Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение 13.3 НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР по тексту Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя уви­дел огромный букет мимозы...»

Прекрасных дам поздравляю с 8 Марта! Желаю, чтобы наступившая весна была наполнена любовью, теплом и вдохновением!

Сегодня обсудим самый праздничный вариант из заданий 2024 года — текст ОГЭ Открытого банка заданий ФИПИ про 8 Марта и нравственный выбор...

Готовое сочинение будет ждать вас в конце статьи!

Исходный текст В.К. Железникова

(1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя уви­дел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

– (3)Это мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.

(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил порт­фель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил её маме.

(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:

– Возьми несколько веточек мимозы. (8)Подари Лене Поповой.

(9)Лена Попова была его соседкой по парте.

– (10)Зачем? – хмуро спросил он.

– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-ни­будь подарят девочкам.

(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повез­ло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.

– (16)Это тебе.

– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!

(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.

– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувство­вал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорóво, юный жених!

(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо стар­шеклассники, и все на него смотрели и спра­шивали, чей он жених.

(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:

– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!

(35)Витя вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол.

– (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!

(37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.

(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

(По В.К. Железникову*)

* Владимир Карпович Железников (1925–2015) – русский советский детский писатель, кинодраматург.

-2

Обратимся к заданию:

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается нравственный выбор человека?». Дайте определение понятию НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Из содержания исходного текста трудно сразу ответить на вопрос, предложенный в теме — формулировка коварная. Для начала выясним значение ключевых слов и найдём, как они связаны с текстом Железникова:

  • Что такое нравственный выбор? Как бы вы определили это понятие?
  • Кто из героев текста Железникова сталкивается с необходимостью сделать выбор?
  • Какие варианты у него были? Что он мог выбрать?
  • Что выбрал герой?
  • Как его выбор отразился на его состоянии, на окружающих его людях?

Ответы на вспомогательные вопросы нам подскажет сам текст:

Настроение Вити кардинально изменилось... В чём причина такой перемены? И какой выбор  совершил мальчик?
Настроение Вити кардинально изменилось... В чём причина такой перемены? И какой выбор совершил мальчик?

Думаю, можно говорить о двух нравственных выборах героя:

  • Во-первых, Витя выбрал обидеться на шутки одноклассников. Хотя ему самому нравились цветы мимозы, с утра их вид радовал его, Вите ещё по дороге в школу казалось, что все на него смотрят. Он боялся сделать что-то не так, как все остальные, оглядывался на мнение большинства. Поэтому, когда стало ясно, что другие мальчики ничего не подарили девочкам на праздник, Витя ещё больше застыдился и испугался. А ведь можно было признаться самому себе, что сделать подарок соседке по парте — это нужное, замечательное дело! Кстати, мама сама предложила подарить несколько веточек именно Лене Поповой — почему? Может, Витя говорил о ней дома, был к ней неравнодушен... Понятно, что в таком случае шутки мальчишек о «женихе» ранили его вдвойне. Но отреагировать можно по-разному, тем более видя, как Лена обрадовалась подарку... Можно перевести всё в шутку, гордиться добрым поступком, упрекнуть ребят в ответ за то, что они не поздравили одноклассниц, своих соседок по парте...
  • Во-вторых, Витя выбирает «сорвать свою досаду и обиду» дома, на маме. А ведь ещё с утра он поздравлял её, обещая слушаться. Ответственность за злые слова одноклассников ложится на маму — в праздничный день, когда женщин поздравляют. Отвечать за собственный поступок — согласие с мамой и решение поздравить Лену — Витя оказывается не способен. Он осыпает маму грубостью, обвинениями, криком. Он топчет цветы мимозы, ненавидит их только за то, что из-за своего поступка отличился от сверстников. Нежные цветы, подаренные отцом, умирают под его ботинками. Можно было не срывать злость на маме, не портить ей праздник: зрелый человек способен самостоятельно справиться с негативными чувствами, чтобы не отравлять жизнь близких людей...

Конечно, второй выбор тесно связан с первым, и в сочинении я бы их объединила. Начнём составлять план сочинения с примера из текста:

Выбор Вити заключается в решении поддаться насмешкам, почувствовать себя виноватым на ровном месте, отыграться на маме за её совет
Выбор Вити заключается в решении поддаться насмешкам, почувствовать себя виноватым на ровном месте, отыграться на маме за её совет

Перейдём ко второму примеру. По традиции я постараюсь вспомнить подходящий случай из художественных произведений:

-5

Евгению Онегину непросто далось решение согласиться на дуэль с другом. Он от досады на Ленского за то, что тот поставил его в неловкое положение на именинах Татьяны, за то, что ему было скучно и не хотелось лишний раз сталкиваться с влюблённой в него девушкой, пригласил танцевать Ольгу, невесту Владимира. Ветреная девушка даже не заметила глубокой обиды Ленского, которому показалось, что она слишком много внимания уделила другому. Впечатлительный поэт жестоко оскорблён.

