Найти в Дзене
заГРАНЬю

Шокирующая правда о реальной жизни казаков и стоимости жены во времена освоения Сибири

Погрузитесь в историю Сибири и узнайте о тяжкой судьбе женщин в эпоху российского переселения, о реальной жизни казаков и стоимости супруги в те времена. Прибытие российских переселенцев - казаков, охотников, купцов и беглых каторжников в Сибирь не только открыло новые земли, но и принесло с собой ужасное зло - рабство, от которого особенно страдали женщины, ставшие жертвами рабства и жестоких обычаев тех времен. Почему это происходило? Был ли дефицит женского населения, или же это было следствием угнетения женщин в обществе, они фактически были собственностью своих мужей? Сказать сложно. Николай Ядринцев, известный общественный деятель и исследователь Сибири, хотя считал, что жизнь в Сибири более свободна и демократична, писал следующее: "Русским женщинам выпало не самое лучшее судьба в Сибири. Они пришли на эту новую землю, чтобы стать еще большими страдальцами, чем они были в своем прежнем русском обществе". В 1580 году известные на всю Русь купцы Строгановы позвали, на охрану свои

Погрузитесь в историю Сибири и узнайте о тяжкой судьбе женщин в эпоху российского переселения, о реальной жизни казаков и стоимости супруги в те времена.

Прибытие российских переселенцев - казаков, охотников, купцов и беглых каторжников в Сибирь не только открыло новые земли, но и принесло с собой ужасное зло - рабство, от которого особенно страдали женщины, ставшие жертвами рабства и жестоких обычаев тех времен.

Почему это происходило? Был ли дефицит женского населения, или же это было следствием угнетения женщин в обществе, они фактически были собственностью своих мужей? Сказать сложно.

Николай Ядринцев, известный общественный деятель и исследователь Сибири, хотя считал, что жизнь в Сибири более свободна и демократична, писал следующее:

"Русским женщинам выпало не самое лучшее судьба в Сибири. Они пришли на эту новую землю, чтобы стать еще большими страдальцами, чем они были в своем прежнем русском обществе".

В 1580 году известные на всю Русь купцы Строгановы позвали, на охрану своих владений волжских казаков, известных своей храбростью и верностью. Во главе отряда стоял Ермак. Отряд был обеспечен всем не обходимым на деньги купцов.

Казак Ермак. Фото с Яндекс картинки
Казак Ермак. Фото с Яндекс картинки

Поход был тяжелый, местами лодки перетаскивали на руках, перед этим вырубив просеку. Но несмотря на это Ермаку удалось продвинулся далеко на восток. А позади казаков шли поселенцы с будущей властью, возводили остроги и крепости, а племена облагали налогами.

Дружина Ермака. Фото с Яндекс картинки
Дружина Ермака. Фото с Яндекс картинки

А если кто не хотел платить дань их строго наказывали кого плетью, а кого и убивали, сжигали имущество. Местные жители этих краев были якуты, тунгусы, буряты, дауры, коряки.

Однажды около реки Вагай ночью на отряд казаков напали, почти всех убили и Ермака тоже. Но его дело продолжили, и освоение Сибири подхватили другие.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Царь стал отравлять все новые и новые дружины на освоение сибирских земель, первое поселение, которое построили была Тюмень. На строительство и освоение земли царь отправлял служивых людей, они приезжали с семьями. Были так же и одинокие, это были казаки или стрельцы, потом их заменили люди по государевому приказу. Они должны были строить остроги, ходить в военные походы собирать дань, заниматься распахиванием земель и искать серебро. Им платили за это деньги, давали соль и зерно.

Иркутский острог. Фото с Яндекс картинки
Иркутский острог. Фото с Яндекс картинки

В 17 веке стали массово заселять сибирские земли. Русских женщин, на всех не хватало. И власти издали приказ, крестьянам выдавать замуж своих дочерей за ссыльных, будущей жене давали приданое, а отцу и мужу платили деньги. Но вскоре крестьяне стали роптать, и что бы не было волнений разрешили местным властям в Сибири покупать девушек у местных племен.

