Найти в Дзене

Опередивший время. North American XB-70 Valkyrie. Самый быстрый бомбардировщик в истории авиации США. Книга (часть 4).

Оглавление

Продолжаю рассказывать о самом быстром стратегическом бомбардировщике в истории авиации. Первая часть здесь. Вторая часть здесь. Третья часть здесь.

North American XB-70A Valkyrie на рулежной дорожке. Фотография сделана 21 сентября 1964 года, в день первого полета (tag 061122-F-1234P-017).
North American XB-70A Valkyrie на рулежной дорожке. Фотография сделана 21 сентября 1964 года, в день первого полета (tag 061122-F-1234P-017).

Глава 1. Часть 9. Отмена программы B70 и рост популярности Межконтинентальных Баллистических Ракет.

3 декабря 1959 года – дата, имеющая для моего рассказа не последнее значение. Морис Х. Стэнс, ответственный за бюджет в администрации Эйзенхауэра, и превозносивший достоинства межконтинентальных баллистических ракет, в сравнении с другими видами вооружения, лихорадочно искал способ сбалансировать “дебет с кредитом” в последний год пребывания Дуайта Эйзенхауэра на посту президента США. Мориса крайне заинтересовало исследование одной оперативной группы показавшее необходимость долгосрочной переоценки программы пилотируемых стратегических бомбардировщиков. Впоследствии, под влиянием этих, и других данных, ВВС объявили об отмене развёртывания системы вооружения B-70, и поручили компании North American, совместно с комитетом по программе B-70 WSPO, что в Дейтоне, предпринять шаги по переориентации программы на разработку только одного опытного прототипа XB-70. Все подряды на различное оборудование, дополнительные подсистемы и модули, также, были аннулированы, а субконтракты либо расторгли, либо переориентировали на другие авиационные программы. Продолжали разрабатываться только прототип XB-70, двигатель YJ93, система бомбометания, навигации и наведения ракет. Были в силе контракты на сверхсложное шасси самолета, систему резервного и вторичного энергоснабжения, систему управления перепуском воздуха (то есть воздузаборники двигателей с изменяемым сечением канала), систему отвода воздуха от ТРД (система слива пограничного слоя из впускных каналов и охлаждения воздухом всех ТРД на крейсерском сверхзвуке). А также - систему контроля окружающей среды (климата в кокпите и охлаждения компонентов), и центральную систему воздушных данных, записывавшую множество параметров в полете. Более того, первый полет единственного прототипа XB-70 был перенесен на январь 1963 года, а летные испытания уходили вплоть до 1967 года. Время было не на стороне Валькирии, поскольку уже в конце 1950-х и начале 1960-х межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) стали надежным вариантом доставки смертоносных ядерных зарядов, и к тому же - стоили в несколько раз дешевле, в сравнении с пилотируемыми воздушными кораблями. Более низкая первоначальная стоимость МБР, в сочетании с тем фактом, что им не требовался обученный экипаж для управления, привлекала военных стратегов. Сторонники тяжелых самолетов имели свои доводы на этот счет и, как следствие, разгорелись жаркие дебаты в стиле "ракеты против стратегических бомбардировщиков".

Валькирия в качестве носителя для межконтинентальных баллистических ракет. Рисунок от штатного художника ВВС США (U.S Air Force).
Валькирия в качестве носителя для межконтинентальных баллистических ракет. Рисунок от штатного художника ВВС США (U.S Air Force).

И так. Сторонники ракет утверждали, что межконтинентальные баллистические средства поражения, помимо более низкой стоимости, превосходной (по меркам тех лет) точности, и гарантированной межконтинентальной дальности, могли быстрым ударом намного более эффективно поражать заданные цели, превосходя пилотируемые бомбардировщики. Однако, сторонники бомбардировщиков возражали: "пилотируемые системы вооружения могут быть отозваны после взлета в любой момент....ведь, как только межконтинентальная баллистическая ракета покинет пусковую шахту, она безальтернативно поразит запрограммированную цель. Ее уже будет невозможно остановить или перенаправить". Кроме того, апологеты самолетов обосновывали необходимость в наличии флота бомбардировщиков тем аспектом, что, поскольку, межконтинентальной баллистической ракете требуется всего лишь 30 минут (или около того), дабы достичь своей цели, у сторон конфликта не будет достаточно времени для каких-либо переговоров относительно мирного решения. После запуска МБР одной из сторон высока вероятность развязывания тотальной ядерной конфронтации. Споры сие разгорались все сильнее и продолжались в течение многих лет. К тому же случилось всем известное событие. После сбития Lockheed U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса - 5 мая 1960 года - ПВО СССР доказало, что может "поразить муху в небе", как выразился Никита Хрущев. Более того, на подходе был легендарный МиГ-25 - высотный перехватчик с предельной скоростью 2.83 Маха (и даже более), способный перехватить любую высотную сверхзвуковую цель, включая, B58, SR-71 и B70. Об этом самолете рекомендую Вам посмотреть замечательный фильм “Генетика Перехватчика – МИГ 25” с ютуб канала Мальчик В Маске (Ютуб - https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=SoZXhbTFZ5I), а также, два стрима с этого же канала с участием Вячеслава Козлова - подполковника запаса ПВО СССР, и опытного летчика МиГ-25ПД. Именно фильм про МИГ-25 во многом вдохновил меня на написание своей дилетантской книги. Но вернемся к истории Валькирии.

