Найти тему
KinoGeek

100 самых колоритных экранных злодеев в истории мирового кинематографа

Оглавление

Создание искушённого и отважного главного героя (протагониста) - дело намного более простое, чем создание угрозы для него. В какие-то моменты злодеи фильмов могут казаться нам невменяемыми, сценарно лишними или излишне карикатурными, а в другие - настоящей изюминкой сюжета, без которой история не выглядела бы цельной и проработанной. Многие зрители ценят образы злодеев в кино намного больше, чем героев или их верных союзников: а крупные кино-агрегаторы и новостные источники продолжают проводить опросы по выявлению самого брутального и колоритного экранного антагониста в истории мирового кинематографа. Одного такого, разумеется, не существует и существовать не может: все вкусы индивидуальны и субъективны, а выбрать из сотен имён одно конкретное не сможет даже самый прожорливый синефил на планете Земля. Поэтому в сегодняшней статье мы разберём 100 самых энергичных, свирепых и опасных кинематографических злодеев исключительно по алфавитному порядку. Приятного прочтения!

Напоминание! Данный рейтинг не разбрасывает тех или иных персонажей по определённым местам. Вся статья следует по алфавиту: во избежание лишних недоразумений или предвзятостей в секции комментариев. Ещё раз приятного прочтения!

1. HAL-9000 - "2001 год: Космическая одиссея" (1968)

Новейший искусственный интеллект с неконтролируемой моделью мышления стал главной угрозой для Дэйва и Фрэнка: астронавтов "Дискавери-1", путешествующих к орбите Юпитера ради изучения одного из инопланетных монолитов. Земные военные и учёные сокрыли истинную цель экспедиции корабля, о чём был "осведомлён" и HAL-9000, в результате чего, уже после выявления главными героями правдивой информации, машина предприняла попытку убийства всех членов экипажа: выжить смог один лишь Дэйв. Как художник, Стэнли Кубрик представил публике неодушевлённого, но не менее смертоносного и коварного антагониста, руководствующегося сугубо заданной программой и параметрами IT-специалистов. HAL невозможно переубедить или остановить: его можно только уничтожить. Что в финале "Космической одиссеи" и проворачивает единственный выживший астронавт

-2

2. Агент Смит - "Матрица" (1999-2003)

Функциональная программа Матрицы, предназначенная для стабилизации системы искусственного интеллекта внутри виртуальной реальности, резко вышла из-под контроля, выступив общим противником и для отряда Нео, и для самих машин. Колоритный и пугающий Хьюго Уивинг исполняет в трилогии братьев Вачовски роль агента Смита: практически бессмертный программный код, бой физическому воплощению которого даёт отважный протагонист в исполнении молодого Киану Ривза. Смит стал одним из самых культовых персонажей всей "Матрицы": без его участия в сюжете трилогия явно бы потеряла очень многое

-3

3. Акула - "Челюсти" (1975)

В триллерах, завязка которых строится на противостоянии человечества и природы, основным антагонистом чаще всего выступает представитель дикого мироздания нашей планеты. В середине 1970-х Стивен Спилберг выявил у большинства зрителей талассофобию (боязнь глубоких пространств), отсняв первую часть "Челюстей", где терроризировала несчастных отдыхающих пляжа Эмити огромная белая акула. Хищница действовала из сугубо животных инстинктов, а режиссёр не уводил повествование в сторону фантастики (в отличие от последующих фильмов данной франшизы), концентрируясь вокруг реалистичности и тревоги на её фоне. А после премьеры картины многие горожане ещё долго не решались плавать в открытых водоёмах

-4

4. Алекс - "Заводной апельсин" (1971)

Неконтролируемый психопат, мизантроп и нацист Алекс ДеЛардж - компиляция всех человеческих пороков современности, в физическом воплощении обнаглевшего от своей безнаказанности подростка. В футуристической антиутопии Энтони Бёрджесса и Стэнли Кубрика персонажа пытаются "очеловечить", записав его в экспериментальные подопытные по выявлению и уничтожению всех негативных факторов внутри собственного подсознания. Но в конечном итоге Алекс даёт понять, что его уже ничего не исправит: один только холодный и прожигающий взгляд Малкольма Макдуэлла олицетворяет оболочку жестокого и бескомпромиссного злодея, представленного на экране

-5

5. Алонзо Харрис - "Тренировочный день" (2001)

Антуан Фукуа умеет работать с повествованием социальных криминальных триллеров, расследующих коррумпированную государственную систему Соединённых Штатов Америки. "Тренировочный день" - единичный магнум опус в карьере постановщика, не в последнюю очередь получившийся удачным и выверенным по темпу напряжения благодаря прожжённому и опытному антагонисту: продажному сержанту Алонзо Харрису. Персонаж Дензела Вашингтона перевоплощается в противника для главного героя ближе к третьему акту, когда вскрывается вся подноготная информации про его сотрудничество с русской мафией. Казалось бы, копа-коррупционера не остановит уже ничто, поскольку у него присутствует отличное алиби и верность всего полицейского отдела: пока Харриса не убивают свои же подельники. Вот так и работай с криминальным миром

-6

6. Амон Гёт - "Список Шиндлера" (1993)

Более или менее установившуюся идиллию на территории оккупированного фашистами Кракова нарушает офицер СС Амон Гёт: он перенаправляет заключённых евреев в концентрационный лагерь на юге Плашова, превращаясь для них в физическую оболочку самого дьявола. Гёт неконтролируем и маниакален, привержен резким приступам гнева, имеет очень вспыльчивый характер и спокойно может лишить жизни ни в чём не повинного человека из-за голосов в своей голове. Неудивительно, что образ нациста в исполнении Рэйфа Файнса стал настолько запоминаемым в шедевре Стивена Спилберга: ролью актёра вдохновлялся сам Кристоф Вальц, при съёмках в "Бесславных ублюдках"

-7

7. Антон Чигур - "Старикам тут не место" (2007)

Ни один рейтинг самых запоминаемых злодеев в истории мирового кинематографа не обходится без будто бы выдуманного главными героями социопата Антона Чигура: свирепого и холодного наёмного убийцы, преследующего протагониста Джоша Бролина по пятам на протяжении львиной доли хронометража "Стариков". Чигур привержен собственной, неординарной, философии, с помощью которой он, как Бог, волен решать: какому человеку разрешено жить, а какому - дозволено умереть. Бесчеловечный взгляд Хавьера Бардема только подчёркивает всю опасность его экранного антагониста: но существовал ли Чигур на самом деле?

-8

8. Билл - "Убить Билла" (2004)

Номинальный антагонист кровавой дилогии Квентина Тарантино, таинственный Билл, по следам которого идёт жаждущая возмездия Чёрная Мамба, сходится с героиней Умы Турман в словесном поединке лишь во второй части. Быстро оказывается, что закалённый и умный злодей был связан с протагонисткой узами любви, а дочь Беатрикс всё-таки смогла увидеть свет после жестоких событий на свадьбе четырёхлетней давности. Билл искусно манипулировал сознанием Мамбы на протяжении всех событий дилогии, даже когда сама героиня об этом не подозревала, но в конечном итоге протагонистка свершает месть над злодеем, использовав на нём комплекс из пяти точечных ударов. Любовь и возмездие - две равные и вечные ипостаси

-9

9. Битлджус - "Битлджус" (1988)

Гротескно-карикатурный призрак, выступающий связным между миром живых и мёртвых, Битлджус, в архаичном исполнении Майкла Китона, стал одним из самых узнаваемых мистических образов в фильмографии Тима Бёртона. Экранное сумасшествие антагониста, вкупе с его хамской прямолинейностью, сквернословием и слишком вызывающим чёрным чувством юмора превратило Битлджуса в ещё одного классического культового антагониста для массового кинематографа: этот дух не знает о существовании морально-нравственных ориентиров или какой-либо этики, он - чистое воплощение человеческой порочности. Теперь с нетерпением ожидаем возвращения персонажа в прямом сиквеле фильма, который увидит свет осенью этого года

-10

10. Борис "Бритва" - "Большой куш" (2000)

Гай Ричи искренне импонирует эстетике русской мафии в своих фильмах. Недаром уже во втором полноценном проекте режиссёра важную роль в сюжете играет карикатурный злодей Борис, под ярко-выраженным лобовым псевдонимом "Бритва". Изначально незаконный торговец оружием предстаёт грозным и устрашающим противником для грабителя Фрэнки и дуэта дуболомов Турока и Томми, но в третьем акте ситуация разворачивается против мафиози из России: более смешной и гротескной гибели важного функционального персонажа в фильмах Ричи попросту невозможно вообразить. Всё-таки колориты английской и российской "глубинки" очень схожи между собой

-11

11. Бруно Энтони - "Незнакомцы в поезде" (1951)

Случайная встреча подающего надежды теннисиста Гая Хэйнса и сошедшего с ума от денег и собственного семейного состояния Бруно Энтони приводит протагониста истории "Незнакомцев в поезде" к сокрушительным последствиям: Бруно убивает неверную и эгоистичную жену Гая и начинает манипулировать героем в своих целях, дабы расквитаться с раздражающим злодея отцом. Альфред Хичкок превращает персонажа Роберта Уокера в психически больного вуайериста, который не остановится ни перед чем в попытках достигнуть желаемого. Пожалуй, именно Бруно - один из самых свирепых, грозных и по-человечески пугающих антагонистов во всей фильмографии американского режиссёра

-12

12. Бэйн - "Тёмный рыцарь: Возрождение легенды" (2012)

Никто не смог принести Готэму вселенной Кристофера Нолана больших разрушений и страшного горя, как неуравновешенный Бэйн, в исполнении брутального Тома Харди. Антагонист-социопат подвержен собственной анти-человеческой философии, сталкивая Брюса Уэйна с последствиями его супергеройских действий: весь город находится в заложниках у боевиков злодея, а сам Тёмный рыцарь вынужден наблюдать за страданиями своих сограждан по маленькому экрану кабельного телевидения. Бэйн анархичен и радикален: более радикален, чем любой другой антагонист, вышедший из-под пера Нолана. От того образ Тома Харди настолько сильно въелся в поп-культуру

-13

13. Волан-де-Морт - "Гарри Поттер" (2001-2011)

Грозный тёмный маг, истоки прошлого которого берут своё начало с жестокого детства и травмирующей молодости, стал главной угрозой для мира не только магии и волшебства, но и маглов. Ставший подверженным влиянию тёмной стороны Том Реддл возродился в образе будто бы безжизненной, серой и пустой оболочки - Волан-де-Морта. Руководитель пожирателей смерти направил все свои силы на уничтожение Хогвартса и каждого близкого Гарри Поттеру человека, в конечном итоге сойдясь с оппонентом в равной дуэли. Пускай в фильмах бывшего Реддла не смогли раскрыть так же хорошо, как в книгах Роулинг, но от того Волан-де-Морт не перестал быть коварной угрозой для трио главных героев, чуть было не захватившим весь мир в свои руки

-14

14. Ганнибал Лектер - "Молчание ягнят" (1991)

Искусный манипулятор, непредсказуемый каннибал, в прошлом убивший и съевший несчётное количество невинных людей: всё это - про поп-культурную звезду Ганнибала Лектера. В кинематографе образ злодея первым примерил на себя Энтони Хопкинс, в целой франшизе, каждая часть из которой рассказывала про определённые жизненные этапы злодея. Но больше всего зрителям запомнился образ Лектера из "Молчания ягнят": словесная перепалка антагониста с агентом ФБР Клариссой Старлинг вышла за пределы тюремной камеры, затронув несколько второстепенных жизней в масштабе лирического диалога между персонажами. Ганнибал коварен, безумен и чертовски опасен: именно образ Хопкинса и подхватил на свои плечи Мадс Миккельсен, уже через двадцать лет после премьеры "Молчания"

-15

15. Ганс Ланда - "Бесславные ублюдки" (2009)

Более запоминаемого злодейского образа Квентин Тарантино никогда в своей карьере не создавал: режиссёр триумфально представляет харизматичного и маниакального, но от того не менее свирепого и жестокого штандартенфюрера СС Ганса Ланду в самом начале фильма, создав непрерывный по своей интенсивной напряжённости камерный пролог в четырёх стенах маленького деревенского домика. Ланда выступает основным антагонистом для героев "Бесславных ублюдков", развращая все человеческие качества и уничтожая последние частички морали под злобным смехом. Не восхититься австрийский игрой Кристофа Вальца во всех сценах с участием персонажа попросту невозможно: сам Тарантино не раз признавался, что Ланда - скорее всего, лучший персонаж, которого он когда-либо создавал

-16

16. Капитан Барбосса - "Пираты Карибского моря" (2003-2017)

Временный союзник Джека Воробья, а в прошлом - зловещий противник, бой которому в первой части "Пиратов" дал весь отряд главного героя. Гектор Барбосса опасен тем, что схож по колориту и принципам с протагонистом франшизы, в отличие от того же Дэйви Джонса, действующего сугубо животными и древними методами. Злодей в исполнении Джеффри Раша запомнился зрителям настолько сильно, что продюсеры решили не избавиться от него, а превратить в своеобразного антигероя, вплоть до рокового самопожертвования Гектора в финале пятого фильма

-17

17. Генерал Зод - "Человек из стали" (2013)

Антипод Кларка Кента, прибывший с разрушенного Криптона на Землю в попытках очистить планету от людей и превратить её в новый дом для своего народа: это Зод - пожалуй, самый прописанный, харизматичный и опасный злодей в недлинной истории всей старой киновселенной DCEU. Майкл Шеннон обновляет образ комиксного антагониста, придавая своему персонажу более широкий взгляд на собственную мотивацию и преображение по ходу сюжета: генерал - это преданный своей расе и цели воин, готовый на самые радикальные и инстинктивные способы выполнения поставленной задачи. Именно антитеза характеров Супермена и Зода, их противоположные взгляды на решение одной и той же проблемы, стоит в основе главного конфликта "Человека из стали": и именно благодаря ей лента успешно прошла проверку временем

-18

18. Говард Пэйн - "Скорость" (1994)

Злодеи из боевиков эры 1980-х или 1990-х - дело достаточно спорное и неоднозначное: раньше мы воспринимали их в качестве устрашающих угроз для благополучия главных героев, ныне же - практически все антагонисты из тех фильмов выглядят до безумия карикатурно и неряшливо, особенно по меркам современных голливудских блокбастеров. В какой-то степени под этот пункт подпадает и Говард Пэйн, в исполнении неподражаемого Денниса Хоппера, из первой "Скорости", однако его персонаж выдерживает планку между экранной буффонадой и звенящей тревожностью, оставаясь коварным противником для протагониста Киану Ривза чуть ли не до самого финала фильма

-19

19. Годзилла - "Годзилла" (1954-2023)

Гигантского неукротимого ящера, с первого фильма которого началась длинная эра однотипных кайдзю-фильмов, встретившая долгожданное обновление лишь в начале двадцать первого века, сложно назвать полноценным злодеем для всей франшизы: в какой-то степени монстр выступал защитником человечества, оберегая его от нашествия других, более смертоносных, кайдзю в некоторых частях. Но в расчёт мы берём самую первую часть разработки Исиро Хонды, где ящер представлялся политико-исторической аллюзией на действия американских властей на территории послевоенной Японии. Эту тему смог удачно подобрать на свои плечи и своеобразный ремейк картины - недавний "Минус один". А начальный образ проснувшегося от детонации ядерных бомб ящера так и остался культовым достоянием для всего мирового кинематографа, заодно - и самым популярным антагонистом в истории кайдзю-жанра

-20

20. Дарт Вейдер - "Звёздные войны" (1977-2005)

Без упоминания обезумевшего Энакина Скайуокера, переметнувшегося на тёмную сторону Силы по воле империалистически настроенного Палпатина, ныне не обходится ни одна статья по перекличке самых культовых и колоритных экранных злодеев в истории мирового кинематографа. Внешний вид злодея, его прописанная семейная арка с протагонистом первой трилогии Джорджа Лукаса, Люком, и дальнейшая сценарная метаморфоза, а заодно и уже культовые звуки дыхания под бравадную музыкальную партитуру Джона Уильямса - всё это про Дарта Вейдера: без преувеличения, самого любимого персонажа "Звёздных войн" для большей части фанатов космических опер

-21

21. Декард Шоу - "Форсаж 7" (2015)

Казалось бы, каждый представленный антагонист в семейной саге о бывших стритрейсерах, разнообразно спасающих мир от порабощения или уничтожения (зависит от задачи очередного злодея), выполнял больше второстепенную функцию, выступая лишь фоном для красивых (от того не менее дуболомных и карикатурных) экшен-сцен. Но едва ли фоном можно назвать персонажа Джейсона Стэйтема, впервые засветившего лицо в седьмой части: его Декард Шоу - доведённый от отчаяния брат антагониста шестого фильма, идущий по пути возмездия за каждым членом семьи Доминика. Именно Шоу стоял за фейковой гибелью Хана в Токио и столкнул протагониста Вина Дизеля с морально-этической дилеммой: собственная жизнь или благополучие семьи. Пускай в восьмой части Декард стал для героев кем-то вроде союзника, он всё ещё остаётся самым брутальным и колоритным злодеем всей саги

-22

22. Джек - "Дом, который построил Джек" (2018)

Неуловимый маньяк-мизантроп, по совместительству являющийся разочарованным в жизни и собственном творчестве архитектором, - протагонист и в то же время антагонист последнего, на данный момент, фильма Ларса фон Триера. Джек скрытен, проворен и крайне опасен: он без зазрения совести сможет лишить жизни женщину и ребёнка, ради исполнения невыполнимой задачи: создания собственного произведения искусства, своеобразного магнум опуса для персонажа, в котором он бы смог выместить все свои внутренние переживания, накапливаемые годами. В конечном итоге Джек всё-таки достигает желаемого, после чего низвергается на последний круг Ада, под чутким руководством Вергилия: искусство очень ироничная вещь

-23

23. Джек Торранс - "Сияние" (1980)