Казаки, отправляясь в дальнюю дорогу не брали с собой женщин, без них им было сподручнее и не обременительно. Поэтому обратили свой взор на местных жительниц этих краев они трудились целыми днями, были готовы к трудностям, и они не когда не показывали свой характер. Конечно и на родине никто не обращался с женщинами как с ровней, а в Сибири тем более, так были воспитаны, что женщин не считали за людей.

Только Ермак в своей дружине не терпел насилия над женщинами, а виновных наказывал строго, некоторых даже убивал. Чтобы другим было не повадно, и больше думали о царской службе. Виноватому под нательное белье насыпали песок и бросали в воду, он естественно погружался на дно, но всплыть уже не мог песок тянул вниз. Когда не стало Ермака все вернулось к старому, женщин могли поменять на понравившуюся лошадь, продать, заложить в кабаках, а то и подарить.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Собираясь в дальнюю дорогу по делам службы казак мог свою женщину продать или отдать на время пока не вернется, тому кто больше даст денег, а походы длились годами. Полученную прибыль тратил на свои нужды в дорогу много что было нужно: оружие, пропитание и вещи.

Приехав, казак мог забрать ее обратно, вместе с детьми, которые к тому времени рождались. А мог и не возвращать, подарить или просто выгнать на улицу, и никто ничего ему бы не сказал. За женщину не кто бы не заступился, потому что они были во власти своего покровителя. Казаки часто у ближайших племен скупали красивых девушек, в качестве жен для походов или для дальнейшей продажи. Во время сражений брали в плен женщин, тогда и платить не надо, а особенно ценными считались из княжеских или ханских родов.

Фото с сайта Getty Images / DeAgostini
Фото с сайта Getty Images / DeAgostini

У князя Теленеха была красавица жена, но ее увидел атаман Галкин и забрал ее себе, у киргизского князя Ижинея казаки забрали дочерей и жену. А о дружине Дубенского вообще шла слава, что при нападении на бурятские селения они уводили всех девушек и даже замужних. Мужчины в не которых селений не хотели отдавать своих женщин, но их быстро усмиряли при помощи меча. Так же брали понравившихся женщин и вместо оброков, а если не отдавали родные, то могли просто украсть. Когда они им начинают надоедать, то от них избавлялись просто оставляли на месте последней ночевки, или просто бросали в степи, а если была возможность, то и продавали. А богатые казаки вообще собирали с десяток рабынь, разных возрастов и национальности, даже бедные имели по две женщины.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

За молодою красивую девушку или женщину северных народов платили от 10 до 20 рублей (царскими деньгами), но также могли рассчитаться золотом или мехами, в ход шли и драгоценные камни. За одну красавицу заплатили десять шкур соболей и десять штук лисиц, это было очень большая цена, пушнина высоко ценилась в те времена дороже чем человеческая жизнь. А за подростковую девушку отдавали около трех рублей или за небольшую шкурку песца, дети тоже продавались, например, девочка семи лет стоила 20 копеек, а то и за эту сумму можно было купить и несколько ребятишек сразу.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

В Сибири помимо местных жительниц были и русские женщины. Когда казаки уезжали в дальние края, они уговаривали молодых девушек и вдовушек, ехать с ними. Обещали жениться, богатый дом и счастливую жизнь. Набирали до полсотни женщин. Но вскоре у них наступало полное разочарование, к тому же они попали в полное зависимость от мужчин. Над ними издевались еще в дороге, избивали и насиловали. Они не могли вернуться назад и содержать себя, так как попадали в руки, людей, которые торговали женщинами. Русские женщины стоили гораздо дороже, чем местные, и их покупали в жены, по жизнь их ничем не отличалось от женщин местных народностей.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Когда казаков сменили крестьяне, приехавшие из других районов Руси, жизнь женщин не поменялась. Их продажа еще долго процветала в Сибири и приносила доход. Крестьяне оказались еще более без нравственнее, они торговали своими дочерями, сестрами, если за жену дают хорошую цену, то продавали и ее.

