Найти тему
Eurasia Daily

Российский нефтеэкспорт в Турцию одним терминалом не испортишь

Один из турецких нефтетерминалов заявил, что больше не будет работать с нефтью и нефтепродуктами из России из-за угрозы вторичных санкций. Пока это единичный случай. Эксперты полагают, что турецкие терминалы могут разделиться на те, которые работают с импортом из России, и — наоборот. Тем временем танкеры везли сегодня, 7 марта, в Турцию более 80% объемов нефти и нефтепродуктов из России, которые поставили в прошлом марте.

По данным АИС судов, не менее 18 танкеров находятся сейчас в море с грузом нефти и нефтепродуктов из России и указывают конечной точкой турецкие порты, куда прибудут в течение двух недель. На их борту может находиться до 1,32 млн тонн. Много это или мало? Судя по данным турецкого регулятора EPDK, это 82% всех поставок марта 2023 года.

Судов, направляющихся в Турцию, может быть больше, так как не все танкеры указывают конечную точку прибытия, а часть сообщает о транзитных. Например, о Мальте, проливе Босфор или греческих бухтах, где топливо перегружают на другие суда. Также танкеры в Черном море отключают транспондеры для безопасности.

Поставки продолжаются на фоне сообщений о том, что турецкий терминал в Дортйол отказался работать с нефтью и нефтепродуктами из России из-за угрозы вторичных санкций.

«Global Terminal Services (GTS) решила прекратить все возможные операции с российской нефтью и соответственно заявила своим клиентам в конце февраля 2024 года, что даже в случае соблюдения законов, правил или санкций, она не будет принимать ни продукцию российского происхождения, ни любую другую продукцию, загруженную в России», — сообщили Reuters в GTS. Оператор терминала добавил, что новый подход является дополнительной мерой по устранению последствий, которые находятся за пределами ее контроля.

«Угроза США применить санкции к финансовым фирмам, ведущим бизнес с Россией, уже охладила турецко-российскую торговлю, осложнив платежи как за импортируемую нефть, так и за турецкие поставки», — заметили в Reuters.

Возможно, решение оператора исключительно и связано со скандалом, который разгорелся после публикации в The Washington Post. Американское издание написало в ноябре прошлого года, что американские военные в Европе летают на полуроссийском топливе. Как пояснили в The Washington Post, силы США получают топливо с греческого НПЗ Motor Oil Hellars, а тот, в свою очередь, закупает большие объемы мазута и вакуумного газойля через терминал в Дортйоле, куда резко выросли поставки российской продукции.

В любом случае, решение оператора терминала в Дортйоле едва ли повлияет на общий российский экспорт в Турцию. Как сообщает Reuters со ссылкой на данные Kpler, в прошлом году терминал принял рекордные 11,74 млн баррелей (1,6 млн тонн) из России. Однако это всего лишь 6% всех российских поставок в Турцию в 2023 году.

Подтверждает это и несколько десятков танкеров, которые сейчас идут в страну из российских портов. Большая их часть направляется из Балтики — Усть-Луги, Приморска и Высоцка. Указанные конечные точки прибытия — Альяга, Немрут и Измит. Также крупный терминал находится в Мармара-Эреглиси на побережье Мраморного моря. Туда уже прибыли из Высоцка и Усть-Луги танкеры Ocean Jupiter и SCF Amur. На их борту может быть около 100 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов.

Тем временем к самому Дортйолу подошел танкер СУГ Alkaid из Усть-Луги, а нефтевоз «Троицкий мост» указывает терминал как точку прибытия 11 марта. В Reuters сообщали, что последний танкер из России заходил на терминал 19 февраля. Однако, по данным АИС, танкер Beks Arda побывал там 29 февраля после прямого перехода из Новороссийска.

GTS заявляла, что продолжит принимать российские грузы, которые были заявлены до введения запрета в конце февраля.

Управляющий директор рейтинговой службы «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) Сергей Гришунин отмечает, что в случае с усилением угрозы вторичных санкций в Турции могут разделить терминалы для работы с российскими поставками и терминалы, из которых суда идут на Запад.

«Подсанкционные танкеры будут заходить только в одни терминалы, которые, вероятно, и сами попадут в санкционные списки, а корабли вне санкций — во все остальные. Таким образом экономики стран, поддерживающих торговые отношения с Россией, просто будут выделять сегменты, отрезанные от западной финансово-юридической системы, через которые продолжится взаимовыгодное сотрудничество с Россией», — отмечает эксперт.

По данным EPDK, в 2023 году Турция увеличила импорт нефти и нефтепродуктов из России почти на 30% - до 25,4 млн тонн. Если в прошлом январе российская доля в нефтеимпорте страны составляла 34%, то в декабре подпрыгнула до 68%.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц