Найти в Дзене
Автосправочная

Проезд на жёлтый сигнал: чем грозит в 2024 году?

Оглавление

Чем грозит проезд на жёлтый сигнал светофора в 2024 году?

В последнее время многие водители начали получать штрафы с камер ГИБДД за проезд перекрёстка на жёлтый сигнал светофора. Как избежать таких штрафов - разберём в материале портала Avtospravochnaya.com.

Жёлтый сигнал светофора в ПДД

Для начала напомним, что в пунктом 6.2 ПДД РФ предусмотрены два вида жёлтых сигналов:

  • ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ - запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 ПДД, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ - разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности.

Таким образом, жёлтый мигающий сигнал является разрешающим, а вот обычный жёлтый - запрещающим. А значит - проезд перекрёстка на жёлтый сигнал запрещён. Однако, тут есть исключение, прописанное в пункте 6.14 ПДД:

"Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение".

А пункт 6.13 говорит о том, что при запрещающем сигнале светофора на перекрёстке водители должны остановиться перед стоп-линией (или перед пересекаемой проезжей части, если стоп-линии нет, но не создавая при этом помех пешеходам).

Таким образом, проезд перекрёстка на жёлтый запрещён, но если при включении жёлтого сигнала водитель не может остановиться перед стоп-линией или пересекаемой проезжей частью без экстренного торможения - то можно проехать.

Естественно, многие водители используют это исключение ежедневно, оправдывая свою торопливость и попытки проскочить на жёлтый тем, что они избегают экстренного торможения.

Штраф за проезд на жёлтый сигнал

За совершение такого нарушения водителю назначается наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.12 КоАП РФ). При совершении аналогичного правонарушения повторно в течение года водителю будет грозить ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей либо лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (часть 3 статьи 12.12 КоАП РФ).

Камеры на жёлтый сигнал светофора

До последнего времени за проезд на жёлтый мог оштрафовать только автоинспектор, которому водитель мог рассказать о том, как он доблестно пытался избежать ДТП, не применяя экстренное торможение. Однако, в 2023-2024 годах во многих регионах штрафовать за проезд на жёлтый начали и автоматические комплексы фотовидеофиксации, которым рассказывать что-то бесполезно.

Соответственно, водители, постоянно пролетающие перекрёсток на жёлтый, начали получать неприятные сюрпризы в виде "писем счастья". Камера просто-напросто фиксирует факт того, что водитель выехал на перекрёсток, а в этот момент уже горел жёлтый сигнал - всё, штраф готов.

Причём, не имеет значения, в какой именно момент проезда перекрёстка загорелся жёлтый сигнал. К примеру, на фото ниже мы видим материал фотовидеофиксации, согласно которому 11 декабря 2023 года водителю автомобиля КИА был выписан штраф за то, что он выехал на перекрёсток через 0,056 сек. после включения жёлтого сигнала.

-2

Проезд на жёлтый сигнал - комментарий ГИБДД

В ГИБДД регионов уже подтвердили информацию о том, что камеры на перекрёстках фиксируют проезд на жёлтый сигнал. Так, с соответствующей информацией в сентябре 2023 года выступил начальник ГИБДД Пензенской области.

Информацию также подтвердили и в ГИБДД Свердловской области, но там в 2023 году такие камеры ещё не использовались.

"В некоторых субъектах РФ практикуется комплексная фото-видеофиксация таких проездов и расценивается, как нарушение ПДД – и выписываются штрафы. Если не прибегать к экстренному торможению, чтобы остановиться, можно проехать перекресток. Но водитель еще должен учитывать метеорологические и дорожные условия, т.е. он должен оценивать обстановку и не увеличивать скорость, чтобы не создавать ситуации, которые могут привести к ДТП. На территории Свердловской области данная практика не используется", - рассказал в марте 2023 года глава ГИБДД Свердловской области.

Проезд на жёлтый: суды подтвердили законность штрафов

Верховный Суд РФ

Водители, которые пытались оспорить штрафы за проезд на жёлтый, дошли до Кассационного и Верховного Судов России, но дела проиграли.

