Премьер-министр Гаити Ариэль Анри съездил в Кению не зря: президент Кении Уильям Руто заявил, что он может отправить войска в Гаити в течение 72 часов. Но вернуться на родину Анри не смог: за время его отсутствия гражданская война перешла из вялотекущей и с неясным составом участников в полноценную, с боями и штурмами, с откровенными заявлениями участков о своих целях.
Бандиты Джимми Шеризье осаждают международный аэропорт, и самолёт с премьер-министром попытался приземлиться в столице соседней Доминиканской Республики. Но доминиканские власти после нескольких часов консультаций с кем-то (можно догадываться, с кем) запретили ему посадку. Анри был вынужден полететь в Пуэрто-Рико, откуда обратился с просьбой о помощи к американцам. Которые не спешат помочь ему вернуться в Гаити.
Тем временем Порт-о-Пренс окончательно превратился в ад. По всему городу идут перестрелки, горят дома и баррикады из автопокрышек. Магазины, Главное налоговое управление, Национальный кредитный банк, Согебанк и Юнибанк, все склады продовольствия, топлива и запчастей разграблены. Бандиты ворвались в Конгрегацию Сен-Жозеф де Клюни и похитили монахинь (вообще сообщений о похищениях - сотни). Полицейская академия была атакована, но курсанты отбили штурм. Тысячи людей бегут из города, куда глаза глядят. Хотя в провинции ситуация ненамного лучше: В столице Севера Кап-Аитьене бандиты захватили тюрьму и выпустили заключённых. Пополнив таким образом свои ряды, они захватили город.
Пока главарь объединения банд G9 Шеризье раздаёт интервью, угрожая гражданской войной и «геноцидом», и требуя крови премьера Анри и начальника полиции Франса Эльбе, на политическую арену Гаити (если весь этот кошмар можно назвать политикой) вышел экс-сенатор, «авторитетный» бизнесмен и бывший заключённый американской тюрьмы Ги Филипп. Представитель его партии «Национальное пробуждение за суверенитет Гаити» Родай Мандей представил документ о создании Переходного совета, который намерен взять власть в стране.
Согласно этому документу, председателем совета и временным президентом Гаити становится Ги Филипп, а членами - судья Дюрен Дюре и монахиня Франсуаза Сен-Виль Вилье. Политики, поддержавшие Филиппа - Жан Шарль Моиз, лидер левацкой партии (или банды?) «Дети Десслина», и бывший сенатор Жан Гектор Анакасис. За ними – егеря из службы охраны заповедников, сыгравшие немалую роль в дестабилизации обстановки в стране. И, конечно, Шеризье: стало окончательно понятно, кому он со своими гангстерами мостил дорогу.
Но полиция сдаваться не намерена. 5 марта командующий полицией Франс Эльбе, в окружении вооруженных полицейских, обратился к населению с посланием, в котором он приветствовал «доблестных полицейских», и выразил уверенность в том, что они не дадут стране развалиться. Что ж, если кенийские полицейские действительно прибудут в течение трёх суток, может, Эльбе окажется прав.
Гаитянскую историю невозможно решить без поддержки США – и потому, что ни одна крупная страна не желает вмешиваться, и потому, что Гаити, соседняя Доминиканская Республика, и окружающие островные страны Карибского моря сильнейшим образом зависят от США, и без их согласия не решатся что-либо предпринимать (Куба к таковым не относится, но её роль и возможности в разрешении кризиса в Гаити равны нулю).
А американская позиция неоднозначная. То, что премьер-министр был вынужден приземлиться в Пуэрто-Рико (т.е. в США), и американцы – например, на вертолёте ВМС – не отправили его в Порт-о-Пренс, говорит о том, что Вашингтон не хочет видеть его руководителем Гаити. Может, потому, что его обвиняют в причастности к убийству президента Жювенеля Моиза (а кого в этом не обвиняют – и Филиппа, и Анри, и Шеризье, и жену покойного). Или потому, что гаитяне якобы требуют его отставки (хотя как проводились замеры общественного мнения в стране, где кругом стреляют и всё горит – непонятно).
Во всяком случае, конгрессвумен Черфилус-Маккормик (20-й округ штата Флорида) сделала в связи с ситуацией в Гаити заявление. «Я обеспокоена отсутствием прогресса на пути к переходному консенсусному правительству», - говорится в заявлении. «Консенсусное правительство» - это, надо понимать, союз неких политиков и партий.
Похоже, что Вашингтон готов признать власть Переходного совета, т.е. Филиппа, не досидевшего срок в американской тюрьме. И вкупе с ним – «Детей Дессалина», этих поклонников массового убийцы Дессалина и Че Гевары. Придётся признать и Шеризье, который наверняка займет какой-нибудь государственный пост – например, начальника полиции (ведь он был полицейским до того, как взялся бандитствовать и жечь людей заживо).
В общем, эта замечательная кампания, состоящая из преступников и примкнувших ним непонятных личностей вроде монахини Вилье готовится принять власть в Гаити. Причём с благословения американцев. Судя по всему, они действуют по принципу «я тебя слепила из того, что было». Ну нет у них под рукой других «сукиных детей», да и поисками таковых нужно было заниматься раньше, до того, как Гаити окончательно погрузилась в ад. Зато у них есть деньги. Которые, как, по-видимому, считают в Вашингтоне, сделают гаитянских головорезов цивилизованными политиками.
Но история учит, что делать ставку на «сукиных детей» неэффективно. Потому, что деньги он берут, обещают всё, что хочет кредитор, но делают только о, что хотят. А хотят они всегда одного – права на произвол, власти без ограничений и контроля.
И потом начинаются поиски других «сукиных детей» в надежде, что они будут менее «сукиными». Этот круг всегда замыкается на одном и том же.