Воевода Василий Голохвастов содержал женщин различных сословий, он распоряжался ими как считал нужным. Давал их своим подчинённым на не большой срок от недели до месяца и заставлял их слушать и внимательно смотреть, а потом рассказывать ему. Виновных казаков вызывал к себе и уличал во всех грехах и что бы дело не дошло до суда ему платили за молчание.

В семьях царило тоже не равенство и унижение, заглавного в доме всегда был самый старший мужчина в семье. Иногда было и такое, что дед начинает поучать сына хотя у того уже взрослые дети и, даже есть внуки. Но он стоял и слушал, так как родителей надо уважать и почитать. По дому есть строгие разделение мужик делает мужские дела, женщины – женские. И ни за что мужик не будет помогать женщине. Всегда говорили: «Да убоится жена мужа своего», «Не муж для жены, a жена для мужа».

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

В 1630 году царь отправляет в сибирские земли 150 девок, отобранных по тюрьмам. Потом уже почти каждый год отправлялись этапами партии женщин для казаков и крестьян. И строго наказывали, чтобы отбор вели тщательно и брали только годных для женитьбы от восемнадцати до сорока лет. В их числе были и убийцы мужей, детей, воровки, блудницы и предназначены они были простому люду, а служивым запрещено было на них жениться. Почти все дорогу им пришлось идти самим, на телегах ехали конвоиры и даже больным приходилось идти пешком. Некоторые шли с детьми и даже совсем с маленькими, при этом сами несли свои пожитки.

По прибытии женщин в поселения, их выбирали мужики, а затем подавали прошения к воеводе:

«Понеже я, нижайший, из ссыльных девку Лизу сговорил добровольно за себя в замужество, только без дозволения вашего превосходительства того учинить не могу. Того ради все покорнейше прошу дозволить мне, нижайшему, на показанной девке ссыльной бракосочетание дать».
Фото с сайта Universal History Archive / Universal Images Group
Фото с сайта Universal History Archive / Universal Images Group

Когда стали приезжать русские женщины, мужское население не отказались от «сибирских» жен, они продолжали с ними встречаться и содержать. Было и так что венчались по несколько раз, и жен имели в разных городах и даже не две, а гораздо больше чуть ли не в каждом поселение.

Вот несколько примеров. Солдат Федор обвенчался с красавицей Улей, а вскоре ушел в поход. У молодой жены рождается ребенок, и она ждет мужа. Проходит два года, священник убеждает ее что муж погиб, и подпоив венчает ее с другим солдатом, который заплатил. Новый муж бьет ее и не выдержав издевательств она от него убегает, но нашлись добрые люди, которые сообщили ей что первый муж жив и помогли добраться до него.

Солдата Заметена обвенчали с девицей Волгусовой, но первую жену Заметен выдает замуж за другого, а тот в свою очередь отдает ее кузнецу. Но солдата Заметена вызывают на суд и приказывают проживать с первой, а к второй даже не подходить. Он не подчиняется приказу снова выгоняет первую, крадет вторую и уезжает в другую деревню.

В Омске солдатка Мария, у которой муж уехал в поход, повенчалась с казаком. А тот бил ее очень сильно, что даже лопалась кожа, а потом отдал своему отцу «на воспитания».

Таких случаев было очень много, и никто не воспринимал их серьезно. Все считали, что так и должно быть.

-12

Были в Сибири браки между родственниками и довольно близкими. Так один мужчина задумал завести связь на стороне, но посчитал это не совсем удобно. И он решает женить своего малолетнего сына семи лет на своей «любовницы». И стал проживать и с женой, и со снохой. Когда мальчик вырастает, то развестись он не может, так как это запрещено церковью. Но жена к тому времени уже состарилась и с ней жить он тоже не хочет. Поэтому ему приходиться повторять судьбу своего отца.

В 1754 года в Иркутск из столицы приезжает епископ Софронии. Жизнь и нравы здешних мест ему показались ужасными. Он пытался улучшить жизнь и быт женщин. Но ему это плохо удавалось, он постоянно встречал сопротивление местных жителей, которым текущее положение вещей казалось нормальным и привычным. Он боролся долгих 15 лет, но до конца довести не с мог, так как заболел и умер. Продолжить его начинания никто не захотел.

