Международный женский день 8 Марта возник как символ борьбы женщин за эмансипацию и избирательные права. А как обстоят дела с равными правами за рулём машины? Первые автомобилистки, женщины в автоспорте и их восприятие в обществе — в нашем материале.
Первые автомобилистки
Многие уверены, что на заре автомобилизма женщин за рулём не было и не могло быть. Ведь шофёр в те годы не просто крутил «баранку», напрягая мускулы (усилитель руля появился лишь спустя полвека), но и чинил капризную технику прямо в дороге, по локти в масле. Водитель и механик фактически были одной профессией.
Однако некоторых барышень XIX века это не пугало, они интересовались машинами с момента их изобретения. И многие из первых автомобилисток вошли в историю.
Берта Бенц, популяризатор автомобилей
Жена изобретателя Карла Бенца, Берта была большой энтузиасткой их семейного детища — трёхколёсной самоходной коляски с бензиновым двигателем, над созданием которой Карл трудился почти двадцать лет. Но дела не шли, люди относились к новинке скептически — медленно пыхтящее по дорогам немецкого Мангейма изобретение Бенца только пугало окружающих. Первый в мире автомобиль оказался никому не нужен.
Тогда Берта в тайне от мужа взяла прототип и вместе с детьми отправилась в рекламный автопробег в соседний город Пфорцхайм. Сегодня такая 90-километровая поездка занимает около часа, но на «самоходке» Бенца путешествие Берты растянулось на весь день. В дороге ей пришлось менять кожаные тормозные накладки, чистить топливную трубку и обращаться за помощью к кузнецу, чтобы починить приводную цепь. Бензин она покупала в аптеках — тогда он продавался как средство от вшей. А в крутые подъёмы Берте приходилось толкать машину, ведь у маломощного двигателя была единственная передача. После этого она предложила мужу идею коробки передач — в семье Бенц технически подкованными были все.
На каждой остановке Берта рассказывала собравшейся толпе, как удобно и безопасно путешествовать на таком транспорте, демонстрируя, что справиться с ним может даже молодая мама. Это впечатлило общественность, люди изменили мнение об автомобиле — вскоре у Карла Бенца появились первые заказы. Так началась история автоконцерна Mercedes-Benz.
Софья Долгорукая, первая автомобилистка России
Врач-хирург по профессии, пылкая и энергичная княгиня Софья увлекалась всеми техническими новшествами своего времени. Автомобили среди них занимали особое место: она не просто умела водить, а была членом Императорского автомобильного общества и участвовала в двухнедельном Киевском автопробеге протяжённостью 3200 км — дореволюционном российском «Дакаре».
Автомобилей Софье было мало — в 1911 году она поступила в лётную школу во Франции. Спустя 3 года она успешно сдала экзамен и получила удостоверение авиатриссы — так тогда называли лётчиц.
Женщины в автоспорте
Купив билет на трибуну любой гонки, вы прочтёте на нём: «Автоспорт опасен». Риск есть даже для зрителей, что говорить об участниках — они регулярно попадают в аварии. Эрнест Хемингуэй писал, что знает только три настоящих вида спорта: корриду, альпинизм и автогонки, «всё остальное — это игры».
Однако «бензин в крови» оказался не только у мужчин: многие женщины достигли в этом опасном спорте больших успехов, и отнюдь не только в современную эпоху эмансипации.
- Чешка Элишка Юнкова начинала карьеру штурманом своего мужа, но после его травмы сама села за руль, выиграв в 1927 году Гран При Германии на Нюрбургринге — знаменитом «зелёном аде», как прозвали эту сложнейшую трассу.
- Британка Пэт Мосс, сестра знаменитого гонщика Формулы-1 Стирлинга Мосса, в 60-х стала звездой чемпионата мира по ралли, выиграв несколько гонок и неоднократно покорив призовой подиум. Успехи Пэт открыли женщинам дорогу в мировое ралли.
- Испанка Лелла Ломбарди, выиграв мексиканский чемпионат Формулы-Форд, получила возможность выступить в Формуле-1, где в 1975-м стала первой гонщицей, заработавшей зачётные очки.
