Найти в Дзене
Дети Юнга

Психология в искусстве. Часть1: АВАНГАРД.

Искусство отражает время, дух эпохи, в которой живёт и творит художник. 

Я бы сказала, что художники (имея ввиду и музыкантов, и писателей - тоже), способны чутко улавливать общие настроения, интуитивно считывать тенденции, витающие в воздухе происходящей истории, и даже предсказывать события, в которые выльется вся эта коллективная психология с её потребностями, влечениями и накопившимися эмоциями. 

Она материализуется, словно дождь из сконденсированной влаги, и орошает собою землю, плоть каждого из нас.

А пока этого нет, и люди не вглядываются в будущее, художник уже там. Хотя одновременно он присутствует и в настоящем моменте, и в прошлом, с его смыслами. 

Художники - люди из вечности, а время - их родная стихия и источник вдохновения...

Конечно же, художник передает не только общее бессознательное, но выражает и собственные, индивидуальные чувства. 

Фрида Кало была прикована к постели из-за травмы позвоночника и много лет рисовала только себя и свою боль. 

Искусство Фриды относится к сюрреализму - модному, актуальному при её жизни течению авангарда, но, с другой стороны, оно весьма субъективно и интровертно, направлено на внутренний мир самой художницы. 

Были, однако, более ориентированные на общее представители авангарда.

Кубисты и футуристы, к примеру, являлись не просто пассионариями от искусства, но и искателями новых форм общественной жизни, её целей и манифестов. 

Кубисты придерживались идеи техногенности, считали, что прогресс связан с машинами. Поэтому рисовали в неярких цветах, ассоциирующихся с техникой (серый, охристый, чёрный и коричневый). 

Они любили изображать неживые объекты, поэтому часто использовали натюрморт: могли выбрать для натуры набор музыкальных инструментов (среди которых разнообразные гитары, скрипки, мандолины), сосудов (бутылки и кувшины), игральные карты и шахматы, шашки, газеты и фрукты. Сочетание таких предметов отсылает к образу жизни городского жителя. 

Нет ничего удивительного в том, что кубизм трансформируется позже в урбанизм...А вот портреты и пейзажи ему давались сложнее. 

В особенности первые: они теряли свою живость, привычную гармонию, связность. То были лица, словно отраженные в разбитом зеркале. Но и здесь присутствует своя красота...Я, к примеру, использовала этот приём, чтобы передать образ уставшей и печальной души, которая прошла через множество испытаний, но не утратила нежности и человечности. Поэтому есть надежда, что однажды раны затянутся полностью, и она вновь восстановится и сделается радостной. 

Уставшая душа. В стиле кубистов.
Уставшая душа. В стиле кубистов.

Футуризм объявил себя искусством будущего и стал наиболее радикальным течением европейского авангарда. 

В нём провозглашалась красота скорости, борьбы и мятежа, научно-технической мысли. И если до сих пор искусство, по выражению самих футуристов, "воспевало задумчивое бездействие, чувствительность и сон", то они славят новый, агрессивный, вид жизни. 

Оторваться от обыденности. В стиле футуризм.
Оторваться от обыденности. В стиле футуризм.

Эти агрессивные мечтатели собирались переделать мир и всё человечество: желали "стряхнуть пыль" с культуры, "уничтожить антикваров" и создать взамен утопию. Они выражали ненависть к прошлому. Казалось, они отрицают даже настоящее. И ничто не занимало их так, как будущее...

По их представлению человек будущего очень высок (просто огромен), быстро двигается и умеет летать. А города из железа и хрусталя висят прямо под облаками (пишу всё это, и кружится голова).

В этом чудном дивном мире нет нищеты, классового неравенства и голода, и даже растения растут быстрее. Однако вести в счастливое завтра предлагалось силой: быть злыми и весёлыми, и гнать ленивую толпу железной рукой...

Были, конечно, в авангарде и более миролюбивые течения. 

Например, орфисты, ставили задачу как можно лучше абстрагироваться: как от предметной реальности, так и от любых идей. И искать гармонию. 

Музыка. В стиле орфизм.
Музыка. В стиле орфизм.

Они использовали в качестве основных форм круги: оно и понятно, ведь именно окружность, в основном, передаёт гармоничные ощущения. Кроме того, играли с цветом и светом, создавая на своих картинах интересные переливы, в которых можно было увидеть своего рода музыку. 

Или вот фовисты, которые возникли на почве импрессионизма и сразу после него, но их часто относят к первому авангарду - играют как дети с яркими красками. 

В отличие от орфистов они не стремятся передать плавные переходы из одного цвета в другой, а, напротив: усиливают, обостряют, контрасты, нередко используя противоположные полюса цветового спектра. 

Их живопись незатейливая, радостная и громкая, как шумный праздник. 

Энергия капучино. В стиле фовизм.
Энергия капучино. В стиле фовизм.

"Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнём… Краски становились патронами с порохом. Они буквально взрывались от света"...

И последние, наиболее яркие представители авангарда - экспрессионисты. Помимо них были ещё сюрреалисты, создатели магического реализма, дадаисты, и, наверное, ещё кто-нибудь, кого я точно забыла упомянуть. 

Танцующее дерево. В стиле экспрессионизм.
Танцующее дерево. В стиле экспрессионизм.

Так вот, экспрессионисты...

Невероятно мрачные ребята, подающие меланхолию в кричащих тонах. 

Певцы обречённости, но не столь явной, чтобы быть выраженной темнотой и печалью, наоборот: эта обречённость сквозит в шуме улиц, на арене цирка, где клоун по заказу веселит толпу, а затем подавленный и одинокий сидит за кулисами.