Генерал Твининг, бывший начальник штаба ВВС, яро утверждал, что В-70 всецело нужны ВВС для проникновения вглубь территории Советского Союза, дабы осуществлять там поиск и уничтожение межконтинентальных баллистических ракет размещаемых на подвижных железнодорожных платформах. "Если в ВВС так думают, они сошли с ума", — ответил на это высказывание Эйзенхауэр. "Мы не собираемся искать мобильные базы МБР; мы собираемся наносить удары по крупным промышленным центрам и центрам управления". Ряд убедительных аргументов, в частности, сделанных начальником штаба ВВС США Томасом Д. Уайтом, и заместителем начальника отдела развития ВВС США Роско С. Уилсоном, все же привели к решению Конгресса перераспределить часть денег на программу B-70. Генерал Уайт представил аргументы для ВВС в пользу постройки самолета B-70. По его словам, страна не могла полностью полагаться на ракеты, поскольку еще ни одна из них никогда не испытывалась в реальных боевых условиях. И вновь напомнил, что ракеты нельзя было отозвать, в отличие от самолетов - бомбардировщики могли оставаться в воздухе вблизи района расположения цели и ожидать приказов, что давало президенту ряд рычагов при переговорах в кризисных ситуациях. Бомбардировщики усложнили бы задачу обороны, заставив ПВО врага защищаться от нескольких видов атак одновременно – межконтинентальных ракет и ядерных бомб. Наконец, возможно самое главное, бомбардировщики B-70 должны были служить демонстрацией военной мощи для всей планеты и оказывать тем самым мощное психологическое воздействие, как на союзников, так и на противников США. Ведь, как известно – самое лучшее оружие это то, что никогда не стреляло, и тем самым предотвратило войну. В 1960 году в авиационных кругах США часто цитировалось высказывание, что одна треть бомбардировщиков, из всего парка Стратегического Авиационного Командования, могла подняться в воздух в течение пятнадцати минут после того, как был отдан приказ – это была правда, и это соответствовало ожидаемому периоду предупреждения об атаке межконтинентальными баллистическими ракетами противника. Позже, эта цифра была доведена в работу до половины всего парка самолетов, в соответствии с внутренними регламентами SAC. Для лучшего противодействия угрозе межконтинентального удара Стратегическое Командование дополнительно планировало создать воздушные силы патрулирования и оповещения; другими словами, часть бомбардировщиков Командования всегда будет находиться в воздухе на дежурстве, дабы, в случае ядерной атаки, уцелеть и нанести ответный удар. В соответствии с так называемой системой "позитивного контроля" Стратегического Командования, бомбардировщики B-70 должны были взлететь при получении предупреждения об атаке, собираться в заранее назначенных точках и направиться к объектам противника. Их можно было отозвать в любое время, в случае ложной тревоги, но они, также, могли самостоятельно принять решение вернуться на базу в точке "положительного контроля" - если только командиры воздушных судов не получили специально закодированные приказы, так называемый "код начала", предписывающий продолжения миссии. Ядерное оружие на борту бомбардировщика было в неактивном (не боевом) состоянии до тех пор, пока командиру не отдавался приказа атаковать цель, поскольку для приведения ядерной бомбы в боевое состояние требовались скоординированные усилия нескольких членов экипажа.

(Доп. информация по теме: "How the Strategic Air Command Would Go to Nuclear War...Declassification of Red Dot "Emergency War Orders" from 1964 Opens Window into Strategic Operations SAC's Role in DEFCON System Detailed". Ссылка - https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/nuclear-vault/2019-02-25/how-strategic-air-command-would-go-nuclear-war)

В любом случае, по предписаниям ответственных лиц, ни бомбардировщики, ни межконтинентальные баллистические ракеты не могут начать атаку без приказа президента. Это означало, что межконтинентальные баллистические ракеты нельзя было запускать до тех пор, пока оружие противника фактически не ударит по объектам на территории США, или по территории странан-союзников. Ведь ракеты нельзя было отозвать так же, как бомбардировщики – требовалось полное подтверждение того факта, что США атакованы ядерными ракетами, дабы президент имел полное право на ответный удар. И многие джентльмены истерически всерьез опасались, что ядерная война может быть случайно спровоцирована, скажем, выводом на орбиту нового спутника, или случайным падением метеорита, что истолкуют как запуск межконтинентальной баллистической ракеты по США.

Стратегическое авиационное командование (SAC). Подземный командный пункт на авиабазе ​​SAC. Оффутт, Небраска, США, 1961 г. (Фото ullstein bild/Getty Images).
Стратегическое авиационное командование (SAC). Подземный командный пункт на авиабазе ​​SAC. Оффутт, Небраска, США, 1961 г. (Фото ullstein bild/Getty Images).

В размышлениях о том неспокойном времени (хотя когда оно будет спокойным ? Вопрос риторический) один журналист сообщил, что – цитирую - "... очень обнадеживают те слова, что мне сказали в прошлом году, в штаб-квартире SAC, и в этом году, в Пентагоне. А именно - американские военные допускают возможность попадания нескольких ядерных боеголовок по территории США, при чем - без инициирования ответного массированного возмездия". Я не думаю, что он иронизировал, поскольку одно из исследований на данную тему показало, что если бы крупные города США были атакованы ядерным оружием мощностью 250 мегатонн, то менее половины их населения подверглось бы тотальному уничтожению. Чиновники хладнокровно заявляли - общее число погибших может составить 20 миллионов человек, и это не обязательно нанесет ущерб нации с населением в 180 миллионов. Далее, в отчете говорилось, что "выпадение радиоактивных осадков не считается столь опасным, как принято оценивать". Если бы страна подверглась массированной ядерной атаке, большая часть ее населения могла бы выжить, просто оставаясь дома в течение нескольких дней - плюс, в таком случае, ущерб для всего остального мира не будет абсолютным.