- Француженка Мишель Мутон в 1982 году стала вице-чемпионкой мира по ралли, пилотируя Audi Quattro — безумную машину группы «B», закрытой спустя 4 года из-за слишком высоких скоростей и опасности. Параллельно Мишель дважды выиграла культовую американскую гонку Pikes Peak, а в 2000 году (в 49 лет) стала второй в ралли-рейде Лондон–Сидней. Признанием её успехов стал орден Почётного легиона, высшая награда Франции.
- Немка Ютта Кляйншмидт — «королева пустыни», победительница ралли-рейда «Париж-Дакар» 2001 года. Участвовала в гонках на самой разной технике: от багги и мотоциклов до внедорожников категорий Т1 и Т2.
- Американка Даника Патрик — победительница гонки в самой престижной американской кольцевой серии IndyCar. Также на её счету 3 поул-позиции и 6 подиумов.
- Россиянка Анастасия Нифонтова в 2019 году стала первой гонщицей, проехавшей на мотоцикле всю дистанцию «Дакара» в самом сложном зачёте Malles, где запрещена любая сторонняя помощь спортсменам.
Нужно отметить, что автогонки — один из немногих видов спорта без гендерного деления. Отдельные женские и мужские турниры есть даже в шахматах, что уж говорить о соревнованиях, где важна физическая сила (автоспорт к ним, безусловно, относится). Но в гонках женщинам приходится конкурировать с мужчинами на равных, без скидок на разные физические возможности. Тем ценнее их достижения.
В правилах некоторых современных гоночных серий закреплены смешанные экипажи. Например, во внедорожной серии Extreme E гонщик и гонщица каждой команды едут спецучастки по очереди, сменяя друг друга.
Восприятие в обществе
Несмотря на успехи в автоспорте, сам факт вождения машины женщиной многих до сих пор раздражает. Например, в Саудовской Аравии женщинам разрешили садиться за руль лишь в 2018 году. В России подобной гендерной дискриминации официально нет, но по запросу «женщина за рулём» в интернете найдётся много сексизма и язвительных шуток про обезьяну с гранатой. И это достаточно свежий тренд: полвека назад в нашей стране не было такого отношения к автомобилисткам. Советские женщины успешно освоили всю попавшую им в руки технику: от тракторов и троллейбусов до космического корабля «Восток-6». А культовый образ успешной женщины в СССР — Катерина из фильма «Москва слезам не верит» за рулём собственных «Жигулей».
Конечно, с тех пор заметно увеличилось количество машин на дорогах, как и раздражительность водителей. Но статистика ГИБДД не даёт поводов обвинять женщин в плохом вождении: в ДТП они попадают в 6 раз реже. Учитывая, что соотношение мужчин и женщин за рулём в России примерно 5:1, относительные показатели аварийности очень близки. Очевидно, мастерство зависит от конкретного водителя, а не от пола.
Аксессуары в помощь автомобилисткам
Единственное, с чем у девушек-водителей, как и у субтильных парней, возникают очевидные трудности — физически сложные «упражнения» с автомобилем. Например, замена спустившего колеса: открутить прикипевшие гайки и поднять машину домкратом сможет не каждая (и не каждый). Но на помощь придёт технический прогресс: вот несколько полезных автотоваров, заметно облегчающих дорожный ремонт.
- Телескопический ключ-баллонник. Большой рычаг с удобным хватом позволяет открутить колёсные гайки, приложив минимум усилий. Лучше заранее заменить таким ключом маленький штатный баллонник.
- Гидравлический домкрат. Не нужно мучиться, вращая винтовой домкрат из последних сил — пусть работает гидравлика.
- Автомобильный компрессор. Возможно, спущенное колесо вообще не придётся менять — его можно подкачать и доехать до шиномонтажа.
Ну а более сложный ремонт машины давно взяли на себя профессионалы. Автосервисы Гиперавто к вашим услугам: своевременное обслуживание гарантирует, что вы не столкнётесь с поломками в дороге. В наше время не нужно, как Берта Бенц, отправляться в путь с полным багажником запчастей и готовностью перебрать «на коленке» двигатель. И это здорово.