Утомлённый светской столичной жизнью молодой дворянин Евгений Александрович Онегин получает тревожное письмо от дядюшки, который вот-вот обещает отдать душу господу. Навестить родственника тот собирается исключительно из меркантильных соображений. Наследство старца способно не только погасить его долги, но и обеспечить на ближайшие полвека. Столичный франт готов терпеть сельскую скуку и разговоры о крыжовнике, лишь бы владеть немалым прибытком, тем более городская жизнь наскучила до отвращения и есть надежда, что перемена обстановки способна вернуть радость мирских наслаждений. Отчасти так и происходит, но Евгений излишне мудрён, чтобы запросто принять подарки судьбы, без насмешки и цинизма.
Не легко говорить об экранизации главного романа в стихах главного поэта России всех времён. Тем более в постановке Сарика Андреасяна. Неоднозначная затея сама по себе и сомнительная репутация режиссёра, который известен своим пренебрежением к классике мирового кино, к самому процессу съёмок, «нестандартному» и далеко не всегда популярному их результату. В Онегине он с переменным успехом выполняет работу над ошибками, по крайней мере, переписать в прозе пушкинские диалоги было верным решением, как и некоторые другие.
Читая «наше всё», хоть Сказку о рыбаке и рыбке, или оригинал данной экранизации, сложно с первого раза проставлять верные ударения в каждом слове и соблюдать задуманный темпоритм. Это занятие для знатоков, к тому же уровень эрудиции должен быть соответствующим (со словарём чтение грози затянуться на долгие недели). Поэтому, упрощение в виде перевода диалогов на язык прозы, кажется единственно верным. Читая теперь литист невозможно представить произносящих актёров с экрана кинотеатра – «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя». А с учётом их нагромождения, друг за другом, можно представить заскучавшую публику, которая и рада бы вникнуть, но только не за чипсами и попкорном. Это литература высшего натурально-читательского уровня.
Так же вполне обоснована идея о съёмках на натуре, с естественной переменой времён года, то есть зиму снимать зимой, лето – летом и так далее. И на большом экране оно смотрится захватывающе, иногда даже превосходно. Локации подбирали фотогиничные, такие, от которых самому захочется проскакать дюжину вёрст верхом. Снято со знанием, широким объективом, без единого намёка на современную цивилизацию. Тоже относится и к архитектуре, городской и дворянского гнезда. Но вот с костюмами, интерьерами и всевозможными деталями не так гладко. Где-то излишне сверкающе, иногда неестественно и вообще, природа, как и положено, смотрится живо, в отличие от реверансов, танцев и поведения (чересчур манерного, обволакивающе приторной патокой патетики).
Главное, это рейтинг, 12+. В сопровождении взрослых запускают и девятилетних детей, проверено (может и не везде, но мне и дочери повезло). Отрывки из романа начинают учить в третьем классе («Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд;…»), а полностью подходят к его прочтению только через 6 лет. Такое сильно сжатое и поверхностное знакомство, как здесь, даёт пищу для неокрепшего ума дитя и начинает волновать заранее, до вынужденной повинности десятого класса. Ко всему чинно-благородные иллюстрации соблюдают уровень достоинства и чести, которыми пропитана литература Александра Сергеевича, не возникает даже отдалённой мысли о пошлости (если не считать, повторюсь, чрезмерную манерность, но это другое).
Онегин Андреасяна вызывает смешанные чувства у взрослых и на удивление приковывает внимание ребят. Ведь там демонстрируются первые, только-только зарождающиеся чувства, проявление влечения мужчины и женщины и раскрывается секрет всех бед сильной половины, а именно упрямая конкуренция с собой и себе подобными, которая приводит часто к печальному завершению для обоих соперников. Фильм живописует просторы нашей родины, объём души и проговаривает немногие секреты её устройства. Для картины с таким возрастным цензом этого предостаточно. И сюжетная линия не искалечена реверсами и нелинейными зигзагами, более-менее в духе и силе Пушкина.
P.S.: Отдельное спасибо создателям за появление в кадре Татьяны Лютаевой и Светланы Немоляевой. Обе прекрасны.