Святитель Софроний Иркутский. Фото с Яндекс картинки
Святитель Софроний Иркутский. Фото с Яндекс картинки

Епископ в своих докладах писал:

…«а иные, государь, в Тобольске казачьи дети матерей своих бьют и давят; а иные казаки на Руси жен и детей оставили, а в Сибири имеют иных жен; а у иных, государь, казаков и в Сибири – на том городе жена, а на другом другая, а иные, государь, казаки велят женам своим блуд иметь с чужими мужьями; а иные, государь, казаки уезжающие на твою государеву службу оставляют жен своих на блуд иным казакам и гулящим людям»… « от такового, государь, их блудного, беззаконного содомского житья быть не можно!» …

После таких сообщений царь отправлял проверяющих, чтобы они навели порядок в делах и быте людей. Но как только они уезжали назад, то все возвращалось как было, «так жили отцы, так и мы будем жить». Никого не слушали, а если вызывали на суд, просто уходили в леса и пропадали на года, живя где-нибудь в глуши, или с кочевниками.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Но не все так плохо, были семьи и строгих нравов. Молоденькая не замужняя девушка не смела выходить из дома одна, а для того, чтобы куда-то отлучиться надо было спросить разрешения у старших. Но девушки придумывали причину чтобы выйти со двора. Например, она брала ведра на коромысле, чтобы не кто не сказал, что она увиливает от работы, и что без дела гуляет по улицам.

Путешественники, проезжавшие в Сибирь, вспоминали:

«Покорная прислужница, безмолвная раба, она трепещет пред взглядом своего господина, чтобы не навлечь его подозрения. Этот вид униженной женщины всегда кидался в глаза европейцам, посещавшим Сибирь».

Но были и волевые женщины, которые добивались к себе уважения и вели дела не хуже мужчин. Как бы их не угнетали, но был закон, имущество у жены и мужа было раздельное. Ее собственностью считалось, то, что она заработала сама или приданое полученное от родителей. В крупных городах женщины имели дома для сдачи под жилье, и даже торговые лавки. Не редко, когда умирал глава семьи он оставлял все движимое и не движимое имущество женам, хотя были и сыновья. И они так умело вели свое хозяйство что оно увеличивалось в несколько раз. А в семье она всех держала в «ежовых рукавицах», не кто без ее ведома не мог отделиться, чтобы жить отдельно.

«В Гостином дворе города Тюмени, - воспоминал купец Чукмалдин, - было с мануфактурными товарами до двух десятков лавок, и половина их велась и управлялась женским персоналом не менее удачно, чем другая половина. Я также знал множество ремесленных семей, потерявших главу семьи - мужчину, которые потом руководимы были женою умершего, а заведенное ремесло продолжалось и развивалось безостановочно».

Эти женщины были совсем другого круга, более воспитаны и раскрепощённые. И жизнь они видели другую. А женщины низшего сословия были безграмотны, с большим количеством детей. И работать они могли, только ненадолго отлучивших из дома: уборкой помещений, шить и починять одежду, да еще стиркой чужого белья. А в деревнях еще и продажей спиртного.

Хуже всего приходилось тем женщинам, которые теряли кормильцев. Пенсии получали только вдовы офицерских чинов и государственные служащие, да и те были очень маленькие. Они не могли прокормить ни детей ни себя, поэтому отдавали детей на воспитание богатым родственникам. Но с годами жизнь женщин улучшалась, хотя еще долго было развито не равенство, и за женщин все решал сперва отец, а потом муж.

Сибирская семья, конец XIX века. Фото с сайта kkkm.ru
Сибирская семья, конец XIX века. Фото с сайта kkkm.ru

Жизнь женщин в Сибири — это история бесконечной борьбы и неутомимого труда. На протяжении веков они неустанно трудились, чтобы обеспечить свою семью и вырастить детей.

Современные женщины не остаются в стороне, они берут на себя огромную ответственность за хозяйство, детей и поддержку мужа. Но в этом веке скорости и стресса так легко забыть о самой важной вещи - о себе. Перестаньте на время и подарите себе любовь и заботу, ведь вы заслуживаете этого.

Если вам понравилось, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых историй!!!!