В высших кругах ядерная война считалась в то время вполне возможным сценарием развития обычных локальных конфликтов, и по расчетам стратегов не вызвала бы полного уничтожения жизни на Земле. На самом деле, нападения на города и населенные пункты считались наиболее спорным способом применения ядерного оружия, даже в качестве возмездия. Нужно аннигилировать военные промышленные центры, а не соревноваться в бессмысленном уничтожении мирного населения. Аргумент противодействия основан на нападении на вооруженные силы соотносящиеся возможностям противника - города будут атакованы только в том случае, если в них есть военные цели. 31 июля 1960 года Конгресс утвердил дополнительные ассигнования в размере 75 миллионов долларов, тем самым, на 61 финансовый год, увеличив общие ассигнования по программе B70 до 365 миллионов долларов. Эта сумма позволила бы North Amercan Aviation завершить постройку первого прототипа XB-70, а также, построить один образец для статических стендовых испытаний, возобновить работы по всем программам субподрядчиков, и произвести 12 серийных B-70, правда много позже, разумеется. А с такими межконтинентальными баллистическими ракетами, как "Atlas" от Convair, "Titan" от Martin, и "Minuteman" от Boeing, которые разрабатывались совместно с носителями MPB Boeing B-52G/H, и B-70 от North American, концепция смешанных стратегических сил должна была стать реальностью – до селе невиданным по эффективности оружием. Политики выступали за наличие обоих типов систем вооружения. Эйзенхауэр уважал начальника Штаба ВВС генерала Уайта, как за его верные решения, еще со времен Второй Мировой, так и за высочайший интеллектуальный уровень Томаса. Но президент, также, знал, что Уайт давит на него как на официального представителя крупного бюрократического учреждения, поскольку на карту поставлены собственные корыстные интересы генерала. В связи с чем президент не принял обоснование Уайта в отношении необходимости наличия системы вооружения B-70, заявив начальнику штаба ВВС, что роль стратегического бомбардировщика вполне успешно может выполнить и B-52, ведь к тому времени, когда B-70 будет готов вступить в строй, его роль с успехом возьмут на себя ракеты.

Ракета Minuteman 1 на стартовой площадке мыса Канаверал, 1960 год.
Ракета Minuteman 1 на стартовой площадке мыса Канаверал, 1960 год.

Глава 1. Часть 10. Смена идеологии, столкновение культур.

Вскоре после своего избрания 35-м президентом Соединенных Штатов, Джон Ф. Кеннеди в Белом Доме выступил с весьма неоднозначным заявлением касательно программы B-70. И это было весьма странно, ведь 2 ноября 1960 года, находясь еще в должности сенатора, Кеннеди произнес речь на площади Хортон, в Сан-Диего, во время которой сказал: цитата "... В этом году, благодаря усилиям сенатора Энгла, и других высокопоставленных лиц, Конгресс Соединенных Штатов выделил 300 миллионов долларов на программу B-70, которую я полностью поддерживаю. Мы не могли добиться от администрации выделения средств до этой недели. Это прогресс". Четыре месяца спустя, после своего избрания, Кеннеди фактически приговорил B-70 как перспективный бомбардировщик, когда, следуя указаниям министра обороны Роберта Макнамары, президент, в марте 1961 года, опубликовал официальное заявление. В документе ,в частности, говорилось, что предстоящие возможности межконтинентальных баллистических ракет США "... делают ненужной и экономически неоправданной разработку B-70 как полноценной системы вооружения". Точка. Как обычно – это политики. Люди…весьма переменчивые, с учетом своей выгоды.

John Fitzgerald Kennedy известный также как JFK (Джей-Эф-Кей).
John Fitzgerald Kennedy известный также как JFK (Джей-Эф-Кей).

Президент, также, рекомендовал, чтобы программа B-70 “была продолжена в исследовательском статусе для всестороннего изучения проблем полета со скоростью, в три раза превышающей звуковую, и соответствующего анализа планера, что потенциально полезно при использовании в варианте бомбардировщика”. Все это подкреплялось разработкой лишь небольшого количества самолетов-прототипов и связанных с ними систем бомбометания, навигации и т.д. К этому времени успешные запуски первой американской МБР "Atlas" подтвердили перспективность ракетного оружия и поставили под сомнение саму необходимость наличия пилотируемых бомбардировщиков. Но, главное, появление в СССР первых дальних мобильных зенитных ракетных комплексов заставило сделать вывод, что по уязвимости сверхзвуковой В-70 будет не намного лучше дозвукового В-52. Такое все более распространявшееся мнение в дальнейшем подтвердилось, но, в то время, абсолютной уверенности в подобных прогнозах не было, и программа самолета В-70 вступила в полосу неопределенности, продолжавшуюся в течение почти пяти лет. Министр обороны Макнамара остановил серийное производство B-70 в апреле 1961 года, разрешив строительство только трех самолетов, что должны были быть завершены не как прототипы бомбардировщиков, а как исследовательские машины. 10 апреля фирма North American получила пересмотренный контракт на постройку трех самолетов XB-70, при этом, создание версии YB-70 для стендовых испытаний было отменено. Постановлением от 31 июля, из 365 миллионов долларов ассигнований, уже выделенных Конгрессом на 61 финансовый год, под программу было направлено только около 75 миллионов долларов, а дата первого полета первого самолета снова была перенесена, на этот раз - на декабрь 1963 года. А теперь, нужно поговорить о человеке, который имеет прямое отношение к пересмотру и сокращению объема программы B70.

Роберт Стрейндж Макнамара родился в Сан-Франциско Калифорния: предприниматель-управленец, восьмой министр обороны США, служивший стране при Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне с 1961 по 1968 год. Макнамара окончил среднюю школу в Пьемонте, Калифорния, в 1933 году, а в 1937г закончил Калифорнийский Университет в Беркли по специальности "Экономика", а в 1939 г - Гарвардскую школу бизнеса. Макнамара год проработал в бухгалтерской фирме Price Waterhouse в Сан-Франциско. В августе 1940 года он вернулся в Гарвард, чтобы преподавать бухгалтерский учет, став самым высокооплачиваемым и самым молодым доцентом (ассистентом профессора, как указывается в англоязычной литературе) того времени. После участия в программе по обучению офицеров военно-воздушных сил, с использованием аналитических подходов, ранее применяемых в бизнесе, в начале 1943 года поступил на службу в вооруженные силы, в звании капитана, прослужив большую часть Второй Мировой Войны в Управлении статистического контроля ВВС США (Army Air Forced Office of Statistical Control). Одной из основных обязанностей Роберта был анализ эффективности действий американских бомбардировщиков Boeing B29 , под командованием генерал-майора Кертиса Лемея, и на территории Китая, и на Марианских островах. Как Вы понимаете мистер Стрейндж любил числа и подсчёты. С окончанием войны Макнамара оставил военную службу, в 1946 году, в звании подполковника, заслужив орден легиона Почета (Legion of Merit) (надеюсь, перевел правильно). Но, Макнамара был не один - как и любой политик, он имел союзников. Они в истории Валькирии оставили свой след как ”Вундер-Кинды” (Whizz Kids - англ.) или “одаренные дети”.

Глава 1. Часть 11. "Whizz Kids" – Одаренные дети.

В 1946 году Макнамара, под влиянием полковника Чарльза «Текса» Торнтона (с которым Роберт вместе служил), устроился на работу в Ford Motor Company. Торнтон сообщил другу, что в журнале Life есть статья рассказывавшая об острой необходимости в осуществлении квалифицированно проведенной реорганизации для фирмы. Но почему же нам с Вами это должно быть интересно ? Дело вот почему - Макнамара был одним из так называемых десяти бывших офицеров времен Второй мировой войны, известных в Ford как "Whiz Kids" – Одаренные Дети, или вундеркинды, если угодно. Они помогли компании победить административный хаос, остановить, а затем, и полностью устранить все убытки при помощи внедрения на производстве современных систем планирования, организации рабочего процесса, и управления предприятием. Начав с должности менеджера по планированию и финансовому анализу, Макнамара быстро и методично дошел до верха, дослужился, скажем так. Прошел весь ряд руководящих должностей высшего уровня. Оппоненты утверждали, что приверженность Макнамары рационализму — его своеобразный фетиш на числах и диаграммах — скорее мешала, чем улучшала способность Роберта постигать реальность. Если говорить вкратце, то его вера в числа, коими объясняются все процессы (как считал Макнамара), привела к закрытию программы B70. Но об этом я буду говорить более подробно далее.

Первая Валькирия в полёте. Бортовой номер 20001.
Первая Валькирия в полёте. Бортовой номер 20001.

После своего избрания на пост президента, Джон Ф. Кеннеди, сначала, предложил пост министра обороны Роберту Ловетту, ранее занимавшему этот пост при Трумэне. Ловетт отказался, но порекомендовал Макнамару. Кеннеди послал Сарджента Шрайвера чтобы тот обратился к Макнамаре по поводу вступления в должность либо при Министерстре Финансов, либо при Министерстве Обороны. И все это - менее чем через пять недель после того, как Макнамара стал президентом Ford. Макнамара немедленно отверг должность министра финансов, но принял приглашение Кеннеди стать министром обороны, при условии, что президент заверит его во всеобъемлющих полномочиях Роберта полностью контролировать министерство обороны, подчиняясь только высшей власти в лице президента как главнокомандующего. Да, от предложенного поста министра обороны Макнамара, разумеется, отказываться не стал, хотя переезд из Детройта (столицы автомобильной империи Форда) в Вашингтон стоил ему трех миллионов долларов в год: пост министра обороны был гораздо менее оплачиваемой должностью, чем президента "Форд Мотор Компани". Известно, что Макнамара не питал симпатии к вооруженным силам в целом, и к ВВС в частности — он был невысокого мнения о своем бывшем начальнике - генерале ЛеМее - неодобрительно относился к его методам статистического учета, и легко "находил недостатки" в системах вооружения, которые предпочитал ЛеМэй. Это сразу поставило их в прямую конфронтацию по поводу проекта B70. Роберт считал, что на такие системы вооружений тратится слишком много денег, и предпочитал аккуратность и – подчеркну - кажущуюся экономичность межконтинентальных баллистических ракет с сопутствующей им теорией гарантированного взаимного уничтожения. Хоть ранее Макнамара не особенно глубоко разбирался в вопросах обороны, тем не менее, следует отдать ему должное - он погрузился в предмет, быстро получил нужные знания, и вскоре начал внедрять философию управления "активной роли". По его собственным словам, нужно было "обеспечивая агрессивную постановку задач, и грамотный выбор альтернативы, предлагать цели и, в конечном счете, стимулировать прогресс". Он отверг радикальные организационные изменения, такие как предложенные группой, назначенной Кеннеди (во главе с сенатором Стюартом Саймингтоном), которые упразднили бы военные ведомства, заменили Объединенный Комитет Начальников Штабов (JCS- Joint Chiefs of Staff) на одного единственного исполняющего обязанности человека, и организовали бы всего три функциональных объединенных команды. Кстати, о Саймингтоне я говорил в моем предыдущем фильме посвященном легендарным самолетам – летающим крыльям Джона Нортрорпа – футуристичным бомбардировщикам XB35 и XB49. Ссылка - https://www.youtube.com/watch?v=Lb-dpnCFzcg&t. Макнамара согласился с необходимостью наличия отдельных служб, но был полон решимости преобразовать всю структуру Министерства обороны, утверждая, что "... в конце концов, у нас должна быть одна оборонная политика, а не три противоречивых. Работа Секретаря, и его сотрудников – убедить, что эта единая политика работает". И тут невозможно с ним не согласиться. Тем не менее, подобно новоявленному монарху, Роберт Макнамара окружил себя группой тех самых "экспертов" из Rand Corporation, унаследовавших несколько пренебрежительное прозвище «Одаренные дети» (The Whiz Kids), о котором я говорил ранее, и прибывших вершить великие деяния вместе с Макнамарой из Ford Motor Company в Министерство обороны США (United States Department of Defense - DoD). Цель одаренных детей состояла в том, чтобы в ядерной эпохе сформировать современную оборонную стратегию путем внедрения экономического анализа, разработки управленческих методов, использования теории игр, новейших высокопроизводительных ЭВМ , а также, внедрения современных систем управления для координации огромных масштабных операций Министерства Обороны с такими методами, как например, “Система планирования, программирования и бюджетирования (PPBS- Planning, Programming, and Budgeting System (PPBS). В группу входили (среди прочих): Гарольд Браун, Ален Энтховен, Патрик Гросс, Уильям Кауфманн, Ян Лодал, Фрэнк Николац, Мертон Джозеф Пек, Чарльз О. Россотти, Генри Роуэн, Иван Селин, Пьер Спрей и Адам Ярмолинский. (Harold Brown, Alain Enthoven, Patrick Gross, William Kaufmann, Jan Lodal, Frank Nicolai, Merton Joseph Peck, Charles O. Rossotti, Henry Rowen, Ivan Selin, Pierre Sprey and Adam Yarmolinsky).

