От вынесенной в заголовок фразы, наверное, коробит любого учителя. Если раньше при пропуске уроков даже по уважительной причине школьник знал, что наверстать упущенное - это лично его проблема и обязанность (хотя любой нормальный учитель, конечно, был готов помочь в освоении), то теперь многие почему-то считают, что любой материал, который обсуждался в его отсутствие в классе даже при кратковременном выходе (в туалет или до кабинета завуча), он имеет полное право не знать.
Самое странное, что они продолжают так считать, несмотря на противодействие подавляющего большинства учителей - любой адекватный учитель требует от всех учеников, чтобы они знали всё, что обсуждалось на уроках, потому что без этого, как правило, нет смысла учить предмет дальше. Но эту очевидную мысль многие школьники не понимают. Им кажется, что они не обязаны знать ничего. Вплоть до того, что даже при систематическом получении плохих оценок они не осознают глубину проблемы - им часто кажется, что если первая двойка была в ноябре 9 класса, то где-то там они "не поняли тему". Многие репетиторы знают, что в таком случае, как правило, можно отследить цепочку событий до того, что в 6 классе этого замечательного ученика "не было" на теме "Сложение дробей", в 7 классе - на теме "Квадрат суммы", поэтому он совершенно спокойно может складывать числитель с числителем, а знаменатель со знаменателем, не говоря уже о том, что квадрат суммы у него равен сумме квадратов: с ясными глазами и вопросом "аштонетак?"
Но, конечно, это не его вина, что он не почесался узнать пропущенную тему, это всё "плохие училки виноваты". Хотя на самом деле учителя виноваты только в том, что деточка до 9 класса "отскакивала", наскребая на тройки или четвёрки, так и не удосужившись ознакомиться с темами, на которые дальше постоянно приходится опираться. Но и тут скорее не учителя виноваты, а система, которой они просто не рискуют возражать - большинство учителей-то каждый раз при очередной повторённой глупости пытаются объяснить ученику, что он делает не так, вот только ученику ровным счётом наплевать на это, он видит только цифру, написанную красной ручкой на его работе, а содержание этой работы его вообще не интересует.
А потом родители приводят своё чадушко к репетитору, и там начинается стон "а училки ничему не учат, только требуют". Хорошо, если такой ребёночек хотя бы у репетитора чему-нибудь научится, пусть и ругая учителей, у которых сам не научился тому же без обременения родительского бюджета - а некоторые и тут знаний не возьмут, а потом лет через десять будут строчить безграмотные комментарии в Дзене в общим смыслом "училки тупые, репетиторы мошенники - государство обещало меня научить насильно, но так ничему и не научило, я на диване лежу и ничего не умею, во всём этом Путин виноват - вместе с дурами-училками и мошенниками-репетиторами, которые учить не умеют и не хотят".
Я немного смешал всё в одну кучу в предыдущем абзаце, поэтому давайте три тезиса отдельно выделим:
- Учителя, которые "ничему не учат, только требуют", в природе существуют, и их не так мало, как хотелось бы, но их гораздо меньше, чем детей, которые про своих учителей такое говорят.
- Среди репетиторов попадаются некомпетентные люди, которые берут деньги и ничему не учат, но их исчезающе мало - хотя бы и потому, что негативное сарафанное радио достаточно быстро отваживает потенциальных клиентов от таких недоучителей.
- Государство наше с системой образования натворило немало ошибок, но их влияние на несостоявшуюся жизнь каждого конкретного диванного неуча, опять же, сильно преувеличено.
Проблема в психологии. И эта проблема - следствие до сих пор окончательно не изжитого восприятия образования как услуги, которую причиняют насильно. Некоторые школьники искренне уверены, что учитель обязан их научить, а они при этом не должны напрягаться - именно отсюда растут ноги невежественного заблуждения, что "меня не было" даёт право не проходить пропущенную тему.
Даже у меня в кружке попадаются дети, которые считают, что при пропуске они могут просто прийти в следующий раз, ничем не интересуясь. Хотя и листки с задачами выложены, и видео с разминок/разборов - у меня некоторые часто болеющие дети спокойно учатся в полудистанционном режиме, понимая, что посмотреть разминку, порешать задачи и посмотреть их разбор нужно, в первую очередь, им. И во вторую тоже им. И в третью. Мне это вообще не нужно. Я предоставляю им все возможности для развития. Насильно впихнуть эти возможности в них я, даже если захочу, не смогу.
В школах, как правило, вместо видеозаписей приходится читать учебник и/или конспекты одноклассников - и немногочисленные заинтересованные ребята так и делают. Они же потом дипломы олимпиад берут, на бюджет в ВУЗы поступают по ним, профессию интересную получают, работу хорошую находят...
Везёт же людям...
А большинство лежит на диване и искренне считает, что во всех его неудачах виновата Марьиванна. И то, что его "не было" в школе, когда рассказывали, как стать успешным. (Только не говорите ему, что этого никому не рассказывали: не поверит же.)