Найти тему
Поговорим?

"Автомобиль на пенсии – это не роскошь, а реальная необходимость": Дополнительные проверки и ограничения в отношении пожилых водителей

Оглавление

Пенсия – достаточно благодатное время, когда наконец-то можно хотя бы немного расслабиться и заняться любимыми делами: кто-то заново познаёт вкус рыбалки, кто-то готов дневать и ночевать на приусадебном участке, кто-то старается как можно больше посещать культурные места. У каждого свой формат отдыха. Но при столь большой разнице предпочтений и вкусов, у большинства видов отдыха есть одна общая черта – нужно преодолеть какое-то расстояние для достижения цели.

Пенсия – достаточно благодатное время, когда наконец-то можно хотя бы немного расслабиться и заняться любимыми делами.
Пенсия – достаточно благодатное время, когда наконец-то можно хотя бы немного расслабиться и заняться любимыми делами.

В современной России становится всё больше пожилых водителей. Просто потому, что трудовые годы пришлись на время финансового расцвета Российской Федерации, что и позволило многим нынешним пенсионерам в условиях экономической стабильности накопить средства на недорогого «железного коня». И, казалось бы свой собственный автомобиль – это лучший задел на счастливую старость! Но нет, в чужие планы и чаяния вновь и вновь вторгаются «уважаемые законодатели» самого разного уровня, которых хлебом не корми, но дай выпустить какой-то новый нормативный акт.

Самые опасные категории водителей

Наверное, многие водители согласятся с мнением, что на российских автомобильных дорогах самые опасные категории водителей – это «малолетки» на старых вёдрах, неуверенные в себе женщины (далеко не все) и очень-очень возрастные дедушки-«дачники», которые не торопясь едут вдаль по одним им известным делам.

...согласно которой пожилым гражданам могут не то, что запретить садиться за руль, но значительно ограничить возрастных водителей в правах.
...согласно которой пожилым гражданам могут не то, что запретить садиться за руль, но значительно ограничить возрастных водителей в правах.

На данный момент на уровне федеральных государственных ведомств обсуждается новая законодательная инициатива, согласно которой пожилым гражданам могут не то, что запретить садиться за руль, но значительно ограничить возрастных водителей в правах.

Причина такого «ново-старого» рассмотрения якобы кроется в заботе о гражданах, ибо возрастной водитель, по мнению многих чиновников, нередко становится либо «инициатором», либо участником ДТП из-за ухудшения своих физических и умственных кондиций, из-за которых достаточно запоздало реагирует на острые ситуации.

Так это или не так? Давайте обратимся к «упрямой» статистике, которая как раз «подоспела» к моменту написания статьи.

«Упрямая» статистика

Согласно самым «спелым» «дорожным» данным, прямо сейчас по дорогам Российской Федерации перемещается примерно 60 миллионов транспортных средств самых разных марок, категорий и габаритов. Подавляющее большинство водителей – это женщины и мужчины от 18 до 60 лет. Но следует признать, что прослойка водителей старше 60 лет всё-таки достаточно велика и растёт год от года. И это особенно наглядно заметно поздней весной, летом и в конце осени, когда все эти пожилые «дачники» садятся за руль своих автомобилей и начинают на постоянной основе курсировать из города в пригород и обратно.

Но следует признать, что прослойка водителей старше 60 лет всё-таки достаточно велика и растёт год от года.
Но следует признать, что прослойка водителей старше 60 лет всё-таки достаточно велика и растёт год от года.

К большому сожалению, действительно следует признать, что физическое состояние человека не улучшается с годами. И естественно, что водитель старше 60 лет за рулём уже не обладает такой реакцией, как 10, 20 и более лет назад. Однако многие адекватные водители не нуждаются в подсказках со стороны и достаточно здраво оценивают негативное влияние возрастных изменений на себя, отчего стараются компенсировать свои недостатки предельной аккуратностью вождения.

Единственное с чем я не могу не согласиться – чем человек становится старше по возрасту, тем он становится сентиментальнее и болезненнее реагирует на стрессовую ситуацию. Именно потому, что я лично становился свидетелем того, как пенсионер хватается то за голову, то за сердце, «поцеловав» другой автомобиль, я могу хоть как-то просмотреть логику и заботу в желании многих депутатов и чиновников запретить «позднее вождение». Но, скорее всего, такое «просматривание» – это моя очередная отчаянная, идеалистическая попытка найти хоть что-то хорошее там, где этого совершенно нет.

Насколько часто пожилые водители становятся виновниками ДТП (не участниками, а виновниками)? На этот вопрос может ответить ещё одна весьма показательная статистика за 2023 год, согласно которой только 1 из 10 виновников ДТП – это лицо мужского пола старше 60 лет.

«Ограничить нельзя помиловать»

1 из 10…

… Много это или мало? Пусть каждый читатель решает сам для себя, ибо 9 из 10 аварий всё-таки записывается «на счёт» «молодого-горячего» и зрелого поколения. Но если опираться только на эту статистику, то сразу кажется достаточно противоречивым решением чиновников и депутатов вообще публично обсуждать вопрос обограничении/лишении прав пожилых водителей.

...сразу кажется достаточно противоречивым решением чиновников и депутатов вообще публично обсуждать вопрос обограничении/лишении прав пожилых водителей.
...сразу кажется достаточно противоречивым решением чиновников и депутатов вообще публично обсуждать вопрос обограничении/лишении прав пожилых водителей.