Первая Валькирия и самолёт визуального контроля Convair TB-58.
Первая Валькирия и самолёт визуального контроля Convair TB-58.

The Whiz Kids воспылали страстью изобрести мир, в котором все решения можно было бы принимать только на основе цифр — идеал, которого до сих пор рекомендуют придерживаться многие курсы по магистрату делового администрирования (MBA- Masters of Business Administration) и консалтинговые фирмы. Находить силу, и утешение, в присвоении ценности тому, что можно было бы измерить, и намеренно игнорировать все остальное. Возможно, не будет преувеличением сказать, что "вундер кинды" спасли, а затем, чуть не уничтожили экономику США. Но их подход ,в конечном итоге, приведет к падению качества производимых в стране автомобилей – отчасти послуживший началу вторжения японских марок на внутренний рынок Штатов. Вот такие превратности истории, господа. Доктрина от "Whiz Kids" также, возможно, несет ответственность о затянувшемся участии Америки в войне во Вьетнаме – много позже 1965 года - что привело к появлению, в тот период, весомой доли жертв из общего числа в 58 209 пострадавших - и миллионам погибших граждан и военнослужащих Вьетнама. Тем не менее, у медали две стороны - было много правильных идей. Вундер Кинды привнесли дисциплину аналитических расчетов для армии и американского бизнеса, которые отчаянно в ней нуждались…но старались одаренные джентельмены слишком сильно, тем самым непреднамеренно качнув маятник слишком далеко в противоход.

Что до корпорации "Rand Corporation" (Research and Development), то она была создана в 1946 году. RAND (англ. РЭНД — аббревиатура от Research and Development — "Исследование и разработка") — американская некоммерческая организация, которая выполняет функции стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства США, вооружённых сил и связанных с ними организаций. Центр был основан в 1948 году, в Санта-Монике, уже знакомыми Вам Генри Харли Арнольдом, Дональдом Уиллсом Дугласом и Кёртисом Лемеем, как партнёрство между американскими ВВС, и компанией Douglas Aircraft, что послужило подспорьем для конструирования самолётов, ракетной техники и космических спутников. С начала 1950-х RAND работала по заказам американских правительственных организаций, проводя исследования по военно-техническим и стратегическим аспектам актуальных проблем национальной безопасности. С начала 1960-х специалисты RAND занимались вычислительной техникой и программированием. Помимо этого, ранние проекты этой организации включали в себя задачи системного анализа, решения которых применялись в космической программе США. В мае 1948 года Project RAND отделился от Douglas и стал независимой некоммерческой организацией. Первоначальный капитал для разделения поступил от фонда созданного маркой Ford: неофициальные обсуждения с представителями Фонда Форда привели к заключению соглашения, в июле 1948 года, о беспроцентной ссуде от фонда и предоставления гарантий по кредиту для RAND от частного банка – словом, Форд, как я понял, выступал поручителем. Всего для управления новой корпорацией было выделено 1 миллион долларов. Четыре года спустя дополнительное кредитование от фонда позволило развернуть ряд исследовательских программ (доп.информация по теме - https://www.rand.org/about/history.html ).

Вид на North American XB-70 "Valkyrie" и Lockheed YF-12 из под крыла Martin B-57 Canberra. Середина шестидесятых.
Вид на North American XB-70 "Valkyrie" и Lockheed YF-12 из под крыла Martin B-57 Canberra. Середина шестидесятых.

С 1950-х годов центр RAND играл важную роль в определении военной стратегии США. Их наиболее заметным вкладом является проработка доктрины ядерного сдерживания путем гарантированного взаимного уничтожения (MAD - Mutually Assured Destruction), разработанная под руководством министра обороны Роберта Макнамары, и основанная на исследованиях RAND в области теории игр. Теория игр, как я понимаю, относится к ветви прикладной математики, которая используется в социальных науках, прежде всего в экономике, а также в биологии, технике, политологии, международных отношениях, информатике и философии. Теория игр пытается математически описать поведение в стратегических ситуациях, или играх, в которых успех человека в принятии решений зависит от выбора других. Первоначально разработанная для анализа состязаний, в которых один человек добивается большего за счет другого (игры с нулевой суммой), она была расширена для рассмотрения и анализа широкого класса взаимодействий, классифицирующийся по нескольким критериям. Несоизмеримо большим вкладом военного стратега и футуролога - Германа Кана (Herman Kahn) – в оборонную доктрину США стал ряд теоретических изысканий, разработанных им во время холодной войны, и направленных на осмысление «немыслимого», а именно - ядерной войны, с использованием теории игр — поэтому его часто называют отцом сценарного планирования. Кан считал ядерную стратегию массированного возмездия, превалировавшую в администрации Эйзенхауэра, несостоятельной, грубой и потенциально дестабилизирующей международную обстановку. Возможно, «новый взгляд» на доктрину мог привести к ядерной атаке Советского Союза на США поскольку СССР мог предвидеть любые обычные, локальные военные действия во всем мире, в которых были замешаны США, например, в Корее или Африке, и ядерным ударом по базам Американских бомбардировщиков немедленно устранить ядерную угрозу со стороны Штатов, принуждая Янки к наземной войне, которой они так стремились избежать.

Herman Kahn. Герман Кан -  американский физик и один из основателей Гудзоновского Института (Hudson Institute) , считающийся одним из выдающихся футуристов второй половины двадцатого века. Первоначально он приобрел известность как военный стратег и системный теоретик , работая в корпорации RAND . Кан проанализировал вероятные последствия ядерной войны и рекомендовал способы повышения "живучести" во время холодной войны . Кан изложил идею "выигрышного (winnable)" ядерного обмена в своей книге 1960 года "On Thermonuclear War".
Herman Kahn. Герман Кан - американский физик и один из основателей Гудзоновского Института (Hudson Institute) , считающийся одним из выдающихся футуристов второй половины двадцатого века. Первоначально он приобрел известность как военный стратег и системный теоретик , работая в корпорации RAND . Кан проанализировал вероятные последствия ядерной войны и рекомендовал способы повышения "живучести" во время холодной войны . Кан изложил идею "выигрышного (winnable)" ядерного обмена в своей книге 1960 года "On Thermonuclear War".

