Люди – нет.
И в этом нет ничего удивительного: люди консервативны. Попробуйте куда-нибудь переехать… Это – целая эпопея: зачем что-то менять?
Время идёт. Когда-то его шаг был гораздо больше человеческой жизни и пожизненное правление какого-нибудь условного императора никак не сказывалось на соответствие этому шагу: это время не успевало за императором, не наоборот.
Теперь же…
Ещё вчера режим был всего-лишь авторитарным. (В скобках и для подтверждения тезиса отмечу, что некоторые до сих пор продолжают считать его таковым: в самом деле, зачем менять однажды сделанные выводы?)
Так вот, люди консервативны. Они не меняются и не любят меняться. Это тяжело и некомфортно. “Трудно менять кожу” – так сказал мудрый Каа в детской книжке про Маугли и это правда.
Именно поэтому и нужна сменяемость. Причём, не только власти.
Задача оппозиции ничем не отличается от задач власти: они должны понимать вектор развития и предлагать решения, соответствующие этому вектору. Они должны вырабатывать и предлагать тактику, позволяющую двигаться по этому вектору. И это движение должно приближать достижение цели.
Кажется просто?
Но людям трудно придумывать что-либо новое.
Поэтому, из года в год – все те же лозунги…
Призывы всё к тому же…
Со всё той же тактикой…
И теми же обоснованиями.
Это можно было бы принять, но дело в том, что – в дополнение к несменяемой годами (которые в данном случае соответствуют эпохам) тактике, “оппозиция” не предлагает и никакой стратегии.
Хорошо, все пришли туда-то во столько-то и что дальше?
Напомню, что некоторые деятели “оппозиции” находятся в эмиграции уже много лет. За это время Ленин создал партию, которая взяла власть. Какая программа у “оппозиции”?
“12 часов”?
И это всё?
Людям трудно меняться…
*****
Обратите внимание на предвыборные “программы” кандидатов: ничего нового; ни у кого.
Выборы – это возможность обновления, возможность для смены курса. Но если курс только один: прежний, причём, с единственным известным параметром: назад, в прошлое, то тогда возникает вопрос:
Зачем?
Люди, у которых уже нет будущего, дают поколению у которого нет прошлого единственный выбор:
Воссоздать страну их далёкой молодости.
Почему?
Потому что они ничего, кроме этого не знают. А значит, и предложить ничего не могут.
Готово ли новое поколение прожить свою жизнь так, как те, кто манит их “блестящими” перспективами: то ли в овраг, то ли в чащу, а может – по кочкам в болото?
Да ещё и своих детей заставить – по той же самой схеме: мы ничего кроме этого не видели и вам не нужно?
Деды ничего, кроме хождения строем не знали, и вы не будете. Деды в “осаждённом лагере” жили и вам то же достанется.
И с младших групп детских садов: “Штурмовые группы” и “Уроки мужества”.
Очень символично звучала песня “My way”, она именно про это!
“Я буду жить свою жизнь сам, я буду искать свои пути сам; не нужно меня заставлять. Я буду ошибаться, но это будут мои ошибки; я буду достигать побед – и это будут мои победы, а не дедовские.”
Но то же самое относится и к оппозиции!
“Хотим перемен” обращено не только к власти. Если у вас нет других идей, кроме как повторять старые, это ничем не отличается от “с капитализмом покончено” и с “ностальгией” по одной, – называющей себя “либерально-демократической”, – партии времён её молодости.
Общепринято объяснять низкую готовность граждан к протесту двумя вещами: боязнью репрессий и действием пропаганды.
И это справедливо.
Но позвольте мне предположить ещё одно: люди мало верят, что те же старые методы, которые не работали тогда, принесут что-то новое. Ведь результат этих методов нагляден. И когда говорят, что режим победил, это означает также, что "оппозиция" проиграла.
А кредит доверия истрачивается быстро.