Погрузитесь в историю Сибири и узнайте о тяжкой судьбе женщин в эпоху российского переселения, о реальной жизни казаков и стоимости супруги в те времена.
Прибытие российских переселенцев - казаков, охотников, купцов и беглых каторжников в Сибирь не только открыло новые земли, но и принесло с собой ужасное зло - рабство, от которого особенно страдали женщины, ставшие жертвами рабства и жестоких обычаев тех времен.
Почему это происходило? Был ли дефицит женского населения, или же это было следствием угнетения женщин в обществе, они фактически были собственностью своих мужей? Сказать сложно.
Николай Ядринцев, известный общественный деятель и исследователь Сибири, хотя считал, что жизнь в Сибири более свободна и демократична, писал следующее:
"Русским женщинам выпало не самое лучшее судьба в Сибири. Они пришли на эту новую землю, чтобы стать еще большими страдальцами, чем они были в своем прежнем русском обществе".
В 1580 году известные на всю Русь купцы Строгановы позвали, на охрану своих владений волжских казаков, известных своей храбростью и верностью. Во главе отряда стоял Ермак. Отряд был обеспечен всем не обходимым на деньги купцов.
Поход был тяжелый, местами лодки перетаскивали на руках, перед этим вырубив просеку. Но несмотря на это Ермаку удалось продвинулся далеко на восток. А позади казаков шли поселенцы с будущей властью, возводили остроги и крепости, а племена облагали налогами.
А если кто не хотел платить дань их строго наказывали кого плетью, а кого и убивали, сжигали имущество. Местные жители этих краев были якуты, тунгусы, буряты, дауры, коряки.
Однажды около реки Вагай ночью на отряд казаков напали, почти всех убили и Ермака тоже. Но его дело продолжили, и освоение Сибири подхватили другие.
Царь стал отравлять все новые и новые дружины на освоение сибирских земель, первое поселение, которое построили была Тюмень. На строительство и освоение земли царь отправлял служивых людей, они приезжали с семьями. Были так же и одинокие, это были казаки или стрельцы, потом их заменили люди по государевому приказу. Они должны были строить остроги, ходить в военные походы собирать дань, заниматься распахиванием земель и искать серебро. Им платили за это деньги, давали соль и зерно.
В 17 веке стали массово заселять сибирские земли. Русских женщин, на всех не хватало. И власти издали приказ, крестьянам выдавать замуж своих дочерей за ссыльных, будущей жене давали приданое, а отцу и мужу платили деньги. Но вскоре крестьяне стали роптать, и что бы не было волнений разрешили местным властям в Сибири покупать девушек у местных племен.
Казаки, отправляясь в дальнюю дорогу не брали с собой женщин, без них им было сподручнее и не обременительно. Поэтому обратили свой взор на местных жительниц этих краев они трудились целыми днями, были готовы к трудностям, и они не когда не показывали свой характер. Конечно и на родине никто не обращался с женщинами как с ровней, а в Сибири тем более, так были воспитаны, что женщин не считали за людей.
Только Ермак в своей дружине не терпел насилия над женщинами, а виновных наказывал строго, некоторых даже убивал. Чтобы другим было не повадно, и больше думали о царской службе. Виноватому под нательное белье насыпали песок и бросали в воду, он естественно погружался на дно, но всплыть уже не мог песок тянул вниз. Когда не стало Ермака все вернулось к старому, женщин могли поменять на понравившуюся лошадь, продать, заложить в кабаках, а то и подарить.
Собираясь в дальнюю дорогу по делам службы казак мог свою женщину продать или отдать на время пока не вернется, тому кто больше даст денег, а походы длились годами. Полученную прибыль тратил на свои нужды в дорогу много что было нужно: оружие, пропитание и вещи.
Приехав, казак мог забрать ее обратно, вместе с детьми, которые к тому времени рождались. А мог и не возвращать, подарить или просто выгнать на улицу, и никто ничего ему бы не сказал. За женщину не кто бы не заступился, потому что они были во власти своего покровителя. Казаки часто у ближайших племен скупали красивых девушек, в качестве жен для походов или для дальнейшей продажи. Во время сражений брали в плен женщин, тогда и платить не надо, а особенно ценными считались из княжеских или ханских родов.
У князя Теленеха была красавица жена, но ее увидел атаман Галкин и забрал ее себе, у киргизского князя Ижинея казаки забрали дочерей и жену. А о дружине Дубенского вообще шла слава, что при нападении на бурятские селения они уводили всех девушек и даже замужних. Мужчины в не которых селений не хотели отдавать своих женщин, но их быстро усмиряли при помощи меча. Так же брали понравившихся женщин и вместо оброков, а если не отдавали родные, то могли просто украсть. Когда они им начинают надоедать, то от них избавлялись просто оставляли на месте последней ночевки, или просто бросали в степи, а если была возможность, то и продавали. А богатые казаки вообще собирали с десяток рабынь, разных возрастов и национальности, даже бедные имели по две женщины.