В 1960 году Кан опубликовал книгу «О термоядерной войне» (On Thermonuclear War), в которой основывал свою теорию на двух предпосылках – одной очевидной, а другой - весьма спорной. Во-первых, ядерная война, очевидно, была более чем осуществима, поскольку в то время Соединенные Штаты и Советский Союз уже располагали огромными ядерными арсеналами, нацеленными друг на друга. Во-вторых, как и в любой другой войне, в ней можно было – что удивительно - победить. Это привело к весьма комичным утверждениям, что Кан стал одним из прототипов главного героя фильма Стэнли Кубрика - "Доктор Стрейнджлав, или как я научился перестать беспокоиться и полюбил бомбы". (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb). В ленте повествуется об одержимых коммунистах (куда ж без них в те времена), намеревающихся украсть у американцев их "бесценные телесные соки". По сюжету, командир военно-воздушной базы, генерал Джек Д. Риппер, узнав об этом, посылает эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием бомбить СССР. Президент США Маффли пытается спасти положение — он собирает своих советников, включая доблестного генерала Тергидсона, и прикованного к инвалидной коляске бывшего нацистского ученого доктора Стрейнджлава, для обдумывания ситуации. Но вернемся к нашей истории, в которой два других вундеркинда, из группы Макнамары, сыграют свою роль в судьбе B-70 намного позже. Но, о некоторых из них, определенно стоит поговорить чуть более обстоятельно . И так – на очереди Гарольд Браун (Harold Brown), первоначально служивший заместителем министра обороны по исследованиям и разработкам (Director of Defense Research and Engineering), а затем, ставший министром ВВС. Убежденный сторонник ядерных программ США - физик Гарольд Браун - стал главным техническим советником госсекретаря Макнамары. Один офицер ВВС, ссорившийся с Брауном из-за разваливающейся программы бомбардировщика RS-70, говорил о нем: "Он ужасно дерзкий и слишком самоуверенный". Получив докторскую степень в Колумбийском университете, в возрасте 21 года, Браун на протяжении 1950-х годов работал в Радиационной Лаборатории Калифорнийского Университета (University of California’s Radiation Laboratory), где проводил исследования в области разработки и применения ядерных взрывных устройств, методов обнаружения ядерных взрывов и контролируемого высвобождения термоядерной энергии.

Второй господин - Генри Роуэн (Henry S. Rowen) - что ранее был заместителем помощника министра обороны по вопросам политического планирования и национальной безопасности (Deputy Assistant Secretary of Defense for policy
planning and national security affairs), а также, много позже стал вхож в оборонные ведомства через Rand Corporation. Роуэн Закончил Массачусетский технологический институт MIT, обучался в Оксфорде. Роуэн в своих работах сосредоточился на стратегических задачах будущего, а не на повседневных оборонных программах. Ясно выражающий мысли, и разносторонний в своих интересах, которые могли быть связаны как с НАТО, так и с партизанской войной (автор книги не утоняет, о какой именно войне идет речь) — Роуэн работал в RAND над обширным исследованием по вопросу расположения военных баз. Важное исследование, что в итоге превратилось в полный сравнительный обзор американской и советской стратегической авиации. О нем говорили что “как только он касается какой либо чувствительной темы - важного вопроса - военные начинают вопить. Но он всегда знал, о чем говорит”.

Генри Роуэн, один из ведущих эксперт по политике. Фото сделано в его кабинете - в Бюджетном Бюро (Budget Bureau). Вашингтон, 1966 год. Фото George Tames/The New York Times.
Генри Роуэн, один из ведущих эксперт по политике. Фото сделано в его кабинете - в Бюджетном Бюро (Budget Bureau). Вашингтон, 1966 год. Фото George Tames/The New York Times.

Макнамара в оборонной политике делал упор на всеобъемлющий системный анализ (systems analysis), заявляя, что, хотя страна и может позволить себе любой уровень расходов, требуемый национальной безопасностью, министерства должны проверять распределение финансирования и обеспечивать разумное расходование денег налогоплательщиков. Применение численного анализа, разбивающего все до наименьшего общего знаменателя, и последующая критическая оценка всех вариантов – это и было оптимальным подходом, по мнению Роберта. Тем не менее, институт системного анализа Макнамары, как основа для принятия ключевых решений по требованиям к вооруженным силам, системам вооружений, и другим вопросам армии, вызывал много споров. Двое других сторонников Макнамары - Ален Энтховен (Alain C. Enthoven) и Уэйн Смит (K. Wayne Smith) - описывали эту концепцию так: "Во-первых, слово "системы" указывает на то, что каждое решение следует рассматривать в настолько широком контексте, насколько это необходимо... Слово "анализ" подчеркивает необходимость свести решение сложной проблемы к ее разбору на составные части, для лучшего понимания. Системный анализ берет сложную проблему и раскладывает ее на весь спектр значимых факторов так, чтобы каждый из них можно было изучить по отдельности наиболее подходящим для него методом".

Минутка юмора =). Первый полёт Валькирии. Фото из книги “Valkyrie: The North American XB-70- The USA's Ill-Fated Supersonic Heavy Bomber. by Graham M. Simons (Nov. 2011).
Минутка юмора =). Первый полёт Валькирии. Фото из книги “Valkyrie: The North American XB-70- The USA's Ill-Fated Supersonic Heavy Bomber. by Graham M. Simons (Nov. 2011).

Энтховен и Смит сказали, что они использовали в составе аналитических групп,в основном, гражданских лиц, дабы получить, в итоге, наиболее независимые друг от друга точки зрения при планировании задач для вооруженных сил. Кстати, Макнамара продемонстрировал неприятную тенденцию гораздо меньше принимать во внимание советы военных, нежели предыдущие министры обороны, и часто отвергал мнение компетентных "служивых людей". Это способствовало росту его непопулярности среди руководителей ведомств. Многие считали системный анализ не то чтобы объективным, а на самом деле весьма субъективным – так как будучи "настроенным (по числовым параметрам учета)" гражданскими лицами, под руководством приспешников министра обороны, оправдывавших и поддерживавших принятые решения Роберта, такой системный анализ становился средством достижения целей определенных влиятельных чинов. В данном контексте теории игр, и закулисных интриг внутри министерства… дерзну предположить – это могло случиться. Соответственно, спустя какое-то время, Макнамара применил все свое умение обращаться с цифрами и к программе XB-70, и к доводам генерала Кёртисса ЛеМея. По словам специального советника Теда Соренсена, Кеннеди считал Макнамару цитата "...звездой своей команды, обращаясь к нему за советом по широкому кругу вопросов, порой выходящих далеко за рамки национальной безопасности, включая деловые и экономические вопросы".

Первоначально основная политика, изложенная президентом Кеннеди в послании Конгрессу от 28 марта 1961 года, предписывала министру Макнамаре переориентацию оборонной программы. Поскольку ранее Кеннеди отверг концепцию нападения – “первого ядерного удара” - и подчеркнул необходимость создания адекватных стратегических вооружений, и соответствующей системы обороны, для противодействия ядерному нападению на территорию США и их союзников. Оружие США, утверждал он, должно постоянно находиться под командованием власти и контролем со стороны гражданского населения, а позиция по национальной обороне должна быть - цитата "... направлена ​​на уменьшение опасности развязывания войны - иррациональной и непреднамеренной мировой войны". Основная задача заокеанских сил США, сотрудничавших с союзниками, заключалась в том, чтобы "…предотвратить неуклонное разрушение свободного мира посредством локальных войн". Таким образом, Кеннеди и Макнамара отказались от доктрины массированного возмездия в пользу применения гибкого реагирования. Соединенные Штаты хотели иметь право выбора в случае появления чрезвычайной ситуации, право на выбор не только из двух вариантов: "…либо бесславного отступления, либо неограниченного возмездия", как выразился президент. В результате инициированного Макнамарой, в 1961 году, скрупулезного анализа проблем , стоящих перед Соединенными Штатами, министром был принят ряд мер направленных на увеличение возможностей страны по ведению "ограниченной войны без применения ядерного оружия". Меры имели большое значение и далеко идущие последствия - Макнамара отказался от политики массированного возмездия президента Дуайта Д. Эйзенхауэра в пользу гибкой стратегии реагирования.

Два одних самых быстрых летательных аппаратов, созданных фирмой North Amercanб рядом - XB70 и X15. Фото NASA (NIX-E-17242), 1967 год. На фото X-15A-2 с подвесными баками и абляционным покрытием (Источник и доп.инфо - https://www.dvidshub.net/image/698188/x-15-and-xb-70-parked-nasa-ramp).
Два одних самых быстрых летательных аппаратов, созданных фирмой North Amercanб рядом - XB70 и X15. Фото NASA (NIX-E-17242), 1967 год. На фото X-15A-2 с подвесными баками и абляционным покрытием (Источник и доп.инфо - https://www.dvidshub.net/image/698188/x-15-and-xb-70-parked-nasa-ramp).

Следуя указаниям своих советников-рационалистов из Корпорации RAND, имевшей на тот момент уже ставший знаменитым аналитический центр, буквально переполненный умнейшими математиками и теоретиками игр, Макнамара сумел найти альтернативу в виде доктрины противодействия силе. В соответствии с ней Соединенные Штаты попытались бы ограничить обмен ядерными ударами, первоначально нацелив ракеты только на военные силы и стратегически важные объекты противника. Идея заключалась в следующем – во время вероятного конфликта держать советские города, в своего рода, заложниках , угрожая нанесением последующего удара, дабы попытаться контролировать эскалацию конфликта и предотвратить возмездие со стороны СССР

30 июня 1961 года президент Кеннеди привел к присяге генерала Кертиса Лемея в качестве начальника штаба ВВС США. В своей речи Джон сказал: "Я хочу выразить наше всеобщее удовлетворение тем, что генерал ЛеМей принял на себя эту большую ответственность. Он был одним из самых выдающихся боевых командиров времен Второй Мировой войны, сыграл важнейшую роль в развитии Стратегического Авиационного Командования, подняв его до нынешней высочайшей точки - великого щита Соединенных Штатов в свободном мире. Он привнесет в обязанности Начальника Штаба свой многолетний опыт службы в ВВС, а также - широкое понимание проблем, ответственности и возможностей, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты при выполнении наших обязательств по всему миру. Лично для меня, как для президента, это источник большой радости, ибо я всегда могу положиться на его добрый совет как выдающегося американца, и члена Объединенного Комитета начальников Штабов (Chiefs of Staff). И я думаю - тот факт, что здесь так много представителей Конгресса от обеих партий, свидетельствует о большом уважении, которым ЛеМей обладает в стране. Итак, генерал, мы хотим сказать, что лично от себя, а также от лица президента, все мы очень рады приветствовать вас в качестве нового Начальника Штаба ВВС США, и члена Объединенного Комитета начальников Штабов".

И тут начинается самое интересное. В должности начальника штаба ВВС ЛеМэй неоднократно конфликтовал и с Макнамарой, и с министром ВВС Юджином Цукертом (Air Force Secretary Eugene Zuckert), и председателем Объединенного Комитета Начальников Штабов - генералом армии Максвеллом Тейлором (Joint Chiefs of Staff, Army General Maxwell Taylor). И да – вы уже догадались – в мире политиков ничто не остается безнаказанным. Но, забегая вперед, отмечу, что в случае Ле-Мея разменной монетой стала его любовь к Валькирии - воздушные флоты из сотен B70, смотревшиеся бы гротескно и агрессивно в своей монументальности – могли бы показать величии страны, за интересы которой Кертис сражался всю свою жизнь, будь то поле боя, или кабинеты генералитета. И так. В то время бюджетные ограничения, и последовательная смена стратегии ведения будущей ядерной войны привели к тому, что вооруженные силы постоянно перестраивались. Каждый из родов войск постепенно отказывалась от реалистичных оценок будущих конфликтов – отбрасывая в сторону якобы устаревшие правила - в пользу развития собственного ядерного и неядерного потенциала. В разгар этой отчасти абсурдной борьбы армия США, ради получения ассигнований, даже реорганизовала свои боевые дивизии таким образом, что они могли вести сухопутные войны на полях сражений, подвергшихся радиоактивному облучению , при помощи пушек и минометов стреляющих ядерными боеприпасами. ВМС США, в свою очередь, предложили доставлять стратегическое ядерное оружие с суперавианосцев (super-carriers), предназначенных для нахождения в пределах недосягаемости советских сил ПВО, но достаточно близко от границ СССР. Из всех этих перипетий только командная структура Стратегического Авиационного Командования Лемея пережила, или избежала, полной реорганизации в столь стремительно меняющейся реальности послевоенных конфликтов.

