Я когда куда-то еду или еду, постоянно что-то фотографирую на телефон. В моём архиве накопилось огромное количество фотографий интересных особняков, зданий, разных объектов в Петербурге, о которых хочется рассказать.
Решила, напишу о таких местах, вдруг кому-то будет интересно и полезно при посещении Санкт-Петербурга. Это будет не какой-то особый маршрут по городу, как я делаю обычно, а просто рассказ об увиденном. Хотя при желании в Яндекс картах легко будет из адресов собрать довольно интересную экскурсию. Статья будет из 2-х частей, ибо материала много.
Начну с тех домов, которые мне понравились больше всего. Попутно буду показывать, что ещё интересного увидела по дороге. Прогуливаясь по набережной Фонтанки, рядом с Сенным рынком, моё внимание привлекли три внешне похожих дома. Оказывается, эти дома на Фонтанке, под номером 97, 99 и 101, в народе называют «Три сестры».
Три смежных дома на Фонтанке построены в стиле классицизма. Сдержанный внешний вид, симметрия и пропорциональность фасадов, отличие лишь в цвете.
Дома были построены ещё в XVIII веке, и их история связана с удивительными судьбами очень интересных людей.
Начинается история с Марка Федоровича Полторацкого (1729-1795) – русского оперного певца, придворного певчего Елизаветы Петровны, действительного статского советника.
Марк Федорович с детства обладал красивым голосом и, будучи студентом, пел в академическом хоре. В 1744 году голос Марка услышал граф Алексей Разумовский (сам в прошлом певчий), сопровождавший императрицу Елизавету Петровну в её поездке на Украину. Через год юноша прибыл в Санкт-Петербург для певческой службы в хоре при императорском дворе, а вскоре после этого был назначен «уставщиком» придворного хора.
В 1750 году первым из славян был зачислен в итальянскую оперную труппу, выступал под именем «Марко Портурацкий». Карьера его быстро и хорошо складывалась. При императрице Екатерине II он был назначен директором Придворной певческой капеллы, переименован в статские советники и получил потомственное дворянство, а в августе 1783 года был произведён в действительные статские советники.
Елизавета, а затем и Екатерина II к нему благоволили. Одаривали поместьями, тысячами крепостных душ, земельными участками. Вот эти три дома, «Три сестры», как раз и построены на участках Марка Федоровича Полторацкого.
Женат был Марк Фёдорович дважды. О первой жене особо нечего сказать, она скончалась при родах. А вот о второй расскажу более подробно. Ей стала юная, 15-тилетняя Агафоклея Александровна Шишкова. Говорят, когда Полторацкий приехал свататься к родителям барышни, она еще играла в куклы. Однако эта маленькая девочка была довольно упряма и обладала железным характером. Очень скоро она показала свой нрав. Агафоклея Александровна отличалась не только предприимчивостью и хозяйственной сметливостью, но и строгостью, а порой и даже жесткостью в отношениях с дворовыми и крепостными, деловыми партнерами и конкурентами. В народе она получила прозвище "Полторачиха".
Ее исключительная энергия и хватка способствовали тому, что к концу жизни состояние Полторацкой исчисляли в 13 тысяч душ. Железной рукой она держала не только хозяйство, но и собственных детей. А было их немало. Агафоклея Александровна родила Марку Фёдоровичу двадцать два ребенка. Правда, до взрослого возраста дожили не все. В те времена детская смертность была высокой, и даже большие деньги и титулы не спасали от неё.
Если верить найденной информации, Полторацкие вырастили 11 детей. Они не жалели ни средств, ни усилий, чтобы дать своим детям достойное воспитание и образование. Старший сын Полторацких - Дмитрий, окончил Штутгартский университет, служил при русском посольстве в Лондоне. Константин Полторацкий - генерал-лейтенант и ярославский губернатор. Среди внучек знаменитой «Полторачихи» - две пушкинские музы Анна Оленина и Анна Керн.
Полторацкая умерла в 1822 году, но еще задолго до смерти она перевернулась с экипажем и была сильно изувечена. Однако и прикованная навсегда к постели, она все же продолжала самостоятельно распоряжаться своими имениями. Вот такая сила воли, просто позавидуешь.
Перед смертью Агоклафея Полторацкая, покаялась в грехах. Вот что пишет в своей книге « Пушкинский Петербург» А. Яцевич (искусствовед, краевед и пушкинист): « Почувствовав приближение смерти и жестоко страдая, она приказала собрать в большом зале ее дома, близ Торжка, всю округу. Здесь, при большом стечении "крестьян и соседей, неукротимая "Полторачиха" во всеуслышание покаялась в своих прегрешениях, произведя этим сильнейшее впечатление на присутствующих».
Участки на Фонтанке были розданы в приданое дочерям. Все три дома (NN 97, 99, 101) были построены на средства М. Ф. Полторацкого.
Дом 101, каменный трёхэтажный, был построен в 1790-1793 годах (1852, арх. Фон Витт Василий Васильевич (Людвигович) – перестройка).
Дома 97 и 99 строились одновременно, различаются в основном в силу разного размера участков.
