Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Нежный возраст" (Россия, 2000): шедевр или позор?

Нежный возраст. Россия, 2000. Режиссер Сергей Соловьев. Сценаристы: Дмитрий Соловьёв, Сергей Соловьев. Оператор Павел Лебешев. Актеры: Дмитрий Соловьёв, Елена Камаева, Ольга Сидорова, Иван Берзин, Людмила Савельева, Кирилл Лавров, Сергей Гармаш, Андрей Панин, Валентин Гафт и др.

После долгого перерыва Сергей Соловьев («Спасатель», «Чужая Белая и Рябой», «Избранные») на рубеже XXI века возвратился в большой кинематограф.

«Нежный возраст» поставлен по сценарному наброску, написанному сыном режиссера Дмитрием Соловьевым (1974-2018). Он же сыграл и главного персонажа.

-2

Кинокритик Сергей Кудрявцев считает, что С. Соловьёв в «Нежном возрасте» «не доверяет серьёзности и драматичности рассказываемой истории, во многом основанной на подлинных фактах из жизни соучеников и приятелей его сына, как бы опасается выглядеть скучным и занудным, насыщает действие повторяющимися дивертисментами (порой грешащими по части вкуса). И для финала приберегает намеренно искусственную, бравурно-праздничную сцену, приторность которой искупается лишь благодаря ироничному отстранению и включению участников съёмочной группы в круг веселящихся действующих лиц. Но нельзя не отметить, что Сергею Соловьёву удалось затронуть тот больной нерв времени, который не даёт покоя, саднит, словно незаживающая рана» (Кудрявцев, 6.03.2007. https://kinanet.livejournal.com/573761.html).

-3

На мой взгляд, главный герой «Нежного возрата» явно претендует, хоть и на поданный иронически, но все-таки символ поколения тех, кто еще успел прихватить пионерское детство, но в дальнейшем погрузился в пучину перестроечных и постперестроечных событий, опрокинувших, казалось бы, устойчивый формат Страны Советов.

-4

В какой-то степени на «Нежный возраст» падает ерническая тень известной соловьевской трилогии «Асса» - «Черная роза...» - «Дом под звездным небом».

Однако при всей фантасмагоричности сюжета, сложенного из кубиков-анекдотов, «Нежный возраст», в конечном счете, оказывается не чужд романтическому свету «Ста дней после детства».

-5

Отзывы зрителей о «Нежном возрасте», как правило, резко разделяются на «за» и «против».

«За»:

«Это, пожалуй, один из фильмов, который можно посмотреть вместе с детьми подростками. Смотрели вместе с 14-летним сыном. Настолько правдиво, точно, искренне.... Я вспоминала себя 14-летнюю... Местами хотелось плакать.... Спасибо Соловьёву! Тонко, как всегда иносказательно, умно, по-настоящему!» (Ассоль).

«Очень хороший фильм и потрясающе подобранная музыка смотрел больше 100 раз и не надоедает. Шедевр» (С. Святой).

-6

«Против»:

«Фильм позорит СССР. Лично я никогда не поверю, что главными мечтами пионера были секс и выпивка, а в фильме всё это так показывается, как будто все мечтали это делать. Да и "нежных" отношений по сути никаких не было между главным героем и его подругой -просто жажда секса и не более того» (Лера).

«Этот фильм меня просто убил. Актеры все, как на подбор, сумасшедшие, сюжет пессимистический, там такой бред нагорожен, что у меня после просмотра сложилось такое впечатление, будто я только из психушки вышла. Единственный трезвый персонаж – обезьяна» (Червя).

«Мерзкий, грязный фильм. Не имеющий в общем, ничего общего с реалиями того времени. Игра актёров отвратительная, просто деревянные» (Недовольная).

А каковы Ваши мнения о «Нежном возрасте», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2002, 2020

-7

Чужая Белая и Рябой. СССР, 1986. Режиссер и сценарист Сергей Соловьев (по повести Б. Ряховского). Актеры: Вячеслав Илющенко, Любомирас Лауцявичюс, Людмила Савельева, Султан Бапов, Андрей Битов, Илья Иванов, Владимир Стеклов, Борис Олехнович, Анатолий Сливников, Герман Шорр, Александр Баширов, Борис Ряховский, Бигульсин Кудабаева, Аркадий Высоцкий, Андрей Филозов и др. 3,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Уже в изобразительном решении фильма «Чужая Белая и Рябой» заложен контраст, если так можно выразиться, «былого» и «нынешнего» экранного мира Сергея Соловьева.

В цветных, вернее, светло-цветовых кадрах, восхитительно снятых оператором Юрием Клименко, ощутим знакомый поэтический ракурс, меняющий суть обыденных вещей. Так, словно по волшебству преображается скромная комната, где подросток играет на рояле, а его приятель, на миг заглянув в стекло соседней двери, видит, как сушит промокшие русые волосы молодая обнаженная женщина. Контуры ее фигуры, кажется, плавятся в световых потоках, струящихся из окон, за которыми слышен дурманящий шум дождя... И такой манящей желтизной окутаны фонари городского сада, и так восторженно сотни блестящих глаз смотрят на экран летней киноплощадки, что даже дождь не может помешать счастью: 1946 год, позади война, впереди — для тех, кто выжил, — целая жизнь...

Смотришь эти поэтические кадры и вспоминаются слова одного из героев фильма Алексея Германа: «Вот вычистим землю, посадим сад, и сами в том саду погуляем...». Что же мечта сбылась?

Но в одном монтажном ряду с этими сценами возникают черно-белые, вернее, желтовато-выцветшего оттенка эпизоды, вызывающие совсем иные чувства. Отец главного героя — однорукий военрук — беспомощно бьется в конвульсиях на полу грязного сортира. Окровавленный человек, в лицо которого впилась колючая проволока того самого, еще недавно такого романтичного городского сада. Покончившая с собой женщина под белой простыней морга... В этих кадрах, снятых на контрастных перепадах света и тени, ощутимо влияние стиля картин Алексея Германа и Элана Паркера...

Постижение Доброты, Сострадания, Противостояния Злу. Говорить об этом языком минорной ностальгии было бы только частью правды. Вот почему даже в «голубиной эпидемии» послевоенного казахского городка так тесно переплетаются добро и зло, дружба и вражда, любовь и ненависть, мечта о счастье, желание самоутвердиться, хоть чем-то вознаградить себя за жизненные ухабы, неудачи и раны.

И когда в финале главный герой сам отпустит заветную белую голубку, из-за которой он чуть не поплатился жизнью, он поймет, что есть на Земле ценности. которые не заменит ничто: даже тысяча самых прекрасных голубей...

Как всегда у Сергея Соловьева хорошо играют юные актеры. Исполнитель главной роли Слава Ильюшенко, не стремясь понравиться зрителям, не фальшивит ни в одной сцене. Вместе со своим героем он делает сложный выбор и совершает поступки человека, на наших глазах превращающегося в личность...

Александр Федоров, киновед