North American Aviation XB-70A-2-NA 62-0207 впервые взлетает c полосы завода AF 42, 17 июля 1965 г. (Фото ВВС США).
North American Aviation XB-70A-2-NA 62-0207 впервые взлетает c полосы завода AF 42, 17 июля 1965 г. (Фото ВВС США).

Генерал ЛеМэй разделял презрение Уайта к "вундеркиндам" (Whizz Kidds), в целом, и к Макнамаре, в частности. Он считал, что гражданские лица узурпировали некоторые направления, в коих исконно требовался опыт военных. По аналогии Лемея, Макнамара был безрассудным любителем, вдруг начавшим руководить министерством обороны, как "... администратор больницы, который не встречал пациентов, а пытался сразу практиковать операции на головном мозге". Раздраженный железной хваткой Макнамары, что вцепился в программы ВВС, ЛеМэй спрашивал друзей: "... было бы намного хуже, если бы Хрущев был министром обороны?". Более жестко ЛеМэй оценивал министра Макнамару как обладающего "... напыщенной уверенностью" в том аспекте, что США гарантированно могут нанести эффективный ответный удар межконтинентальными баллистическими ракетами. У Макнамары репутация демонстрировала отрицательный рост во многом из-за того, что он полагался исключительно на статистику, и мало на что другое. Если бы существовал какой-то аспект, что он не мог бы свести к числам или диаграмме, был бы хороший шанс, что он бы усомнится в его ценности. В-70 являлся чрезвычайно сложным самолетом - программа его разработки является невероятно дорогой и необъятно трудоемкой. По меркам любого времени. Из-за этого Макнамаре и не нравилась программа B-70. Несмотря на его более поздние заверения в обратном, есть веские доказательства того, что он не принимал никаких доводов о потенциале самолета как эффективного стратегического сверхзвукового бомбардировщика. Иной раз он утверждал, что B-70 и вовсе не может использоваться для сброса обычных бомб и способен всего лишь запускать в полете тактические ударные или крылатые ракеты малой дальности. Это надуманное отсутствие у самолета потенциала в роли бомбардировщика, способного приносить демократию посредством свободнопадающих неуправляемых бомб, и было использовано Макнамарой как одна из причин для дискредитации всей программы B-70. Тем не менее, Макнамара хотел, чтобы ВВС внедрили особую 24-х часовую программу готовности бомбардировщиков – вплоть до того, что некоторые машины находились бы в воздухе практически целые сутки, на тот случай, если противник соберется нанесёт внезапный удар, что поставил бы весь стратегический воздушный флот под угрозу. И все равно, офицеры ВВС не могли сравниться с командой "вундеркиндов" по эффективности использования аналитических методов, а значит – проигрывали эту закулисную битву. Ведь когда Ален Энтховен свидетельствовал перед Конгрессом, он завалил ученых мужей диаграммами и графиками, показывающими, насколько - цитата "...B-70 привнесет мало дополнительной огневой мощи при огромных затратах на его создание". Тем не менее, военные отвергли доводы Вундеркиндов о том, что сгенерированная компьютером "истина" даст много лучшие ответы, недели суждения и опыт людей действительно участвовавших в войнах.

B-47, B-52, B-36 - главные ударные аппараты Стратегического Командования, что должны были уступить место новым машинам - B58, а затем и B70.
B-47, B-52, B-36 - главные ударные аппараты Стратегического Командования, что должны были уступить место новым машинам - B58, а затем и B70.

Генерал Уайт, только что ушедший с поста начальника штаба ВВС в отставку, комментировал действия нападавших на систему вооружения B-70 так: "Это так называемые профессиональные оборонные интеллектуалы. Я не верю, что многие из этих, часто самоуверенных, а иногда и высокомерных молодых экспертов, математиков, и других теоретиков, обладают достаточным повседневным опытом, или твердой мотивацией, дабы противостоять тому могущественному врагу, с которым мы можем столкнуться лицом к лицу". И тут с ним сложно не согласиться. Одно дело – считать цифры и знать их наизусть, и совсем другое - построить что-то работающее в реальной жизни. Несомненно, при разработке любого сложного изделия требуется провести ряд обширных расчетов. Но, ни в коем случае, нельзя полагаться слепо исключительно на синусы и косинусы без проведения масштабных натурных испытаний, без опыта реальной эксплуатации. Невообразимое число нереализованных проектов из авиации, танкостроения, кораблестроения и автоспорта тому пример. Однако, в наши дни, комментаторам на различных площадках, и школьникам, чьи родители только что купили для них смартфоны, безусловно, виднее, что и как считать. Вернемся к нашей истории.

Продолжение следует.

Для удобства прочтения книга будет публиковаться здесь, на Яндекс-Дзене, частями, по 10-15 страниц. И не забывайте подписаться на канал, чтобы ускорить выход новых частей, а также - не пропустить самое интересное (планирую делать книги про SR71, X15 и многие другие уникальные машины). Плюс, ваши подписки на мой Дзен помогают развитию канала. Также, загляните в мой телеграмм канал (https://t.me/race_cars_channel) где публикуются анонсы будущих проектов, и не только. Благодарю за внимание.

- Внимание ! - При написании своей книги по самолету XB70 я использовал следующие источники (книги, архивные фильмы, статьи и прочее), дабы у авиационных специалистов, и просто любителей истории авиации, не было сомнений в том, откуда бралась та или иная информация. Список источников будет пополняться по мере доводки книги. В целом, разделю источники на несколько групп. Ссылка на статью со списком источников - здесь.

-22