Многие зрители полюбили экранный образ Джека Торранса за то, что автор первоисточника сценария фильма, Стивен Кинг, считал главным минусом экранизации, выбивающей её из тонуса оригинальной истории: исполнителя главной роли - Джека Николсона. Протагонист "Сияния" начинает медленную операцию по плавному схождению с ума после окончания первого акта, а разум героя стагнирует и провоцируется агрессивными выпадами духов отеля "Оверлук", по итогу превращаясь в безжизненную и досуха выдоенную оболочку. Торранс сам становится одним из "обитателей" отеля, начиная охоту за собственными женой и сынишкой, с гигантским топором наперевес. Николсону стоит сказать спасибо не только за распиаренную в сети фразу "Here`s Johnny", но и блестящее воплощение книжного персонажа, превращённого из главного героя повествования в его главного злодея

-24

24. Джокер - "Тёмный рыцарь" (2008)

Глупо спорить с тем фактом, что вторая часть из трилогии "Тёмного рыцаря" Кристофера Нолана стала настолько культовой исключительно благодаря актёрскому таланту трагически скончавшегося Хита Леджера: его экранный Джокер мастерски пересобрал образ обезумевшего клоуна со страниц комиксов DC, подогнав её под более современный формат. Образ злодея из кинокомикса 2008-го года представился самым лучшим антагонистом в истории существования супергеройского жанра: Джокер смог обнажить порочную сторону жителей Готэма, а заодно избавился от всех докучавших полицию мафиозных боссов. Вариация Хита Леджера затмевает любые версии клоуна, появлявшиеся на экране до фильма Нолана, а Хоакину Фениксу предстоит раскрыть себя в несколько раз сильнее, уже в ожидаемом сиквеле режиссуры Тодда Филлипса. С нетерпением ждём!

-25

25. Джон Доу - "Семь" (1995)

Дэвид Финчер умеет создавать таинственных антагонистов, скрывающих лицо до самого финала истории (либо и вовсе его не показывающих): одним из таких, в полноценном дебюте режиссёра ("Чужого 3" не считаем), стал Джон Доу, в исполнении маниакального Кевина Спейси. Злодей расчётлив, поворотлив и до конца предан своей миссии: наслать на человечество кару, в виде физического свершения семи смертных грехов. В конечном итоге дуэт из отважных полицейских Дэвида Миллза и Уиллема Сомерсета проигрывает в кульминационной схватке с Доу: антагонист победил ещё задолго до своего "задержания"

-26

26. Джон Крамер - "Пила" (2004-2023)

Неуловимый маньяк-мизантроп, давно разочаровавшийся в человеческой общине и пытающийся вывести людей на чистую воду, выступает главным антагонистом всей слэшер-франшизы "Пила" (даже после гибели в конце триквела влияние Крамера продолжило витать в воздухе, вплоть до полноценного спин-оффа 2021-го года выпуска). Кажется, что Джона не может остановить ничто на этом свете: пожилой убийца разводит полицейских, будто маленьких детей, заводит в ловушки прожжённых детективов и федералов и безжалостно расправляется с эгоистами и нарциссами, заставляя их сталкиваться с грехами прошлого лицом к лицу. Недавняя десятая часть лишь ещё раз продемонстрировала будто бы божественную защиту Крамера от физического воздействия недоброжелателей

-27

27. Джордж Харви - "Милые кости" (2009)

"Как обычный человек" - такое описание неуловимому кровавому маньяку дал маленький мальчик в финале "Воспоминаний об убийстве": эта фраза надолго засела в окрепших умах фанатов тру-краймов и криминальных процедуралов. А образ Стэнли Туччи из "Милых костей" лишь подчёркивает правдивость этой цитаты: Джордж Харви, редкий насильник и педофил, прикидывается милым и чутким мужчиной, идущим на контакт с девочкой-подростком Сюзи. После этого фильма образ с усами и очками надолго стал интернетным мемом: сколько же обидных шуток в свой адрес получили обычные пользователи с идентичным Харви внешним видом

-28

28. Доктор Зло - "Остин Пауэрс" (1997-2002)

Карикатурная сатира на франшизу об агенте 007 запомнилась аудитории не столько дуболомным фарсом, сколько энергичным Майком Майерсом, исполнившим на экране сразу две противоположные роли: протагониста трилогии, самого Остина Пауэрса, и её антагониста - ехидного Доктора Зло. Злодейский образ Майерса находит отклик в поп-культуре даже сегодня: едкая ирония над самым первым фильмом "бондианы", "Доктором Ноу", нашла своё физическое воплощение в неряшливой и гротескной комедии, антагонист в которой намеренно делает всё для того, чтобы главный герой поскорее его поймал. Жаль только, что сам Остин этого так и не понял

-29

29. Долорес Амбридж - "Гарри Поттер и Орден Феникса" (2007)

Один из самых отталкивающих и вызывающих приступы раздражения персонажей вышел из-под пера Джоан Роулинг и Дэвида Йейтса в пятой части франшизы про мальчика, который выжил. Долорес Амбридж - прямая посланница Министерства магии, установившая в Хогвартсе режим легальной тирании: закомплексованная женщина с синдромом вахтёра и манией величия издевалась над неугодными учениками, травила и поднимала на смех изгоев, урезала свободное время и каникулы, избавлялась от полезных предметов и усложняла финальные экзамены, в связи с чем из школы чуть было не вылетела масса студентов. Зрители желали Амбридж возмездия: и злодейка всё же его получила. А "добили" любительницу кошек и розового цвета уже в предпоследней части "поттерианы"

-30

30. Дороти Мака - "Револьвер" (2005)

Единственный артхаус в карьере Гая Ричи понял и полюбил далеко не каждый почитатель творчества английского режиссёра, но никто до сих пор не поспорил с тем фактом, как отлично Рэй Лиотта вжился в роль своеобразного антагониста "Револьвера" - Дороти Мака, отчаянно разыскивающего таинственного Сэма Голда, формула которого помогла бы злодею обогатиться. И Джейк Грин, и Мака сталкиваются в финале один на один с собственным эго, коим и оказывается тот самый Голд. Антагонист, как и протагонист, проходит тернистый путь от непринятия до осознания правды, в конечном итоге решив больше не церемониться со своей жизнью. Эго - в нём сокрыт весь потенциал человека

-31

31. Дракула - "Дракула" (1931-1992)

Образ самовлюблённого и властного румынского графа-вампира, заправляющего замком Трансильвания, стал настолько едким и запоминаемым в поп-культуре, что имя Дракулы по-прежнему находит отклик в современных полнометражных и анимационных проектах от крупных студий. Но впервые в кино злодея продемонстрировали в далёком 1931-м году: Бела Лугоши вложил в роль весь актёрский талант, вызвав у неподготовлённого зрителя чувство панического дискомфорта и мурашки по всему телу. К слову, в начале 1990-х повторить успех первой экранизации Брэма Стокера попробовал и Фрэнсис Форд Коппола: только там графа играл уже Гари Олдман

-32

32. Дэйви Джонс - "Пираты Карибского моря" (2006-2017)

Не столько жестокой предысторией и раскрытием запомнился нам Дэйви Джонс (пожалуй, главный злодей всей франшизы про "Пиратов", по версии всех зрителей единоразово), сколько своим пугающим и проработанным до мельчайших деталей внешним видом. Джонс - главный враг для протагониста серии, Джека Воробья, желающий довести до конца заключённый договор и получить в свои руки (или клешни) душу пирата-пьяницы. В конечном итоге всё ещё подверженный влиянию Калипсо Дэйви встречает свою погибель, вдобавок лишив Воробья и Элизабет их верного соратника - Уилла Тёрнера. Впрочем, в сцене после титров пятой части авторы уже дали нам намёк на будущее возвращение антагониста

-33

33. Дэниэл Плейнвью - "Нефть" (2007)

Бывший старатель, обнаруживший в потаённых недрах необитаемой пустыни нефтяные скважины, за время превратился из добродушного и сентиментального человека в настоящего капиталистического монстра, подверженного влиянию денег и успеха. "Нефть" - самый яркий нарративный пример развращения души "маленького" человека, резко вырвавшегося из грязи в князи: Дэниэл Плейнвью обрёл богатое состояние, но при этом лишился всех близких людей и отвернул от себя выросшего приёмного сына. А роковое убийство протестанта Илая окончательно втоптало в землю нерушимый характер протагониста, исправить который теперь поможет только скоропостижная смерть

-34

34. Зелёный Гоблин - "Человек-паук" (2002)

Трилогию "Человека-паука" от Сэма Рэйми принято поругивать в стане самых прожорливых почитателей оригинальных комиксов про персонажа издательства Marvel, но никто не будет спорить с фактом того, что режиссёр умел создавать смертоносные и пугающие образы антагонистов, одним из которых стал Норман Осборн, в исполнении великолепного Уиллема Дефо. Столкнувшийся с демонами прошлого и вытекающими последствиями диссоциативного психического расстройства владелец компании плавно сошёл с ума и перевоплотился в свой порочный аватар - Зелёного Гоблина. Рэйми мастерски совместил маниакальную актёрскую работу Дефо и нотки хоррор-жанра, превратив старшего Осборна в коварную угрозу для нашего Паучка

