книги остается старой девой, отстаивая свое право на свободу, возможно, даже бросая вызов обществу. И что же? вызов получился как жалкое пффф промокшего фейерверка. Издательство отказывается принимать книгу с таким финалом, символически выражая мнение общества по этому поводу.
Сдается ли Джо? Конечно. Она и свои собственные ценности подвергает существенному пересмотру. Она всё осознает, исправляется, берется за ум, наконец-то, понимает, что счастье-то в штанах рядом, проявляет инициативу в отношениях (на этом феминизм и кончился), познает Любовь и выходит замуж. И если бы только это. Она охотно меняет финал своей книги, выдав замуж и свое литературное воплощение. А как иначе, как иначе-то, спрашивается? Никак. Только так и никак иначе. Замуж, дура, замуж.
Я с удовольствием смотрю фильмы, в которых женщины сторонятся любви и отношений в силу каких-то травмирующих событий прошлого, однако под воздействием сильного и настоящего чувства всё-таки открываются новым отношениям. Я, как психолог, всегда за исцеление травм и душевной боли. Но здесь ведь не тот случай. Не было никакой травмы, не было боли, не было защитных механизмов. Героиня (до финала) была цельной, логичной, органичной и гармоничной. Да, не как все, но и такие женщиын бывают. И тут ни с того, ни с сего, ба-бах, а давайте-ка пришьем сюда любовь и замужество.
Я не против банальных хэппи-эндов со свадьбами и детопополнением. Скажем, линии двух других сестер, Мэг и Эми, очень изящно, ненавязчиво и последовательно выражают как раз такую линию в развитии сюжета и характеров. Но в случае с Джо это выглядит как бельмо на глазу – и не красит, и мешает. Почему нельзя было оставить Джо свободной женщиной, независимой и не вписывающейся в каноны общественного мнения? Отчего-то против общества здесь решили не выступать.
Хоть 19-й век, хоть 21-й, а умирающий патриархат и не думает испускать последний вздох. И если в вопросах политических прав, карьеры и творчества женщины чего-то и добились, то относительно "простого женского счастья" общество продолжает быть категоричным. Нет простого женского счастья без мужчины, нет.
А если кто-то скажет, что есть, не верьте – врёт и завидует. По себе знаю, ибо только ленивый в мой огород еще камень не кинул и феминисткой не обозвал. Правда, такие камни лишь забавляют, но сам факт их наличия дает повод для размышлений. Неужели действительно не может быть счастлива женщина вне семьи, брака и материнства?
Вот и кажется, что история Джо (а вместе с ней и фильм в целом) не только фальшивая, ибо противоречит судьбе реального человека, стоявшего за этим образом, но еще и льстивая. Кому льстит такой финал? Обществу, да еще мужчинам. Мужчинам по-прежнему принято угождать. Почему бы не показать, что без них женщина не сможет жить хорошо и счастливо?
Это как с женскими оргазмами. Уже полно бородатых анекдотов о том, что женщины то там, то тут вынуждены имитировать упомянутый процесс. Сымитировать дешевле, чем дать ход естественному развитию событий. И всё потому, что для мужчин (не всех, но многих) это истинно больной вопрос. Судя по тому, что я слышу иногда от клиенток, это просто-таки наибольнейшая мозоль для каждого второго. Попробуй-ка не испытай оргазм, это же оставит еще один незаживающий и вечно кровоточащий рубец на нежном Эго мужчины.
Так что мужчин надо беречь. Они психологически слабее и нежнее. Мужчин надо оберегать от неприятных эмоций и психотравм. Можно где-то и приврать, можно что-то сымитировать, можно даже финал автобиографической книги переписать, лишь бы показать, что всё женское счастье в нем одном... Наверное, мужчины действительно расстроятся, если поймут, что женщины могут прекрасно жить и без них. Ну, не совсем без них, но без статуса их возлюбленных, жен и без их детей.
С праздником, уважаемые читательницы! Пусть больше будет вокруг душевного тепла и улыбок, ярких эмоций и впечатлений! Сердечно желаю вам женского (вот без "простого") счастья, и пусть оно будет таким, каким его видите для себя вы сами. Ну, без мужика, так без мужика. А с мужчиной, так с таким, какого захочется – молодым, старым, чужим, женатым, невзрачным, красивым, скромным, порочным, токсичным, адекватным... Кому какое дело?