За молодою красивую девушку или женщину северных народов платили от 10 до 20 рублей (царскими деньгами), но также могли рассчитаться золотом или мехами, в ход шли и драгоценные камни. За одну красавицу заплатили десять шкур соболей и десять штук лисиц, это было очень большая цена, пушнина высоко ценилась в те времена дороже чем человеческая жизнь. А за подростковую девушку отдавали около трех рублей или за небольшую шкурку песца, дети тоже продавались, например, девочка семи лет стоила 20 копеек, а то и за эту сумму можно было купить и несколько ребятишек сразу.
В Сибири помимо местных жительниц были и русские женщины. Когда казаки уезжали в дальние края, они уговаривали молодых девушек и вдовушек, ехать с ними. Обещали жениться, богатый дом и счастливую жизнь. Набирали до полсотни женщин. Но вскоре у них наступало полное разочарование, к тому же они попали в полное зависимость от мужчин. Над ними издевались еще в дороге, избивали и насиловали. Они не могли вернуться назад и содержать себя, так как попадали в руки, людей, которые торговали женщинами. Русские женщины стоили гораздо дороже, чем местные, и их покупали в жены, по жизнь их ничем не отличалось от женщин местных народностей.
Когда казаков сменили крестьяне, приехавшие из других районов Руси, жизнь женщин не поменялась. Их продажа еще долго процветала в Сибири и приносила доход. Крестьяне оказались еще более без нравственнее, они торговали своими дочерями, сестрами, если за жену дают хорошую цену, то продавали и ее.
Воевода Василий Голохвастов содержал женщин различных сословий, он распоряжался ими как считал нужным. Давал их своим подчинённым на не большой срок от недели до месяца и заставлял их слушать и внимательно смотреть, а потом рассказывать ему. Виновных казаков вызывал к себе и уличал во всех грехах и что бы дело не дошло до суда ему платили за молчание.
В семьях царило тоже не равенство и унижение, заглавного в доме всегда был самый старший мужчина в семье. Иногда было и такое, что дед начинает поучать сына хотя у того уже взрослые дети и, даже есть внуки. Но он стоял и слушал, так как родителей надо уважать и почитать. По дому есть строгие разделение мужик делает мужские дела, женщины – женские. И ни за что мужик не будет помогать женщине. Всегда говорили: «Да убоится жена мужа своего», «Не муж для жены, a жена для мужа».
В 1630 году царь отправляет в сибирские земли 150 девок, отобранных по тюрьмам. Потом уже почти каждый год отправлялись этапами партии женщин для казаков и крестьян. И строго наказывали, чтобы отбор вели тщательно и брали только годных для женитьбы от восемнадцати до сорока лет. В их числе были и убийцы мужей, детей, воровки, блудницы и предназначены они были простому люду, а служивым запрещено было на них жениться. Почти все дорогу им пришлось идти самим, на телегах ехали конвоиры и даже больным приходилось идти пешком. Некоторые шли с детьми и даже совсем с маленькими, при этом сами несли свои пожитки.
По прибытии женщин в поселения, их выбирали мужики, а затем подавали прошения к воеводе:
«Понеже я, нижайший, из ссыльных девку Лизу сговорил добровольно за себя в замужество, только без дозволения вашего превосходительства того учинить не могу. Того ради все покорнейше прошу дозволить мне, нижайшему, на показанной девке ссыльной бракосочетание дать».
Когда стали приезжать русские женщины, мужское население не отказались от «сибирских» жен, они продолжали с ними встречаться и содержать. Было и так что венчались по несколько раз, и жен имели в разных городах и даже не две, а гораздо больше чуть ли не в каждом поселение.
Вот несколько примеров. Солдат Федор обвенчался с красавицей Улей, а вскоре ушел в поход. У молодой жены рождается ребенок, и она ждет мужа. Проходит два года, священник убеждает ее что муж погиб, и подпоив венчает ее с другим солдатом, который заплатил. Новый муж бьет ее и не выдержав издевательств она от него убегает, но нашлись добрые люди, которые сообщили ей что первый муж жив и помогли добраться до него.
Солдата Заметена обвенчали с девицей Волгусовой, но первую жену Заметен выдает замуж за другого, а тот в свою очередь отдает ее кузнецу. Но солдата Заметена вызывают на суд и приказывают проживать с первой, а к второй даже не подходить. Он не подчиняется приказу снова выгоняет первую, крадет вторую и уезжает в другую деревню.
В Омске солдатка Мария, у которой муж уехал в поход, повенчалась с казаком. А тот бил ее очень сильно, что даже лопалась кожа, а потом отдал своему отцу «на воспитания».
Таких случаев было очень много, и никто не воспринимал их серьезно. Все считали, что так и должно быть.
Были в Сибири браки между родственниками и довольно близкими. Так один мужчина задумал завести связь на стороне, но посчитал это не совсем удобно. И он решает женить своего малолетнего сына семи лет на своей «любовницы». И стал проживать и с женой, и со снохой. Когда мальчик вырастает, то развестись он не может, так как это запрещено церковью. Но жена к тому времени уже состарилась и с ней жить он тоже не хочет. Поэтому ему приходиться повторять судьбу своего отца.
В 1754 года в Иркутск из столицы приезжает епископ Софронии. Жизнь и нравы здешних мест ему показались ужасными. Он пытался улучшить жизнь и быт женщин. Но ему это плохо удавалось, он постоянно встречал сопротивление местных жителей, которым текущее положение вещей казалось нормальным и привычным. Он боролся долгих 15 лет, но до конца довести не с мог, так как заболел и умер. Продолжить его начинания никто не захотел.
Епископ в своих докладах писал:
…«а иные, государь, в Тобольске казачьи дети матерей своих бьют и давят; а иные казаки на Руси жен и детей оставили, а в Сибири имеют иных жен; а у иных, государь, казаков и в Сибири – на том городе жена, а на другом другая, а иные, государь, казаки велят женам своим блуд иметь с чужими мужьями; а иные, государь, казаки уезжающие на твою государеву службу оставляют жен своих на блуд иным казакам и гулящим людям»… « от такового, государь, их блудного, беззаконного содомского житья быть не можно!» …
После таких сообщений царь отправлял проверяющих, чтобы они навели порядок в делах и быте людей. Но как только они уезжали назад, то все возвращалось как было, «так жили отцы, так и мы будем жить». Никого не слушали, а если вызывали на суд, просто уходили в леса и пропадали на года, живя где-нибудь в глуши, или с кочевниками.
Но не все так плохо, были семьи и строгих нравов. Молоденькая не замужняя девушка не смела выходить из дома одна, а для того, чтобы куда-то отлучиться надо было спросить разрешения у старших. Но девушки придумывали причину чтобы выйти со двора. Например, она брала ведра на коромысле, чтобы не кто не сказал, что она увиливает от работы, и что без дела гуляет по улицам.
Путешественники, проезжавшие в Сибирь, вспоминали:
«Покорная прислужница, безмолвная раба, она трепещет пред взглядом своего господина, чтобы не навлечь его подозрения. Этот вид униженной женщины всегда кидался в глаза европейцам, посещавшим Сибирь».
Но были и волевые женщины, которые добивались к себе уважения и вели дела не хуже мужчин. Как бы их не угнетали, но был закон, имущество у жены и мужа было раздельное. Ее собственностью считалось, то, что она заработала сама или приданое полученное от родителей. В крупных городах женщины имели дома для сдачи под жилье, и даже торговые лавки. Не редко, когда умирал глава семьи он оставлял все движимое и не движимое имущество женам, хотя были и сыновья. И они так умело вели свое хозяйство что оно увеличивалось в несколько раз. А в семье она всех держала в «ежовых рукавицах», не кто без ее ведома не мог отделиться, чтобы жить отдельно.
«В Гостином дворе города Тюмени, - воспоминал купец Чукмалдин, - было с мануфактурными товарами до двух десятков лавок, и половина их велась и управлялась женским персоналом не менее удачно, чем другая половина. Я также знал множество ремесленных семей, потерявших главу семьи - мужчину, которые потом руководимы были женою умершего, а заведенное ремесло продолжалось и развивалось безостановочно».
Эти женщины были совсем другого круга, более воспитаны и раскрепощённые. И жизнь они видели другую. А женщины низшего сословия были безграмотны, с большим количеством детей. И работать они могли, только ненадолго отлучивших из дома: уборкой помещений, шить и починять одежду, да еще стиркой чужого белья. А в деревнях еще и продажей спиртного.
Хуже всего приходилось тем женщинам, которые теряли кормильцев. Пенсии получали только вдовы офицерских чинов и государственные служащие, да и те были очень маленькие. Они не могли прокормить ни детей ни себя, поэтому отдавали детей на воспитание богатым родственникам. Но с годами жизнь женщин улучшалась, хотя еще долго было развито не равенство, и за женщин все решал сперва отец, а потом муж.
Жизнь женщин в Сибири — это история бесконечной борьбы и неутомимого труда. На протяжении веков они неустанно трудились, чтобы обеспечить свою семью и вырастить детей.
Современные женщины не остаются в стороне, они берут на себя огромную ответственность за хозяйство, детей и поддержку мужа. Но в этом веке скорости и стресса так легко забыть о самой важной вещи - о себе. Перестаньте на время и подарите себе любовь и заботу, ведь вы заслуживаете этого.