Причём, если хотя бы бегло просмотреть новости последнего десятилетия, вопрос поднимался не только в 2024 году, но и чуть ли не каждый год ранее от сессии к сессии федерального депутатского корпуса. Причём не только на обще государственном уровне, но и в региональных парламентах и думах.

К примеру, депутат из города Санкт-Петербурга Павел Крупник, совсем недавно отметился тем, что направил в адрес начальника Главного управления по безопасности дорожного движения Михаила Черенкова официальную просьбу рассмотреть возможность ограничить возрастных водителей при получении водительских прав.

Конечно данное обращение было «завёрнуто» в ряд витиеватых юридических выражений и двусмысленностей. Но за всеми этими сложными речевыми оборотами однозначно просматривалась прямая просьба депутата как можно скорее «завинтить гайки» водителям старше 75 лет.

...просматривалась прямая просьба депутата как можно скорее «завинтить гайки» водителям старше 75 лет.
...просматривалась прямая просьба депутата как можно скорее «завинтить гайки» водителям старше 75 лет.

Текст обращения попал в Сеть, и позвольте процитировать самую ключевую часть:

«Прошу вас рассмотреть идею дополнительного контроля над водителями транспортных средств, чей возраст преодолел 75-летний рубеж... В качестве одной из мер могу предложить снижение срока действия водительского удостоверения с 10 до 5 лет, а так же внедрить обязанность дополнительных исследований здоровья при прохождении медкомиссии на устойчивость к стрессу и реакцию».

Забота или PR?

Вроде бы ничего предрассудительного или осуждающего в обращении депутата и нет. Но у этой «бумаги», которая и вызвала очередные межведомственные пересуды, если ей всё-таки«дадут ход», явно есть две стороны «медали».

Негативная сторона:

  • Далеко не все пенсионеры, которые живут в деревнях и сёлах вдали от города, могут лишний раз посещать поликлинику ввиду очередного медосмотра (который практически невозможно пройти за день);
  • Большинство пенсионеров – адекватные и трезвомыслящие люди, которые достаточно грамотно анализируют своё состояние и сами могут принять решение без чьей-либо навязанной подсказки больше «не выходить» на дорогу, чтобы не подвергать опасности жизнь и здоровье прочих участников движения;
  • Известно, что многие доктора совершенно спокойно могут написать в бумагах всё, что угодно и фактически «забраковать» достаточно здорового человека на дополнительных проверках.

С другой стороны:

  • Если бумаге «дадут ход», то такое решение обяжет врачей тщательнее проверять здоровье возрастных граждан;
  • Предложение не ограничивает здоровых пожилых людей в пользовании транспортным средством;
  • Не выдвигается никакого прямого запрета на то, чтобы вовсе ограничить пожилых граждан в пользовании своим транспортным средством.

Отстаньте, господа чиновники!

Выпускать или не выпускать пожилых водителей на трассу? Вопрос философский!

Выпускать или не выпускать пожилых водителей на трассу?
Выпускать или не выпускать пожилых водителей на трассу?

Корни не самой приятной «философии» кроются в том, что согласно современным «законодательно-закреплённым» представлениям, мужчина становится пенсионером только после 65 лет, а до 65 лет считается вполне себе работоспособным и «энергичным» гражданином.

Поэтому я считаю, что сами разговоры об ограничениях и запретах в отношении пожилых водителей достаточно лицемерны и под видом заботы явно имеют политический подтекст, а то и вовсе преследуют исключительно цели «пиара».

Состояние здоровья гражданина старше 60-65 лет достаточно трудно оценивать посредством медосмотра. Но это и не важно, ибо в свободном демократическом государстве нет правовой градации по возрастным категориям. И это значит, что, если лицо признано совершеннолетним, дееспособным, относительно здоровым и с точки зрения «водительских» документов полностью легитимным, то ни один депутат и/или чиновник Регионального или Федерального правительства вообще не имеет права вторгаться в жизнь свободного гражданина Российской Федерации «своими заботами».

Автомобиль на пенсии – это не роскошь, а реальная необходимость, незаменимое средство передвижения с учётом общей неразвитости сетей общественного транспорта вдали от крупных городов.
Автомобиль на пенсии – это не роскошь, а реальная необходимость, незаменимое средство передвижения с учётом общей неразвитости сетей общественного транспорта вдали от крупных городов.

Автомобиль на пенсии – это не роскошь, а реальная необходимость, незаменимое средство передвижения с учётом общей неразвитости сетей общественного транспорта вдали от крупных городов. И если уж какой-то дедушка или даже бабушка (что редко) садятся за руль, для того чтобы достигнуть вожделенного загородного участка, то за их целеустремлённость и смелость стоит только порадоваться. А другие водители, если они адекватные люди, должны просто сохранять дополнительную бдительность и осторожность, чтобы не стать участником ДТП по своей или чужой вине. И если в поле зрения попадает «дачник», то не нервничать, а придерживаться известной водительской истины:

«автомобилист должен всегда видеть дорогу на все 360° и предсказывать все возможные ситуации на дороге».

Понравилась моя статья? Тогда подписывайся на канал, ставь палец вверх и читай другие мои публикации: