Найти тему

Назад в прошлое: на электричках к Красному Берегу

Оглавление

Нет, это не про машину времени и, почти, не про советское прошлое. Но, решившись на небольшой вояж на электричках, я как будто попал на 30 лет назад.

Небольшая предыстория: получив неудобный отпуск в апреле, решил исполнить наивно-героическую фантазию - проехать, в одно лицо, на электричках, вокруг Белоруссии. Так сказать, ответить на блокаду границ внутренним туризмом. Пора бы посмотреть страну, в которой родился и прожил 52 года.

Выбор транспорта не нашел понимания у друзей: "А почему не на машине?" И категоричное неприятие у жены: "Тебе это не понравится...". Но, про машину промолчала. Машина - вещь семейная, ещё пригодится. Зато предложила сделать небольшую пробную поездку на электричке, чтобы успел разочароваться и передумать.

Езжай милый, противной тебе дороги...
Езжай милый, противной тебе дороги...

Последний раз на электричках я ездил на дачу, в девяностые годы прошлого века. Тогда понятие дачи не связывали с отдыхом, а больше с выживанием. Полные вагоны людей, с тележками, коробками, рассадой. Сесть практически невозможно, но и упасть тебе не дадут. И так несколько часов. Но, электричка (а в то время дизель) была самый дешёвый, а временами и бесплатный способ куда то добраться.

Новое - хорошо забытое старое

Мало что поменялось. Всё те-же, знакомые с детства, советские вагоны, с лавками, оббитыми дерматином и жесткими, фанерными спинками. Мутные окна заклеены на зиму упаковочным скотчем. Туалеты, как и раньше, выкидывают отходы жизнедеятельности куда-то в гиперпространство. Даже торговец по вагону пробежал, предлагая зефир, печенье и трубочки со сгущенкой. Подождите! А где торговцы газетами и журналами? В девяностые, разносчики газет шныряли по поездам, рекламируя десятки изданий. Люди с жадностью читали новости, популярные журналы, решали кроссворды. Сейчас не продают и не читают. Стало неинтересно? Или телефон победил? Я специально заглянул в киоск на станции - вдруг газеты уже не выпускают. Да нет, полно разных изданий. Но, человека с газетой в руках не встретил. Впрочем, я и сам их уже не читаю.

Усадьба Козел-Поклевских.
Усадьба Козел-Поклевских.
Горгульи, охраняющие вход.
Горгульи, охраняющие вход.

Для испытания была задумана поездка в отреставрированную усадьбу Козел-Поклевских, в агрогородок Красный Берег, в пятидесяти километрах от Бобруйска. Усадьба построена в конце девятнадцатого века, применено смешения архитектурных стилей. Тридцать шесть её комнат оформлены в двенадцати стилях.

В дорогу

По времени, полный перегон Гомель-Жлобин и небольшой перегон Жлобин-Красный Берег - это три часа в дороге и минут 15 на пересадку. Вполне достаточно, чтобы насладиться дорогой, видом за окном и общением с пассажирами.

Вагоны не битком, но людей немало. Думал, в марте то месяце никуда никому не надо. Но, для дачника нет межсезонья. Пассажиры постарше разбились на компании, пьют чай из термосов и обсуждают цену на навоз, дрова и сколько лет осталось до пенсии. Молодёжь отгородилась наушниками, делает вид, что дремлет. Люди неопределенного возраста, вроде меня, уставились в телефоны, как в свое последнее спасение. Уют и благодать.

Что-то изменилось?

Кое что поменялось - на вокзале исчезли кассы и длинные очереди к ним. Теперь это рядок автоматов, где можно набраться билетов на всю поездку. Есть одна человеческая касса, если не хочешь связываться с автоматом. Надо отдать должное - региональные перевозки так и остались самым дешевым транспортом. Полный перегон, от Гомеля до Жлобина, стоит 3.80 белоруссих - около 100 российских рублей. Перегон от Жлобина до Красного Берега вообще на уровне талончика на общественный транспорт 80 копеек. Потому вагоны и не пустуют - социальный транспорт.

Начитавшись у Лучкина, в его "От Владивостока до Москвы на электричках", про отмену многих маршрутов электричек в России, как нерентабельных, ожидал подобного и у нас. Но, увидев обратное, невольно зауважал политику Белорусской железной дороги.

Неспешное путешествие

Это совсем небыстрый транспорт - поезд останавливается каждые несколько минут, только успевай слушать название остановки. Сами станции все те же - пара бетонных плит и кирпичная будка от дождя. Правда, добавили скамеечки и все аккуратно покрасили.

Прекрасные виды за окном.
Прекрасные виды за окном.

Пейзаж за окном совсем не радует - желто бурые прошлогодние краски травы и листвы сменяются на подозрительно-желтый лед тающих болот. Только на скором поезде все это мелькало за окном, а теперь плавно тянется. Да, железная дорога - это не про пейзаж. Ну, или не в наших краях.

По вагону, время от времени, пробегает кондуктор, предлагая купить билеты у него. В девяностые они возглавляли облавы на "зайцев". Теперь же полный сервис: не успел купить билет на станции, купи у кондуктора. Очень разумно.