Так, Верховный Суд РФ вынес определение от 23 мая 2023 г. N 18-КГ23-47-К4, согласно которому водитель иномарки, проехавшей на жёлтый, был признан виновником ДТП, хотя изначально его оформили как пострадавшего.

Согласно материалам дела, водитель Шкоды выехал на перекрёсток при зелёном сигнале светофора и остановился, чтобы пропустить встречные машины, а затем повернуть налево. Навстречу ему ехал водитель Тойоты, который проскочил на жёлтый. Водитель Шкоды, увидев, что включился запрещающий сигнал, начал поворот налево, в результате чего автомобили столкнулись. Суды предыдущих инстанций признали виновником водителя Шкоды, который не пропустил встречный автомобиль.

Однако, Верховный Суд отменил все предыдущие решение и признал виновником водителя Тойоты.

"Приведенные выше положения устанавливают однозначный запрет движения транспортных средств на желтый сигнал светофора. Единственным исключением из данного запрета является случай, при котором транспортное средство не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению", - говорится в определении ВС РФ.

Также Верховный суд подчеркнул, что у водителя Шкоды не было обязанности уступать дорогу водителю Тойоты, который нарушил ПДД - выехал на жёлтый, а также превысил скорость.

"Судом апелляционной инстанции установлено, что водитель автомобиля "Toyota Camry" выехал на перекресток на желтый сигнал светофора, а скорость его движения составляла 103 км/час при максимально установленном ограничении скоростного режима на данном участке дороги в 60 км/час. При этом в апелляционном определении отсутствуют какие-либо выводы суда о том, что водитель при включении желтого сигнала не мог остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в частности, если бы двигался без превышения допустимой скорости движения. Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу", - напомнили в ВС РФ предыдущее решение Пленума Верховного Суда РФ.

Также при принятии решения Верховный Суд опирался на данные экспертизы.

"С учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вывод суда апелляционной инстанции о том, что водитель Тойоты имел преимущественное право движения и водитель Шкоды в силу пункта 13.4 Правил дорожного движения должен был уступить ему дорогу, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, согласно выводам судебной автотехнической экспертизы водитель автомобиля "Toyota Camry" располагал технической возможностью предотвратить столкновение транспортных средств путем применения торможения с момента возникновения опасности для движения при условии соблюдения им допустимой скорости движения транспортного средства на данном участке дороги. То есть, он имел объективную возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие, своевременно и полностью выполнив требования Правил дорожного движения, однако этого не сделал, что не учтено судом апелляционной инстанции", - говорится в определении суда.

Третий кассационный суд общей юрисдикции

-3

16 февраля 2024 года Третий кассационный суд общей юрисдикции опубликовал информацию о том, что кассационная жалоба водителя, проехавшего на запрещающий сигнал светофора, оставлена без удовлетворения.

По материалам суда, в июле 2022 года в Мурманске водитель, управляя транспортным средством, осуществил проезд регулируемого перекрестка в нарушение пунктов 6.2, 6.13 ПДД на запрещающий (желтый) сигнал светофора, в результате чего допустил столкновение с транспортным средством под управлением другого водителя.

Постановлением инспектора ДПС, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Мурманска и решением судьи Мурманского областного суда, водитель, проехавший на жёлтый, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, нарушитель выразил несогласие с судебными актами, ссылаясь на ненадлежащую оценку имеющихся в материалах дела доказательств и допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения правонарушителя к административной ответственности, оставив судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Выводы

Таким образом, в 2024 году проезд на жёлтый сигнал светофора может не только обернуться штрафом, но и автоматически сделать вас виновником ДТП в случае его возникновения. Поэтому, подъезжая к перекрёстку, лучше не набирать скорость, пытаясь проскочить его любой ценой, а сбрасывать её - в случае включения запрещающего сигнала вы сможете спокойно и плавно остановиться, не создавая проблем ни себе, ни окружающим.