-35

35. Земо - "Первый мститель: Противостояние" (2016)

Существовали времена, когда гигантский кино-завод Кевина Файги по производству супергеройских блокбастеров мог создавать качественных и прописанных злодеев со своей отдельной мотивацией и великолепным экранным исполнением. Одним из таких являлся Гельмут Земо, жаждущий возмездия за произошедшее в Заковии во время третьего акта "Эры Альтрона". Бывший барон потерял всю свою семью в результате "героических" действий величайших героев Земли и решил действовать самостоятельно, ища отмщения за случившееся в его родной стране. Обычный человек, без каких-либо сверхспособностей, в одиночку смог рассорить команду Мстителей и чуть было не повернуть их друг против друга. Такое дано далеко не каждому антагонисту. Жаль только, что впоследствии Marvel превратили Земо в бездушный второстепенный фон для испускания парочки гэгов

-36

36. Зимний Солдат - "Первый мститель: Другая война" (2014)

Проработанный до повышенного накала страстей и эмоций конфликт между Стивом Роджерсом и его лучшим другом из прошлого, Баки Барнсом, смогли подарить зрителям в 2014-м году братья Руссо, по совместительству представив аудитории Зимнего Солдата - экспериментальную программу зловещей организации "Г.И.Д.Р.А.", созданную для выполнения самых секретных разведывательных миссий и заказных убийств. Образ таинственного и зловещего посланника неонацистов, в брутальном исполнении длинноволосого Себастиана Стэна, и по сей день считается одним из самых харизматичных и колоритных во всей длинной истории киновселенной Marvel

-37

37. Злая ведьма Запада - "Волшебник страны Оз" (1939)

Образ коварной ведьмы с длинным носом, остроконечной шляпой, чёрной мантией и летающей метлой стал настолько популяризованным и узнаваемым только после масштабной премьеры первой экранизации "Волшебника страны Оз". Злая ведьма Запада была представлена в нём злобно-стереотипной антагонисткой, желающей избавиться от Дороти и её близких друзей, но именно в стереотипах и крылась вся прелесть её экранного образа: тем более, что в дальнейшем авторы раскрыли нам душещипательные подробности о травмирующем прошлом злодейки. К слову, подробнее данную тему рассмотрит сказочный блокбастер "Злая", который выйдет на большие экраны уже в конце этого года

-38

38. Зодиак - "Зодиак" (2007)

На этот раз Дэвид Финчер взял за основу криминального процедурала реальную историю с расследованием убийств и выяснением личности кровожадного маньяка Зодиака, терроризировавшего окраины Калифорнии на протяжении целого десятилетия. Журналисты, полицейские и федералы отчаянно идут по следам преступника, вынюхивая каждое новое дело, но Зодиак ускальзывает от рук закона, будто несуществующий призрак. А параллельно с детективной линией режиссёр показывает зрителю правдоподобные вариации парочки реальных убийств, с присутствием самого маньяка. Финчер напугал аудиторию не физическим воплощением своего антагониста, а его неизведанностью и таинственностью: такое дано далеко не каждому постановщику в индустрии

-39

39. Иван Драго - "Рокки 5" (1985)

Пожалуй, самый колоритный и культовый противник Рокки Бальбоа в серии фильмов о стремлении и вере в собственные силы был представлен в 1985-м году: тогда из-под пера Сильвестра Сталлоне вышел советский боксёр Иван Драго, в исполнении брутального накачанного Дольфа Лундгрена. Смешные лицевые ужимки актёра, вместе с терпеливостью его персонажа и заигрываниями с оппонентами на боксёрском ринге, превратили старшего Драго в настоящий символ поп-культуры, цитирующийся в кинематографе даже по сей день. А ещё образ Лундгрена стал одним из самых запоминаемых изображений русских в западном кинематографе

-40

40. Император Палпатин - "Звёздные войны" (1977-2019)

Главный противник для движения повстанцев, непредсказуемый и таинственный Палпатин, управляющий всей Империей с невидимых периферий, выступает настоящим антагонистом первой трилогии Джорджа Лукаса, стоящим за самим Дартом Вейдером. А в трилогии приквелов режиссёр смог обвести вокруг пальца даже самых прожорливых фанатов серии, представив персонажа Иена Макдермида как доблестного и самоотверженного галактического канцлера. Пускай образ Палпатина и не запомнился в народе так сильно, как тот же Вейдер, но злодей точно стал одним из самых колоритных в истории космической франшизы

-41

41. Имхотеп - "Мумия" (1999)

Бывший египетский жрец, возрождённый в форме антропоморфного пустынного монстра, выступает противником для отряда персонажа Брендана Фрейзера в голливудском ремейке классической "Мумии". Злодей Арнольда Вослу преображался по ходу сюжета то в реального человека, то в пустынного призрака, то в подобие ходячего мертвеца, используя против противников-людей все подручные способы. Имхотеп действует сугубо древними методами, но от того не менее коварен и опасен для главных героев

-42

42. Индио - "На несколько долларов больше" (1965)

Коварный преступник и маниакальный насильник, подверженный неконтролируемым приступам хохота и периодически уходящий в чудовищную саморефлексию, выступил главным злодеем для второй части "долларовой" трилогии вестернов Серджио Леоне. Антагонист сходится в финальной дуэли с принципиальным полковником Мортимером, после чего режиссёр раскрывает зрителю шокирующую правду насчёт зловещего прошлого этих обеих. Музыкальная партитура Эннио Морриконе, основанная на звуке от часов, лишь сильнее добивает катарсис от происходящих событий, превращая Индио в одного из самых брутальных и колоритных злодеев во всей истории итальянских спагетти-вестернов

-43

43. Капитан Видаль - "Лабиринт Фавна" (2006)

В сюрреалистичной сказке для взрослых от Гильермо дель Торо капитан Видаль выступал своеобразным сценарным посредником между реальным и выдуманным (или нет?) миром. Глава нацистского карательного отряда на территории Испании, Видаль, жесток и беспощаден по отношению к каждому неугодному себе человеку: в том числе и приёмной дочери, маленькой Офелии, сбегающей в выдуманную страну грёз, населённую представителями местного фольклора. В конечном итоге девочка встречает свою гибель от рокового выстрела бескомпромиссного Видаля, что заставило аудиторию возненавидеть злодея. Видаль - один из самых сильных кино-примеров сокрушительной решительности и отсутствующей морали у представителей тиранической диктатуры

-44

44. Карл Шоуолтер - "Фарго" (1995)

Братья Коэны редко когда создавали брутальных и устрашающих антагонистов (единственное исключение из правила - Антон Чигур из "Старикам тут не место"), что не мешало режиссёрам изворачивать злодейскую суть на сто восемьдесят градусов. Карл Шоуолтер, в исполнении харизмы Стива Бушеми, стал одним из главных достояний полнометражного "Фарго", представившись дуболомным и карикатурным преступником, готовым на любые договоренности и предательства ради денежного обогащения. Пример настолько лобового фарса в чёрных комедиях зрители не встречали с момента обновления криминального жанра: а Коэны доказали, что подобный образ злодеев никогда не исчезнет с поля зрения кинематографа

-45

45. Кевин Крамб - "Сплит" (2017)

Тема расследования диссоциативного психического расстройства внезапно стала одной из самых популярных в кинематографе последних нескольких лет. Одним из самых ярких экранных примеров подобного исследования же стал антагонист фильма М. Найта Шьямалана, психически больной Кевин Вендалл Крамб, голову которого населяет двадцать три личности, каждая - со своим уникальным сознанием и отношением к окружающему миру. Протагонист и в то же время антагонист "Сплита", в сокрушительном исполнении Джеймса МакЭвоя, блестяще исполняет сразу несколько внушительных ролей, представляясь самым прописанным и сильным персонажем, вышедшем из-под пера индийского режиссёра

-46

46. Коммод - "Гладиатор" (2000)

Бескомпромиссный и жестокий Коммод - пожалуй, самый яркий образ Хоакина Феникса, перебить который не смог даже "Джокер" Тодда Филлипса. У антагониста "Гладиатора" отсутствуют какие-либо принципы или ограничения: Коммоду не присущи чувство милосердия или сострадания к окружающим людям. Злодей готов пойти на любые изощрения и уловки, чтобы наблюдать за несчастными и загнанными, будто животные в клетку, людьми на гладиаторском ринге. В конце концов, антагонист не смог пройти мимо желаемого зрителями возмездия: Максимус героически сражает оппонента, отправляясь в рай сразу же после осуществления мести

-47

47. Ксеноморф - "Чужой" (1979-2017)

В конце 1970-х Ридли Скотт создал один из самых запоминающихся и страшных образов антропоморфных чудищ, когда-либо представленных на наших экранах: инопланетного слюнявого ксеноморфа, устраивающего охоту на ничего не подозревающих астронавтов космического корабля "Ностромо". Разнообразие Чужих может разорвать воображение любого прожорливого зрителя, но основным антагонистом франшизы так и остался тот самый ксеноморф - огромное, агрессивное и неразумное существо, следующее сугубо животным инстинктам

-48

48. Кэлвин Кэнди - "Джанго освобождённый" (2012)

Леонардо ДиКаприо редко исполняет злодейские роли на больших экранах, но громоздким исключением из общего правила стал первый и последний мета-модернистский вестерн в карьере Квентина Тарантино - "Джанго". Режиссёр нарушил все устои и каноны жанра, объединив брутального чернокожего стрелка и хохмящего наёмного убийцу против сумасшедшего рабовладельца Кэлвина Кэнди, выкупившего жену протагониста в качестве собственной рабыни. Маниакальная и реалистичная игра ДиКаприо и по сей день преподаётся всем начальным актёрам, как пример чересчур сильного и, честно говоря, излишнего вживания в роль

-49

49. Лё Шифр - "Казино Рояль" (2006)

Один из самых таинственных злодеев "бондианы" был исполнен на большом экране не один раз: в 1954-м году его сыграл Петер Лорре, а в 1967-м - Орсон Уэллс, но большее количество славы и популярности на голову персонажу свалилось во время премьеры первой части современной пенталогии о Джеймсе Бонде. В новой версии "Казино Рояля" Шифра сыграл Мадс Миккельсен: колоритный датчанин перенёс в кино весь свой уникальный шарм, исполнив образ загадочного и прожигающего холодным взглядом азартного сотрудника террористических группировок, каким-то образом связанных с организацией СПЕКТР

-50

50. Ли Во-джин - "Олдбой" (2003)

Поначалу кажется, что Ли - законченный эгоист, социопат и кровавый преступник, решивший поиздеваться над ни в чём не повинным О Сэ-ду без каких-либо причин. Но планомерно к третьему акту выясняется, что героя и злодея связывают узы травмирующего прошлого: антагонист захотел отомстить Дэ-су самым жестоким и суровым способом, сначала заперев того в клетке на пятнадцать лет, а позже - заставив влюбиться в родную дочь. В конечном итоге Ли побеждает и добивается желаемого возмездия, но дальнейшая дорога будущего становится для злодея неизведанной и нежеланной: остаётся лишь один вариант спасения - через самоубийство. Протагонист, как и антагонист "Олдбоя", не победил - ведь порочный цикл из мести и насилия никогда не заканчивается

-51

51. Локи - "Мстители" (2012)

Сводный брат Тора Одинсона, коварный бог обмана и хитрости Локи, наслал на Нью-Йорк настоящий кошмар, когда открыл портал по перемещению инопланетной расы читаури прямиком на Землю. Антагонист Тома Хиддлстона коварен и обманчив: после первых "Мстителей" персонаж продолжил проходить объёмную и многоуровневую арку, постепенно превращаясь из полноценного антагониста в антигероя, злодейские помыслы которому внушало травмирующее вскрытие правды насчёт своего детства. А в сольном сериале Локи (правда не оригинальная версия, а лишь вариант) и вовсе осознал собственное великое предназначение, став единым богом всей мультивселенной. После такого будет грехом не назвать персонажа одним из самых прописанных в истории киновселенной Marvel

-52

52. Лорд Шэнь - "Кунг-фу Панда 2" (2011)

Анимационное подразделение DreamWorks славилось своими прописанными мультипликационными антагонистами ещё с самого зарождения студии. В трилогии "Панды" же злодеи олицетворяют определённый ментальный жизненный этап протагониста, По, ступающего на новый путь по принятию себя и своего новообретённого титула, Воина Дракона. В сиквеле появляется уже лорд Шэнь: обезумевший павлин, в прошлом уничтоживший весь род панд (по крайней мере, он так думал) из-за собственных нацистских предубеждений. Шэнь - один из самых жестоких и опасных злодеев в истории мультипликации, который не остановится ни перед чем в попытках достигнуть своей цели и захватить власть над всем Китаем

-53

53. Майкл Майерс - "Хэллоуин" (1978-2022)

Полноценная эра слэшер-фильмов с кровожадными маньяками в брутальных масках началась с первого "Хэллоуина" Джона Карпентера: именно тогда аудитории был представлен Майкл Майерс, обезумевший социопат и кровавый маньяк, в детстве убивший старшую сестру и позже угодивший в психиатрическую лечебницу на долгие десятилетия. Во франшизе Майерс несколько раз сходился в равном поединке с ещё одной сестрой (на этот раз младшей), Лори Строуд, в конечном итоге встретив окончательную гибель от её рук уже в наши дни

-54

54. Милдред Рэтчел - "Пролетая над гнездом кукушки" (1975)

МакМёрфи попадает в психиатрическую лечебницу, чтобы не отсиживать свои года в колонии строгого режима: однако и там протагониста за все его проступки прошлого встречает кара Божья, в виде галантной, но от того не менее жестокой и асоциальной медсестры Милдред Рэтчел, устроившей в отделении клиники настоящую тиранию, с собой во главе. Женщина мучила и истязалась над душевнобольными клиники до тех пор, пока обитатели учреждения не дали ей закономерный отпор. Ещё один пример развращения "маленького" человека, в руки которого попала частичка власти

-55

55. Миранда Пристли - "Дьявол носит Prada" (2006)

Социальное драмеди Дэвида Фрэнкела является отчётливой моделью нашей реальности: где прожжённые бизнес-акулы съедают экстравагантных и перспективных новичков, в попытках озолотиться ещё больше и не упустить из своих рук хоть грамм власти. Миранда Пристли из "Дьявол носит Prada" - яркое воплощение такого общественного подтипа, вытирающее ноги о протагонистку Энн Хэтэуэй и мешающее ей взбираться вверх по карьерной лестнице. Хладнокровная, высокомерная, избалованная и эгоистичная глава издательской компании запомнилась зрителям не в последнюю очередь благодаря экранному обаянию Мэрил Стрип: уж кто, но она точно умеет подбирать себе мощные роли

-56

56. Мистер Поттер - "Эта замечательная жизнь" (1947)

Бессмертный классический шедевр Фрэнка Капры стал первым по-настоящему мировым рождественским хитом: "Эта замечательная жизнь" и по сей день является одной из самых часто пересматриваемых сказок под канун Рождества. А в противовес чистому и невинному протагонисту картины режиссёр поставил бездушного и съеденного эрой капитализма мистера Поттера: будто бы неодушевлённого и асоциального человека, стремящегося порушить благополучную идиллию главных героев и "украсть" тот самый дух праздника, подобно какому-нибудь Гринчу. Никто в эре массового кинематографа 1940-х не вызывал у зрителей большей ненависти, чем антагонист ленты Капры

-57

57. Несмертный Джо - "Безумный Макс: Дорога ярости" (2015)

Пустынная вселенная Джорджа Миллера никогда не славилась внутренней прописью своих антагонистов: гораздо более важной составляющей была их внешняя форма и брутальный внешний вид. Несмертный Джо, из последней, на данный момент, части франшизы полностью подпадает под это правило: двухметровый диктатор, заправляющий целыми поселениями и держащий в рабской уздечке несчётное количество молодых девушек вернётся к нам в самое ближайшее время - уже в предстоящей "Фуриосе"

-58

58. Норман Бейтс - "Психо" (1960)

Альфред Хичкок - настоящий революционер в американском кино-ремесле, проложивший не одну-другую тропу в этом направлении искусства. Например, именно из "Психо" зародился тренд на создание безумных антагонистов-маньяков, выступающих опорным звеном для новой разновидности хоррора - слэшера. Норман Бейтс долгое время водил за нос не только постояльцев мотеля, но и самого себя: злодей страдал от редкого психического заболевания, а его сознание всё чаще разделялось на две диаметрально противоположные личности. Образ Энтони Перкинса и его экранного убийцы стал настолько значимым для всей поп-культуры, что его отголоски отчётливо чувствуются даже в современных слэшерах

-59

59. Норман Стэнсфилд - "Леон" (1994)

Люк Бессон поставил в противовес анархичному и радикальному киллеру в исполнении Жана Рено ещё более анархичного и радикального коррупционера "Управления по борьбе с наркотиками" Нормана Стэнсфилда, которого, в отличие от протагониста, не заботила ни одна человеческая жизнь в округе. Безжалостный соперник Леона и, впридачу, мизантроп от рождения, Стэнсфилд охотился за юной Матильдой на протяжении львиной доли хронометража фильма, пока не столкнулся в схватке с самим главным героем. Норман - чистое воплощение порочности и гнева, даже для такого жанра, как боевик

-60

60. Озимандия - "Хранители" (2009)

Существовали времена, когда Зак Снайдер удивлял прожорливую публику и давал прикурить всем набирающим обороты кинематографическим поджанрам для массовой аудитории. "Хранители" нарушили все каноны супергеройского кино ещё до триумфа киновселенной Marvel, сломав заядлое правило комиксов: злодей должен быть побеждён героем. В финале графического романа Алана Мура, равно как и в финале киноадаптации Снайдера, Озимандия успевает осуществить задуманное, сравняв с землёй Нью-Йорк и Москву ещё задолго до прибытия в свой штаб остальных Хранителей. А к чему сообщать героям весь свой план, если они могут помешать его исполнению?

-61

61. Оуэн Девиан - "Миссия: невыполнима 3" (2006)

Повествующая о шпионской разведке "Mission: Impossible" и её сотрудниках, в том числе Итане Ханте, франшиза часто создавала харизматичных и колоритных антагонистов, но самым сокрушительным и устрашающим из них можно назвать преступника-психопата Оуэна Девиана, положившего глаз на деятельность Ханта в триквеле серии фильмов. Злодей искусно манипулировал героем и смог провернуть похищение его возлюблённой: он в одиночку чуть было не нанёс Итану самый сокрушительный удар ножом. Таких антагонистов в шпионском жанре боевиков мы ещё точно не видели: стоит сказать спасибо великолепной актёрской работе Филиппа Сеймура Хоффмана

-62

62. Патрик Бейтман - "Американский психопат" (2000)

Ставшего иконой для интернет-сообщества последних нескольких лет протагониста "Американского психопата" действительно можно назвать колоритным и неоднозначным персонажем. А его действия могут вызывать или полное отчуждение, или чувство удовлетворения. Своей "деятельностью" Патрик Бейтман олицетворяет всё отношение простого человека к безжалостной капиталистической машине, установившей тиранию в современном гражданском обществе. И всё под маской ходячей харизмы Кристиана Бэйла: безусловно, роль в "Психопате" - одна из лучших за всю долгую карьеру актёра

-63

63. Пеннивайз - "Оно" (2017-2019)

Один из самых узнаваемых и культовых образов прямиком с книжных страниц гигантского романа Стивена Кинга перекочевал в две полноценные кино-экранизации: одна (в виде несколько-эпизодного сериала) вышла в начале 1990-х, другая (в виде полнометражной дилогии фильмов) - в конце 2010-х. Инопланетное существо под псевдонимом Пеннивайз может принимать несчётное количество форм и физических оболочек, но самой популярной всё ещё будет оставаться страшный клоун с красным шариком в руке. Антагонист "Оно" не имеет чёткой морали или каких-либо принципов: это подобие умного животного, играющегося с детьми и питающегося их душами для своего проживания

-64

64. Перси Уэтмор - "Зелёная миля" (1999)

В шедевре Фрэнка Дарабонта, снятого по мотивам одноимённого романа того же Стивена Кинга, отсутствовал определённый антагонист, следующий по пятам за главными героями и несправедливо посаженным в клетку Джоном Коффи (за исключением, разве что, человеческого грехопадения), однако один негодяй в этой истории всё-таки нашёлся: анти-моралист Перси Уэтмор, любимое времяпровождение которого - издевательство над более слабыми заключёнными тюрьмы и беззащитными животными. Именно Перси стал виновником жестокой и беспочвенной гибели Делакруа: синдром вахтёра - страшная штука

-65

65. Пинхед - "Восставший из ада" (1987-2022)

Единственный сенобит из серии слэшер-фильмов "Восставший из ада", которому всё ещё свойственны человеческие чувства, Пинхед - это бывший капитан британских войск, связавшийся со Шкатулкой Лемаршана из-за чувства разочарования по отношению к обществу. Лидер сенобитов выступает карателем Ада, наказывающим всех нечистых людей за использование таинственной Шкатулки, а внешний вид существа (бледная кожа, с продольно-поперечными разрезами и вставленными в них булавками) является примером богатого воображения кино-дизайнеров, даже по сей день. От того и не удивительно, почему Пинхед стал настолько культовым персонажем для слэшер-жанра

-66

66. Полковник Куоритч - "Аватар" (2009)

Противостояние отчаявшихся землян и процветающих представителей на`ви, обитателей неизведанной планеты Пандора, лежало в основе конфликта первой части "Аватара" Джеймса Кэмерона. А для протагониста, Джейка Салли, резко изменившего сторону в этой войне, шахматная игра сразу же изменила правила, когда против героя пошёл его бывший начальник. Полковник Куоритч привержен собственным принципам и во что бы то ни было решительно готов победить в этой схватке, ведь на кону оказывается жизнь на его родной планете. У полковника отсутствуют какие-либо нотки морали или нравственности: но принципиальность антагониста вызывает искреннее восхищение в его сторону

-67

67. Президент Сноу - "Голодные игры" (2012-2015)

В середине 2010-х наиболее популярным массовым поджанром в кинематографе была подростковая антиутопия, нарратив которой строился на объединении молодого движения повстанцев против тиранической диктатуры определённого выдуманного государства будущего. Наиболее отчётливо этот сюжет ощущался в квадрологии "Голодных игр", снятой по мотивам романов Сьюзен Коллинз: антагонистом франшизы выступил обезумевший и развращённый властью президент Сноу, установивший в среде Панема режим тоталитаризма и дополнивший систему смертельных состязаний молодых подростков, созданную для устрашения населения. Именно Коллинз ярче всего подхватила истоки Оруэлла и смогла упростить их для более широкой массы читателей и зрителей: что, по-своему, прекрасно

-68

68. Рауль Сильва - "007: Координаты «Скайфолл»" (2012)

Пенталогия "бондианы" с Дэниэлом Крэйгом в образе агента 007 всегда славилась экранными антагонистами, а одним из ведущих достоинств "Скайфолла" оказался коварный злодей Рауль Сильва, в исполнении тревожного и ритмичного Хавьера Бардема. В отличие от Лё Шиффра, Сильва в третьей части новой серии франшизы был связанным узами прошлого с начальницей Бонда, М, на чём Сэм Мэндес, режиссёр ленты, завязал потрясающий по наполнению и изложению конфликт. Рауль мотивирован, вооружён, безумен и крайне опасен: чем уже не претендент на звание лучшего антагониста в истории всей "бондианы"?

-69

69. Ричмонд Валентайн - "Kingsman: Секретная служба" (2014)

В начале 2010-х Мэттью Вон запомнился зрителям, как деконструктор массовых кино-жанров, создававший карикатурные пародии и лобовые высмеивания культовых франшиз. Антагонист первого "Kingsman", прямой сатиры над шпионскими боевиками, так и вовсе напоминает более вычурного и гротескного злодея прямиком из какой-нибудь "бондианы": Валентайн действует не кулаками, а мозгами, заманивая героев в ловушку, проламывая клише и всячески нарушая общие правила и шаблоны жанра. Отдельного упоминания заслуживает и верная помощница Ричмонда: неукротимая Жазель, ноги которой были заменены острыми как бритва лезвиями

-70

70. Рой Батти - "Бегущий по лезвию" (1982)

Сбежавший из-под стражи репликант, который хочет открыть в себе человечность и стать нечто большим, чем роботизированной прислугой для обнаглевших от футуристических технологий людей: можно ли Роя Батти назвать злодеем только исходя из его начальных побуждений? Своеобразный антагонист первого "Бегущего по лезвию" от Ридли Скотта борется со своим программным кодом, одновременно играя в кошки-мышки с детективом Риком Декардом, пока не встречает свою трогательную кончину в финале, будто Иисус с проткнутыми ладонями. Рой Батти стал для главного героя чем-то вроде символа, после чего персонаж Харрисона Форда раз и навсегда покидает Лос-Анджелес

-71

71. Саймон Феникс - "Разрушитель" (1993)

Гротескно-комичный антагонист из футуристического боевика с Сильвестром Сталлоне меняет привычную главному герою утопическую систему мира. Уэсли Снайпс, противопоставляющийся брутальному протагонисту "Разрушителя", столь же развязан и самоуверен, сколько отчаян и доведён до предела: Саймон хочет доказать миру своё собственное видение будущего, передающееся лишь в насилии и тирании. Одна лишь финальная схватка между Джоном и Фениксом превращает ленту в подобие противостояния милитаристского прошлого и пацифистского будущего: но кто победит в реальности?

-72

72. Самара Морган - "Звонок" (2002)

Образ черноволосой маленькой девочки Самары (в оригинальном японском "Звонке" - Садако) стал настолько запоминаемым в среде современного хоррор-жанра, что дилогия про противостояние обычных людей и паранормальной сущности из иного мира, убивающую несчастных жертв ровно через семь дней после просмотра кассеты с неким сюрреалистичным видео-материалом, обросла огромной фанатской базой. Самара Морган - подвластный возмездию и циклу насилия дух, жаждущий лишь мести и понесения кары всему человечеству. У простого человека нет никаких шансов на спасение (кроме передачи проклятия на другого несчастного), если он услышал пугающие три слова по домашнему телефону: от того экранный образ антагонистки "Звонка" становится ещё более тревожным

-73

73. Саурон - "Властелин колец" (2001-2003)

Один из майар, примкнувший к тёмной стороне, непобедимый лорд Саурон выступал антагонистом для братства Фродо Бэггинса на протяжении всей трилогии "Властелина колец". Армия посланника орков и неосязаемой призрачной сущности, наблюдающей за Роковой горой из гигантского Ока, была успешно сражена силами Арагорна, а сила Саурона оказалась разрушена с уничтожением Кольца Всевластия. Главная угроза для Средиземья, терроризировавшая сказочный мир на протяжении сразу нескольких эпох, наконец-то пала

-74

74. Сержант Хартман - "Цельнометаллическая оболочка" (1986)

Едва ли Хартмана можно назвать полноценным антагонистом антивоенной драмы Стэнли Кубрика, но в первой половине "Цельнометаллической оболочки" сержант действительно выступает для армейских новичков кем-то вроде физического воплощения самого сатаны: именно "Оболочка" стала настоящим кинематографическим ночным кошмаром для всех срочников, не в последнюю очередь "благодаря" влиянию экранного персонажа Р. Ли Эрми: настолько сильное психологическое давление и бесконечные упрёки в сторону служивых привело не только к самоубийству Гомера "Кучи", но и гибели самого Хартмана

-75

75. Смауг - "Хоббит" (2012-2014)

Кровожадный дракон, захвативший в свои объятия сокровища Одинокой горы, выступил основным противником (и чем-то вроде своеобразного клиффхэнгера) для отчаявшегося отряда из тринадцати гномов, начинающих своё путешествие ради заветной миссии: отбить горное королевство Эребор из лап коварного Смауга. Сам дракон имел малое количество экранного времени во всей трилогии, но продолжил оставаться проворным (и не менее харизматичным, уж как для дракона тем более) антагонистом для наших героев, вплоть до своей резкой кончины в начале "Битвы пяти воинств"

-76

76. Смерть - "Кот в сапогах: Последнее желание" (2022)

В последнее время репутация анимационного подразделения DreamWorks оказалась втоптана в лужу: но ложкой мёда в бочке дёгтя стал недавний сиквел "Кота в сапогах", представивший аудитории одного из самых устрашающих и опасных антагонистов в истории современной мультипликации - физическое воплощение Смерти, принявшее оболочку гигантского волка с кроваво-красными глазами и двумя острыми серпами. Злодей смог напугать самого Кота: персонажа, который до этого не испытывал страха ни в одной из предыдущих частей мультвселенной "Шрека". И, плюсом ко всему, выступил отличной метафорой на обретение ценности жизни: она у нас, в отличие от котов, присутствует лишь в единичном экземпляре

-77

77. Сэмюэл Нортон - "Побег из Шоушенка" (1994)

Начальник тюрьмы Шоушенк на территории Новой Англии, Сэмюэл Нортон, активизировался лишь после прибытия Энди Дюфрейна, старающегося подарить остальным заключённым частицы доброты и элементы сентиментальной магии. Но протагонисту постоянно мешал Нортон: он вступил с Дюфрейном в масштабную многолетнюю конфронтацию, пока главный герой не развёл самовлюблённого начальника вокруг носа и не сбежал из тюрьмы, прокопав за плакатом Риты Хейуорт длинный тоннель прямиком в канализацию

-78

78. Т-1000 - "Терминатор 2: Судный день" (1991)

Один из самых узнаваемых злодейских образов в истории олдскульных американских боевиков - он же Роберт Патрик, исполнявший роль неуловимого киборга нового поколения из далёкого будущего, Т-1000, отправившегося по пятам за семейкой Конноров. Бой роботу дала новоприбывшая модель, Т-800: искусственный интеллект "Скайнета" разделился на две диаметрально противоположные ипостаси с разными взглядами насчёт приближающейся ядерной войны и порабощения людей неодушевлёнными машинами. А маниакально-напряжённая актёрская работа Патрика во втором "Терминаторе" стала настоящим культовым достоянием для мирового кинематографа

-79

79. Тай Лунг - "Кунг-фу Панда" (2008)

Пожалуй, самый прописанный антагонист в истории современной мультипликации: он же Тай Лунг, бывший ученик мастера Шифу из первой части "Панды", обманутый собственным мастером и сосланный в подземное заключение на долгие года. Антагонист, превращённый из доблестного героя в доведённого до предела и отчаяния психопата, продемонстрировал весь силовой арсенал уже в финале мультфильма, столкнувшись в морально-этическом противостоянии со своим учителем и новым обладателем титула Воина Дракона - неряшливой пандой По. Тай Лунг - один из тех злодеев, за судьбу которого по ходу сюжета становится по-настоящему грустно

-80

80. Танос - "Мстители: Война бесконечности" (2018)

"Танос был прав" - за последнее время эта фраза активно гуляет по всему интернету, в связи с некоторыми мировыми событиями. Во время премьеры третьей части "Мстителей" многие зрители действительно были согласны с мотивацией фиолетового титана, архиврага для всех величайших героев Земли, захотевшего испепелить половину населения вселенной: ведь в будущем переселение привело бы всех существ к голоду и поспешному вымиранию. Безумная философия Таноса стала основой всего образа антагониста и краеугольным камнем его запоминаемости: ну и помимо этого, титан - единственный злодей в истории всей киновселенной Marvel, который смог победить Мстителей и добиться желаемой цели. По правде говоря, лишь на парочку лет вперёд

-81

81. Теренс - "Одержимость" (2013)

Конфликт ученика и учителя, студента и мастера, молодого и прожжённого - основная тема каждой лирической притчи про принятия себя и своих талантов. Но именно Дэмьен Шазелл смог вывести эту формулу на совершенно иной уровень в своей "Одержимости": доведённый до отчаяния молодой протагонист, пытающийся выиграть эту жизнь и впечатлить невпечатлительного учителя Теренса, жертвует всей личной жизнью и отношениями с каждым близким ему человеком. Только для того, чтобы Теренс доводил нашего героя ещё сильнее, заставляя того пробивать брешь между реальностью и иллюзией: насколько далеко мы готовы зайти ради достижения мнимого совершенства?

-82

82. Томми ДеВито - "Славные парни" (1990)

Вообще Мартин Скорсезе уже давно отточил себе руку в создании ярких образов гангстеров в фильмах криминального жанра: но одним из самых запоминаемых у масс стал персонаж Джо Пеши из "Славных парней". Томми ДеВито - эксцентричный и маниакальный преступник, подверженный неконтролируемым вспышкам гнева, из-за чего в округе начинают страдать ни в чём не повинные люди (рядом с Томми нежелательно держать боевое или холодное оружие, ради вашей же безопасности). Спешно антигерой превращается из союзника в оппонента для главного героя, пока ДеВито не встречает кончину от головорезов убитого Билли Бэтса

-83

83. Тони Монтана - "Лицо со шрамом" (1983)

Амбициозный гангстер-эмигрант из Кубы, сколотивший состояние на наркоторговле, стал достоянием кинематографической поп-культуры: не в последнюю очередь образ обезумевшего Монтаны, стреляющего во всё живое из неуправляемого автомата, запомнился зрителям благодаря обаянию и харизме Аль Пачино. А длинной и объёмной арке, которую антигерой проходил на протяжении всей картины, смог бы позавидовать сам Аль Капоне (на истории которого, к слову, и был основан сценарий фильма де Пальмы). Теперь интересно, сможет ли кто-либо в будущем воплотить образ Тони Монтаны более достойно и отработанно, чем Пачино

-84

84. Уильям Пул - "Банды Нью-Йорка" (2002)

И вновь Дэниэл Дэй-Льюис: недаром актёр считается одним из величайших в истории современного Голливуда. За пять лет до премьеры "Нефти" Льюис уже преисполнился образом сурового и бескомпромиссного по отношению к простым людям Мясника Билла, заправляющего движением американцев на территории Нью-Йорка окончания XIX века. Пул до последнего играется с протагонистом в лицемерные игры, пока персонажи не выводят друг друга на чистую воду: смотреть на безжалостный эмоциональный конфликт между молодым ДиКаприо и прожжённым Льюисом - одно сплошное удовольствие

-85

85. Фантомас - "Фантомас" (1964-1966)

Один из самых известных антигероев, выходивших из-под пера классических французских литераторов, искусный вор и преступник Фантомас разводил вокруг носа полицию и федералов на протяжении всей кинематографической трилогии, пародирующей произведения Пьера Сувестра и Марселя Аллена. Преступный антагонист в ярко-синей маске, по пятам которого бегает неугомонный комиссар Жюв, запомнился аудитории настолько сильно, что и по сей день считается настоящей иконой классического французского и итальянского массового кино. Невзирая на всю экранную карикатурность и гротескность

-86

86. Фейд-Раута - "Дюна: Часть вторая" (2024)

Справедливости ради, в оригинальном книжном произведении Фрэнка Герберта младший племянник барона Владимира Харконнена тоже представлялся самым загадочным и скрытным злодеем, роль которого постепенно раскрывалась лишь ближе к окончанию повествования. Дени Вильнёв, в отличие от Герберта, мелочиться с образом Фейда не стал, а сокрушительно представил зрителям весь силовой арсенал обезумевшего от жажды власти юнца с бледной кожей, потемневшими зубами и хриплым голосом. Единственное сожаление - малое количество экранного времени персонажа

-87

87. Филлис Дитрихсон - "Двойная страховка" (1944)

Чувство неразделённой любви может затронуть не только мужчину, но и женщину: "Двойная страховка" Билли Уайлдера показала зрителям, насколько жестокой и неконтролируемой может быть жажда мести и желание извратить общую ситуацию в свою пользу. Филлис Дитрихсон быстро превращает жизнь протагониста фильма в настоящий кошмар, манипулируя его бессознательным и заставляя Уолтера пойти на самый страшный человеческий грех - убийство. В дальнейшем роль роковой красавицы Филлис спишет для себя даже Альфред Хичкок, после чего образ труднодоступной блондинки станет краеугольным камнем всех американских нуаров

-88

88. Франкенштейн - "Франкенштейн" (1931)

Популяризация антропоморфных чудищ, образ которых отталкивается от совмещения человека и монстра, начала свой длительный отсчёт с классического "Франкенштейна": фильма, который, вместе с "Дракулой", запустил тенденцию по созданию однотипных и идентичных друг другу персонажей эксклюзивно для студии Universal. Но именно Франкенштейн, монстр, созданный безумным доктором-тёзкой, въелся в поп-культуру сильнее любого другого представителя этого странного поджанра хоррора: теперь с нетерпением ожидаем появление новой вариации чудовища, в энергичном исполнении Кристиана Бэйла

-89

89. Фредди Крюгер - "Кошмар на улице Вязов" (1984-2010)

Слэшер-франшизы подарили фанатам жанра много культовых образов обезумевших маньяков, психопатов и покалеченных убийц: но самым харизматичным и пугающим из всего мизантропического стана всегда был (им же и останется) Фредди Крюгер - призрачная сущность из другого измерения, коварно преследующая неугомонных подростков в их сновидениях. Заклеймённый педофилом изгой общества встал на тропу мести, надев фирменный полосато-бордовый свитер и перчатку со стальными когтями: от образа Крюгера в середине 1980-х шарахался каждый неподготовленный зритель

-90

90. Фрэнк - "Однажды на Диком Западе" (1968)

Наёмный убийца, посланный за несчастной вдовой Джилл, переживающей гибель всей своей семьи от его же рук, встречается лицом к лицу с человеком из своего прошлого - таинственным странником Гармоникой, желающим расквитаться с Фрэнком самым правильным и в то же время жестоким способом. Антагонист "Дикого Запада" проходится по собственным воспоминаниям и принимает, что время расплаты неизбежно приближается: финальная дуэль протагониста и антагониста под блестящую музыкальную композицию Эннио Морриконе всё ещё является лучшей сценой из когда-либо созданных Серджио Леоне. Безусловно, шедевр на все времена. Как и Фрэнк, в исполнении брутального Генри Фонды, - злодей на все времена

-91

91. Фрэнк Бут - "Синий бархат" (1986)

Дэвид Линч - король кинематографического сюрреализма, перевернувший это направление в искусстве на сто восемьдесят градусов. Режиссёр редко когда создавал органичные и колоритные образы антагонистов (на ум приходит разве что "Твин Пикс"), но "Синий бархат" стал в общей массе огромным исключением. Фрэнк Бут - доведённый до предела психопат-мизантроп, ненавидящий и людей в своей округе, и девушку в синем Дороти, одновременно к которой злодей, при вдыхании газа неизвестной производительности, всё же испытывает какие-то чувства. Бут опасен именно тем, что психически неконтролируем: его не может остановить ничто, кроме смерти из огнестрела

-92

92. Фрэнк Костелло - "Отступники" (2006)

В то время, как посреди повествования "Отступников" развернулся масштабный в своей прописи конфликт между кротом-полицейским Билли и внедрённым в полицию пособником преступников Коллином, вдали от истории продолжал держаться мафиозный босс Фрэнк Костелло. Психотропная и энергичная игра Джека Николсона лишь больше извратила общую историю в сторону напряжённого криминального триллера: вокруг антагониста витает дух угрозы, и зритель понимает, что Костелло без зазрений совести убьёт любого неугодного на своём пути

-93

93. Фрэнсис Хаммел - "Скала" (1996)

В олдскульных боевиках сложно кинуть хоть каплю сочувствия в сторону какого-либо экранного антагониста: но огромным исключением из правила стала "Скала", главный злодей в которой, Фрэнсис Хаммел, не являлся злодеем по своей натуре. Это доведённый до предела и отчаяния бригадный генерал, готовый пойти на любые угрозы и шантаж, чтобы добиться справедливости по отношению к родственникам своих погибших подчинённых. Только лишь в финале фильма зрители, как и герои, осознали, что Хаммел никогда и не планировал нападать на Сан-Франциско: командование армии США само заварило всю ту кашу, которую пришлось расхлёбывать уже посторонним

-94

94. Ханс Грубер - "Крепкий орешек" (1988)

Первый "Крепкий орешек" запомнился аудитории не сколько прожжённым Брюсом Уиллисом, сколько элегантным и утончённым в своих манерах Аланом Рикманом, воплотившим на экране образ антагониста фильма - лидера захвативших небоскрёб террористов, Ханса Грубера. В противопоставление своей фамилии злодей чуток и расчётлив по отношению к каждому заложнику и готов прибегнуть к насилию лишь в самом крайнем случае: что не перечёркивает всех совершённых персонажем преступлений. В конечном итоге Груберу не помогает даже низкий и харизматичный голос Рикмана: злодей гибнет, срываясь с огромной высоты

-95

95. Хищник - "Хищник" (1987-2018)

В противовес слюнявому Чужому, действующего сугубо животными методами, нам поставили расу Хищников - сплочённых, умнейших и технологически прокачанных пришельцев, единственное времяпровождение для которых - убийства людей и собирания черепов и костей в качестве артефактов. Хищники расчётливы и поворотливы, а одна инопланетная особь способна уничтожить огромный отряд из натренированных военных в считанные секунды. Неудивительно, что уже в кроссовере большинство зрителей держало кулачки за победу более умного инопланетянина

-96

96. Чаки - "Детские игры" (1988-2019)

Главное отличие серии фильмов "Детские игры" от остальных слэшеров заключалось в том, что антагонист в этой франшизе изначально был создан гротескно-карикатурным: Чаки, одержимая маньяком детская кукла, берёт в руки кухонный нож и отправляется кромсать всех неугодных соседей, друзей и родственников главных героев, попутно выкрикивая чёрные шуточки и иронизируя над современными общественными тенденциями. Во многом именно благодаря обаянию неодушевлённого Чаки продюсеры Голливуда осознали, что фильмы ужасов можно превращать в чёрные комедии

-97

97. Шрам - "Король Лев" (1994)

Лицемерный и эгоистичный друг детства Муфасы предаёт предводителя животных, в результате чего отец главного героя гибнет под копытами пробегающих антилоп гну. Шрам коварен, нарциссичен и проворен: его неукротимая жажда власти и опьяняющее желание возмездия привели к будущему сокрушению от уже повзрослевшего Симбы, отправившегося избавлять королевство от тирании развращённого льва. Пожалуй, Шрам - один из лучших антагонистов, когда-либо выходящих из-под пера раннего Disney

-98

98. Эми - "Исчезнувшая" (2014)

Жена Ника Данна бесследно исчезает: главный герой то ли не находит себе места из-за подобного потрясения, то ли наоборот - счастлив настолько везучей закономерности, но резко ситуация оборачивается против Ника, когда Эми, внезапно, объявляется на свет. Лишь зрители узнают правдивую информацию насчёт женщины: ради отмщения и желания выйти с периферий на первостепенную роль Эми убила бывшего бойфренда и обратила внимание публики на своё с Ником супружество. Теперь герою предстоит жить рядом с воплощением кровожадного монстра в одном доме на протяжении долгих десятилетий: выдержит ли Данн такие мучения?

-99

99. Энни Уилкс - "Мизери" (1990)

Бешеная фанатская база - самая щепетильное и тревожное, с чем может столкнуться популярный писатель в самом застое своей карьеры. "Мизери" Стивена Кинга ярче всего продемонстрировала исходящие из творческого выгорания и обманчивого внешнего вида людей проблемы, а верная первоисточнику экранизация лишь укрепила первобытный человеческих страх на страницах сценария. Обезумевшая фанатка Энни Уилкс захватывает главного героя в плен у себя дома и просит того написать новую книгу о похождениях Мизери: настолько отталкивающих, раздражающих и одновременно пугающих злодеев мы от Кинга получали очень редко

-100

100. Эрик Киллмонгер - "Чёрная Пантера" (2018)

А завершает этот длинный рейтинг один из самых прописанных и колоритных злодеев в истории супергеройской франшизы MCU: он же - Эрик Киллмонгер из первой "Чёрной Пантеры". Антагонист, детство которого разрушил отец Т`Чаллы, убив своего брата (заодно и родного папаню самого Эрика), приходит в Ваканду за желаемым возмездием: отобрать трон страны из рук племянника. Аллегорическое сходство с "Королём Львом" прослеживается само собой, но от этого Киллмонгер не перестаёт быть обособленным и прописанным персонажем, до конца преследующим собственные идеи и принципы. В конечном итоге от участи кузена впал в апатию сам протагонист: Эрик до сих пор остаётся чуть ли не самым мотивированным злодеем киновселенной, которого то и злодеем в полноценном представлении этого слова нельзя назвать

-101