Прагматика понимания.
Когда речь заходит о понимании другого, то вопрос может рассматриваться через призму прагматики, то есть раздела семиотики, изучающего отношение между знаком и субъектом, производящим этот знак или воспринимающим его.
Идея в чём. Понимание одним человеком другого продиктовано целью влечения. Можно сказать, что стремление понимать другого побуждается либо (а) либидо (стремление создавать и сохранять связь), либо (б) деструдо (стремление разрушать и не допускать связь).
Во взаимодействии двух людей понимание опосредуется обоими. Чтобы некий А понял некоего Б, то: (1) А должен хотеть понять Б и (2) Б должен хотеть быть понятым. Последнее важно: если Б не выражает себя, то это затрудняет А понимание.
К примеру, работа психоаналитика учитывает, что анализант уже организован таким образом, чтобы не выражать какие-то стороны/части себя (в том числе, чтобы самому с ними не коммуницировать). В этом плане мы можем сказать, что работа психоаналитика состоит в том, чтобы выдвигать более-менее адекватные гипотезы того, что человек хочет, но не может выразить. То есть аналитик временно делает это за анализанта.
Мы можем предложить вот такую примитивную схему.
Некий А может знать состояние Б, а может не знать состояние Б.
Тогда некий А может сообщать Б об этом знании/незнании, а может не сообщать.
Поэтому некий Б может знать своё состояние, а может не знать (осознавать).
Потому некий Б может сообщать А о своём состоянии, а может не сообщать.
Если оба настроены на образование положительной связи (сотрудничества, дружбы, любви), то оба заинтересованы в том, чтобы обладать сведениями о состояниях друг друга. Если некий А плохо понимает некоего Б, то в их взаимодействии не будет точности.
ВСЕ РЕСУРСЫ:
VK: vk.com/psycaseanalytic
Boosty: boosty.to/psycase
Dzen: dzen.ru/psycase
Telegram: t.me/psycaseanalytic
YouTube: youtube.com/@psycase