Гора с глазом. В стиле экспрессионизм.
Гора с глазом. В стиле экспрессионизм.

Она же и в любви, в которой нет ни страсти, ни движения, никакого тепла. Осталось только желание прижаться друг к другу и навсегда замереть. 

Свет экспрессинизма не радует, не греет, он - электрический, раздражающий, мигреневый, от него тошнит и хочется скрыться...

А в ночную улицу страшно смотреть из окна: ведь это не ты в неё всматриваешься, а ровно наоборот - она в тебя. Её искривлённые при свете луны дома кажутся живыми и насмешливыми, галлюцинаторными, а окна полны мистической пустоты... 

Если где-то появляется нагота человеческого тела, то совсем не соблазнительная. Она больше не пленяет, но говорит лишь об уязвимости и просит о защите. 

И что-то древнее, архаичное, скорее всего, ужас - отражён в этом новом мироощущении. 

Цветные сны. В стиле футуризм и экспрессионизм.
Цветные сны. В стиле футуризм и экспрессионизм.

Ему есть объяснение, если подумать, сколько всего пережили художники и их современники: две мировые войны с их последствиями (экспрессионизм сформировался прямо перед Первой мировой и во многом отражал общее настроение времени), научно-технический прогресс, рост городов, появление новых форм обшественной жизни и социальных проблем.

Экспрессионисты старались передать напряжённость и агрессивность городской среды, недовольство бюрократией, которая подавляла в людях индивидуальность. 

Не разделяли они и футуристических восторгов по поводу техники, которая, по их мнению, убивала живой человеческий дух...

Впрочем, боевой задор футуристов оказался также не бесконечен: по-началу многие из них прониклись идеями милитаризма, радикализма и охотно поддержали начало Первой мировой войны. 

Однако пережитые жестокость и ужас вскоре разрушили их иллюзии, и часть художников изменила свои убеждения. 

В отличие от экспрессионистов, они также хорошо восприняли появившуюся в обществе бюрократию, но уже вскоре критиковали её за излишний формализм...

Музыкальный образ авангардизма в целом воплотился сполна в "Механическом балете" композитора Джорджа Антейла. 

В музыке он выразил радикализм своего времени. И если среди вас есть аудиалы, то также предлагаю послушать это весьма красноречивое музыкальное высказывание. 

Мы видим, что искусство авангарда очень стремительное, порывистое, агрессивное, лихорадочное и даже, наверное, маниакальное. 

Оно разрушает старые формы, отталкивается от отрицания прежнего, а не от преемственности, как было когда-то раньше.

Это - революционное, а не эволюционное движение; кипучая смесь разных направлений, близких между собой только своим эпатажем, экспериментом и бунтарством. 

Можно сказать, что это было время огня: холеричный, рискованный, поиск новизны самовыражения. 

Для чего я всё это рассказываю? 

И почему вообще полезно искусство понимать?

Во-первых, такие знания развивают в нас когнитивную эмпатию, и то, что было раньше чужим, странным, далёким, теперь становится более близким и доступным. Мы видим картины прежней эпохи (или слышим её музыку), но теперь осознаём, о чём в них рассказано, и что это значило. Выучиваем как бы новый язык...

Во-вторых, в искусстве, словно в зеркале, отражается дух времени: его тревоги, надежды, печали и радости. И, обладая нужным знанием, мы можем понять, чем жили люди: посочувствовать им и приобщиться, тем самым, к общечеловеческому опыту. 

Любовь к себе. В стиле кубизм и поп-арт.
Любовь к себе. В стиле кубизм и поп-арт.

Понимание искусства даёт также удивительную грамотность, инструмент, благодаря которому можно стать чутким и к своему собственному времени: научиться улавливать его настроения, возможности, строить прогнозы, предчувствовать за появившимися новыми формами, цветом и звуками начало перемен...

На более личном уровне искусство даёт возможность на что-то откликнуться. 

Вот, например, вам понравилось творчество Марианны Веревкиной: и узнав о значении её картины, вы сможете лучше понять, что проявило себя внутри вас, какая ваша часть ожила и задвигалась, и в чём её смысл. Вы готовы к осознанию. 

Для тех, кто творит сам (допустим, рисует), любопытно поискать пересечения с другими художниками, их стилем, понять через это что-то и о себе. 

Например, я знала одну приятельницу, картины которой были точь-в-точь авангардизм.

Её пристрастия и вкусы в других областях также показались мне эксцентричными. 

Я знала ещё одну девушку, что писала свои тексты горячо, зло и задорно, словно футуристы прошлого. Эта манера вполне отвечала её агрессивному нраву, проявившему себя во всех прочих сферах жизни...

Или вот я сама - поклонник эпохи романтизма, страстный любитель прерафаэлитов, о которых напишу чуть позже.

Это тоже характеризует меня определенным образом.

Важным является и то, что любое произведение искусства предоставляет нам с вами психологический "контейнер": виртуальное место, куда можно положить свои переживания, и где они получат принятие и очищение, трансформацию в новые смыслы.

Это несложно понять, если вспомнить, как каждый из нас ощущал облегчение и надежду после прослушивания любимой или даже новой музыки. Знакомо многим, наверняка...

В данном случае музыка даёт нам "контейнер".

Хочу отметить , что к статье я решила приложить рисунки, которые сгенерировала нейросетью.

Подумалось, что так будет интереснее, чем знакомить вас с уже имеющимися шедеврами П.Пикассо, Марка Шагала, Оскара Кокошки, Кандинского, Эгона Шиле, Марианны Веревкиной или Отто Дикса...

Информации о них, с подробными комментариями искусствоведов, вы можете найти самостоятельно в открытых источниках.