Онегин мог бы объясниться, признать, что был неправ, что из-за таких пустяков не стоит ревновать... Но в дело вмешивается «старый дуэлист» Зарецкий, и теперь Евгению грозят сплетни, упрёки в трусости, если он от дуэли откажется. Мнение общества (деревенского общества, которое Евгений даже не уважает!) оказывается важнее, чем страх причинить вред близкому товарищу, слишком ранимому и ревнивому Владимиру. Итог нам известен: Ленский погибает на дуэли, а вся дальнейшая жизнь Онегина омрачена убийством невинного друга.

Теперь, когда готовы примеры, можно перейти к формулировке определения и комментария:

Первое предложение — определение понятия, второе предложение — комментарий (ответ на вопрос из темы)
Первое предложение — определение понятия, второе предложение — комментарий (ответ на вопрос из темы)

Осталось обобщить наблюдения:

-7

Сочинение 13.3

Нравственный выбор — это решение, которое человек принимает в непростой ситуации, руководствуясь внутренними убеждениями. На мой взгляд, нравственный выбор человека заключается в умении самостоятельно определять, как нужно поступить: последовать ли мнению большинства или сделать так, как велит совесть. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

В тексте В.К. Железникова с необходимостью совершить выбор сталкивается мальчик Витя. Он привык жить с оглядкой на мнение большинства. Когда выяснилось, что никто из одноклассников не поздравил девочек, ничего им не подарил, Вите стало стыдно и неловко из-за веточек мимозы, которые он вручил Лене Поповой. Возвращаясь домой, Витя срывает злость и обиду на маме, топчет мимозы, которым она так радовалась с утра. Нравственный выбор мальчика заключается в решении поддаться своей обиде, признать правоту большинства и испортить праздник маме.

Также с непростым нравственным выбором пришлось столкнуться герою романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений поддаётся страху перед общественным мнением: осуждением, упрёками в трусости, сплетнями в случае отказа от дуэли. Его пугает сплетник Зарецкий, старый дуэлист, ввязавшийся в конфликт с Онегина с Ленским. Евгений сделал выбор, о котором впоследствии будет горько жалеть: чтобы избежать сплетен, он отправился на дуэль с другом.

Таким образом, мне удалось доказать, что нравственный выбор заключается в самостоятельности, в умении самому, без оглядки на мнение большинства решить, как следует себя вести. Нравственность не позволит переложить ответственность за собственные ошибки и неудачи на окружающих, а также не даст человеку поступать вопреки совести, собственным убеждениям.

Сочинение 13.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...»

Финал текста В.К. Железникова я понимаю так: первые весенние цветы порадовали Лену, ведь они являются знаком внимания, особенным подарком к 8 Марта. Чтобы доказать эту мысль, приведу примеры из текста.

Во-первых, букет мимоз с самого утра отец Вити подарил его маме. И она, и сын «любовались жёлтыми и свежими, как первый тёплый день, цветами». Маме хотелось разделить радость с Витей, и она посоветовала ему подарить веточку однокласснице Лене. Становится понятно, что цветы понравились мальчику, и у него, и у матери они вызвали ощущение наступившей весны.

Во-вторых, сама Лена обрадовалась ярким цветам и вниманию Вити. Когда он протянул ей веточку мимозы, она «готова была благодарить его ещё час». Мимоза согрела её душу теплом, она «спокойно» ответила на вопрос, откуда у неё цветы, и, в отличие от Вити, не обращала внимания на насмешки одноклассников. Итак, ничто не могло испортить весеннего настроения Лены, которое возникло благодаря неожиданному и нежному подарку, вниманию со стороны одноклассника.

Таким образом, Лена Попова умеет ценить красоту и внимание, она искренне рада подарку и благодарна Вите. Также ей не страшны шушуканья и насмешки окружающих, ведь так или иначе мальчик хотел порадовать её, преподнести ей что-то особенное и красивое.

-8

📝 Какое сочинение написать следующим? Комментарии открыты для ваших предложений!

Не забудьте подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