Вскоре я понял, почему молодежь отгораживается наушниками. Увидев свободную жертву, ко мне подсел словоохотливый дед и начал рассказывать про армию: как служил, где служил, с кем и кто еще жив. Меня всегда удивляло, почему, прожив немалую жизнь, люди охотнее вспоминают про службу в армии? А как же остальная жизнь? А что тогда вспоминать тем, кто не служил?

Пересадка. Между поездами зазор в 15 минут и я бегу купить билеты, искать свой поезд. В Жлобине, я не раз бывал по работе, довольно хорошо его изучил, потому и подобрал минимальный зазор между поездами. Остается полчаса пути. В вагоне совсем мало людей и они почти все выходят со мной, в Красном Береге.

Красный Берег

Небольшой аккуратный вокзал, с круглосуточным залом ожидания, ряд скамеек с двух сторон клумбы, битком забитая велосипедами стоянка и, памятник прошлому веку - туалет, типа дырка в полу. Как и положено памятнику, все чисто и культурно.

Попутчики, расхватав велосипеды со стоянки, разъехались. Я даже не успел спросить дорогу к усадьбе. Меня выручила служащая вокзала: "А идите, - говорит, - по бетонной дорожке...".

Длинная дорожка из бетонных плит, мимо то ли озера, то ли разлившегося болота, старая котельная на дровах, где рабочий клином и кувалдой раскалывает здоровенный пень, Жигули без задних колес, на деревянных колодках, миниатюрная церковь и вдруг, среди одноэтажных хат, длинная пятиэтажка. Скорее всего жилье для служащих колледжа.

Парк охраняется государством.
Парк охраняется государством.
Причем строго.
Причем строго.

Я так понял, что и сама усадьба раньше была частью этого колледжа и только недавно ее сделали музеем. По крайней мере усадьба, парк и колледж обнесены одним забором, из сильно выкрошившегося кирпича. А некоторые хозпостройки усадьбы все еще используются учебным заведением. Парк, хоть и "строго охраняется государством", больше похож на хаос из поваленных деревьев.

Нелестные выводы

Надо сказать, что сердце мое оказалось глухо к достопримечательностям. Да, красивый усадебный дом, драконы, флюгера, башенки. И внутреннее убранство под стать.

Прекрасные потолки.
Прекрасные потолки.
И проходы, проходы, проходы...
И проходы, проходы, проходы...

Один только потолок в столовой, из дубовых панелей чего стоит.

Дубовая столовая.
Дубовая столовая.

Или арабский зал, с узорчатым звездным потолком.

Звездный потолок Арабского зала.
Звездный потолок Арабского зала.
Подневольные товарищи.
Подневольные товарищи.

Но, это всего лишь дом, осколок чужой жизни. Так ли уж он важен в нашей? А возможно, каждому нравится свое. Кому-то достопримечательности и красоты прошлой жизни, а кому то в радость побродить по лесам и цветущему болоту.

Для информации: можно бродить по комнатам самому, но интереснее взять экскурсовода, она действительно старается. Съемка на телефон бесплатна, за фотоаппарат нужно доплатить. Комнаты невелики и желательна съемка с широкого угла, так что телефон вполне подойдёт.

Лестница с широкого угла.
Лестница с широкого угла.
В телефон все влезет.
В телефон все влезет.

Работники музея очень приветливые и всегда подскажут и пойдут на встречу. Я же, с интересом послушав экскурсовода, сделав несколько снимков на телефон, отправился в обратный путь.

Терзания обратного пути

Эти несколько снимков добили батарею моего телефона, а на станции его подзарядить негде. Обратный поезд только через три часа. Можно погулять по агрогородку, но настроение у меня пропало. Может утомился, а может смутило, что достопримечательности меня нисколько не волнуют, а особых красот за окном поезда так и не увидел. Получается, все, что меня толкает на путешествие - это наивное желание объехать Беларусь по кругу? Стоит ли оно того? Ну, по крайней мере, не стоит ожидать чего-то необычного.

У меня часовая пересадка в Жлобине и там, на галерее второго этажа есть отличные зарядные стойки с разъемами и розетками под любые телефоны. Но, вот перекусить на вокзале особо и негде. Максимум - кофейный автомат.

Можно было успеть на межрегиональный Штадлер и через час быть дома. Но, эксперимент есть эксперимент и домой я добрался в десятом часу вечера. Электрички, не смотря на древний подвижной состав, все еще удобный и дешевый вид транспорта. Я провел в поездах более шести часов, плюс несколько часов ожидания. Как раз от дороги и ожидания я нисколько не утомился. Думаю, не это будет проблемой в предстоящей поездке.

Что до моего извечного вопроса - чем развлекать себя в дороге, то он решился сам собой. В отличии от межрегионального поезда, здесь отлично ловит сотовый интернет. По крайней мере на этой линии. Я слушал аудиокнигу, читал и отвечал на комментарии, листал ленту Дзена. Остро стал вопрос с подзарядкой телефона, но и эту проблему можно решить.

И да, вот еще. В электричках есть места для велосипедов. Я думал ехать в "кругосветку" максимально облегченно, ходить пешком, или пользоваться местным транспортом. Но, может, стоит взять с собой велосипед? Все больше успею осмотреть, или отъехать куда ни будь. Смущает, что придется следить еще за одной вещью и как то устраивать велосипед в гостинице. Не знаю... А как бы Вы решили этот вопрос? Что ни будь посоветуете?