Расскажем, как российским продавцам обойти китайских селлеров на маркетплейсах
В конце 2023 года Wildberries открыл дорогу китайским продавцам. Среди российских селлеров началось беспокойство, многие обращались к экспертам и опытным селлерам за консультациями. Кто-то решил уходить в другие виды бизнеса.
Узнали у экспертов «Бизнес-секретов», действительно ли есть поводы для паники и как можно бороться с китайскими конкурентами на российских маркетплейсах.
Где и как торгуют китайские продавцы в России
Китайцы начали торговать на российских маркетплейсах уже давно. Например, на Ozon для них есть специальный раздел — Ozon Global. Здесь могут торговать зарубежные продавцы и наши, которые везут товар напрямую из других стран. Китайские селлеры, как правило, торгуют в нише электроники и российские коллеги не ощущают сильной конкуренции.
Но есть и недобросовестные продавцы из Китая. Они ставят на свой товар более низкую цену, но при этом воруют карточки и описание. Селлеру надо подать жалобу, а администрации маркетплейса — разобраться в ситуации, это отнимает время. Китайцы же в этот момент могут увести несколько сотен, а то и тысяч покупателей.
Сейчас Ozon взял под контроль ситуацию, модераторы стараются решить спорные вопросы максимально быстро, чтобы свести к минимуму упущенную выгоду нашего продавца.
В данный момент китайские селлеры торгуют в основном дорогими товарами. В более дешевых нишах не такая большая выручка: по статистике 85% селлеров зарабатывает менее 1 млн рублей. Так что продавцы из Поднебесной вряд ли захотят осваивать специфику и сложную логистику в нишах, где нет перспективы роста. Эксперты считают, что российским продавцам недорогих товаров можно не волноваться.
В чем сильные стороны китайских продавцов
У селлеров из Китая есть несколько весомых конкурентных преимуществ перед российскими продавцами.
Цена товара. Конкурировать с китайцами по цене могут только крупные игроки рынка. Они закупают товар напрямую у производителей, большими партиями и по хорошей цене. Небольшие продавцы часто закупают продукцию через нескольких посредников, цена закупки сильно возрастает, конечную стоимость они тоже не могут снизить.
Продавцы из Поднебесной могут устанавливать минимальные наценки и этим привлекать покупателей.
Ассортимент. Китайские продавцы ближе к производству, поэтому могут заказать не только стандартные модели техники, но и гаджеты с более специфичными характеристиками.
Наши продавцы узнают о новинках с опозданием, а вот китайцы сразу могут начать продажи очередного спиннера или поп-ита. Они могут заказать у производителя тестовую партию продукции и даже ввести новый тренд.
Право на торговую марку. Если китайский производитель зарегистрирует в России свою торговую марку, наши селлеры не смогут продавать этот товар. Это касается не только Китая, но и продавцов из других стран.
Как обойти китайских продавцов на маркетплейсах
Тем не менее, эксперты утверждают, что у российских селлеров все равно остается больше преимуществ, которые помогут конкурировать с низкой ценой. Вот плюсы наших продавцов.
Быстрая доставка. Большинство китайских селлеров не пользуется российскими складами, а отправляет товары напрямую из Китая. Такая доставка иногда занимает больше месяца.
Механизмы ранжирования карточек на маркетплейсах обязательно учитывают скорость доставки и товар из нашей страны покажут выше в поиске, чем тот, который везут из Китая.
Селлерам можно сделать акцент на быстрой доставке, подчеркнуть это в описании товара или указать в инфографике.
Качественная обратная связь. Китайские продавцы либо вовсе не отвечают на отзывы, либо делают это через переводчик. Иногда при этом возникают курьезные ситуации, но покупатели остаются недовольными.
Российским селлерам нужно тщательно работать с отзывами и вопросами, это положительно влияет на рейтинг карточки.
Как работать с отзывами, читайте в нашей статье.
Простой возврат. Если товар из Китая окажется некачественным, покупателю придется возвращать его за свой счет. Возврат может занять несколько недель или даже месяцев.
Вернуть товар российскому продавцу намного проще, нужно всего лишь отнести его обратно в ПВЗ.
Нет таможенных пошлин. Если товар из Китая стоит больше 1 000 €, покупатель заплатит таможенную пошлину — 15% от суммы превышения лимита. Обычно эта информация есть в описании, но ее можно не заметить. Для покупателя это будет неприятным сюрпризом. У российских продавцов таможенных пошлин нет, цена на маркетплейсе будет окончательной.
Понимание менталитета и специфики рынка. Китайцы плохо разбираются в наших традиционных праздниках, не представляют, какие подарки принято дарить на 8 марта, 23 февраля, Новый год. Российский продавец может выиграть в конкурентной гонке, если будет лучше готовиться к акциям и сезонным изменениям.
Товары местного производства. Российские товары могут составить серьезную конкуренцию китайским. Сейчас в нашей стране появилось много новых брендов одежды, обуви, аксессуаров, которые выиграют перде китайскими за счет качества.
Больше информации о том, как торговать на маркетплейсах, читайте на сайте «Бизнес-секретов» и в нашем телеграм-канале