В центре дома 101 - арка, ведущая во двор.
Набережная Фонтанки, 97 ( 1790-1793). Дом строился одновременно с домом №99. В отличие от дома 101, сильно переделанного в 1852 году, фасады домов 97 и 99 сохранились без существенных изменений, если не считать того, что парные колонны по сторонам ворот дома № 99 – более позднего времени.
Вернемся к дочкам Полторацкой. Меня особенно заинтересовала Елизавета Марковна. Она в 1792 году вышла замуж за Алексея Николаевича Оленина, впоследствии президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки. Елизавета и А. Н. Оленин после свадьбы поселились в доме 101. Оленины занимали его до 1813 г. В это время в д. 97 жили братья Е. М. Олениной - Алексей и Александр Полторацкие. С 1813 г. и этот дом стал собственностью Олениных и местом их жительства вплоть до 1819 года.
Оленин был человек всесторонне образованный, тонкий ценитель искусства. Его радушный дом долгое время служил приютом литераторам и художникам того времени. Но и чиновники разных мастей тоже любили посещать гостиную этого влиятельного сановника, прозванного Александром I "тысячеискусником".
После восхождения на трон Александра I Оленин оказался в числе приближенных нового императора и занял пост государственного секретаря, играя важную роль в работе государственного аппарата. Позже он был назначен членом Государственного совета. Помимо государственных дел, Алексей Николаевич активно занимался наукой - им были написаны труды по истории и археологии Древней Руси, работа «Толкования многих военных русских старинных речений». Он положил начало русской эпиграфике - исторической дисциплине, изучающей надписи на камне, керамике и металле. В 1786 году его избрали членом Российской академии, которую в то время возглавляла Е. Р. Дашкова. Позже он стал президентом Академии художеств.
Дома у Олениных было много картин, статуй, античных слепков, экзотических ваз. Кроме хозяев, их детей, в доме проживали бедные родственницы, воспитанницы, гувернёры, гувернантки и дворовые слуги. За изобилие обитателей и их разнородность дом Олениных даже называли «Ноев ковчег».
В Оленинском доме на Фонтанке, 97 собирался так называемый Оленинский кружок. Дочь Олениных - Анна - писала в своих воспоминаниях: «В кругу незабвенных наших современников: Карамзина, Блудова, Крылова, Батюшкова, Глинки, Мицкевича, Уткина, Щедрина и прочих - почерпала я всё, что было в то время лучшего».
Кстати, здесь впервые встретились Пушкин и Керн.
Возможно, она выглядела так.
А. П. Керн – дочь Петра Марковича Полторацкого, сына известного придворного певческой капеллы Марка Полторацкого, женатого на властной Агафоклее Александровне Шишковой. Анна Петровна Керн (1800-1879) в истории более всего известна ролью вдохновительницы, которую она сыграла в жизни Пушкина. Это ей он посвятил известное стихотворение:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты
Новым владельцем дома Оленина (1823 год), стала Серафима Ивановна Штерич. Многие из тех, кто посещал когда-то дом Олениных, были теперь гостями Штерич.
С начала 1829 года часть здания заняло правление Петербургского университета с его канцелярией. С предоставлением университету в конце 30-х годов помещения бывших 12-ти коллегий на Васильевском острове, правление университета оставило бывший оленинский дом.
После того, как умерла хозяйка дома С. И. Штерич, в управление оставшимся имуществом вступила ее внучка, княгиня Мария Алексеевна Щербатова. А вот с ней уже связано имя Лермонтова. Мария Алексеевна Штерич была замужем за князем Щербатовым, но скоро осталась вдовой. Она была одной из самых образованных и интереснейших женщин Петербурга 1840-х годов. Лермонтов посвятил Щербатовой свое известное стихотворение „На светские цепи":
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.
В 1860-х годах домом владел П. П. Мельников, в 1888 году в нём находилось Общество спасания на водах.
Варвара Марковна Полторацкая получила дом №99 в приданое после свадьбы с Дмитрием Борисовичем Мертваго в 1804 году. В 1822 году домом владела купчиха Зверкова.
Во времена СССР с 1977 года в доме № 99 в 20-й квартире жил известный и любимый многими актёр Михаил Светин. Михаил Семенович сыграл множество ролей в театрах, а также в кино. Я его помню по фильмам: "Афоня", "12 стульев", "Чародеи", "Человек с бульвара капуцинов".
В наше время в доме №99 располагается Ленинградское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
На этом история домов не заканчивается. Шли годы, дома меняли владельцев, сменялись поколения жителей, а также названия контор и организаций, располагавшихся там. «Три Сестры» многое повидали, всё просто невозможно охватить в небольшой статье. Дома по-прежнему жилые. В них есть как коммуналки, так и отдельные квартиры. А также есть отели, бары и различные магазинчики.
Что-то я увлеклась описанием «Трех сестер», переходим к следующему дому - особняку В.А. Шретера. Находится он по адресу набережная реки Мойки, 114/ул. Писарева 2.
Кирпичный фасад, внешним видом напоминающий обликом старый европейский домик, невольно привлекает взгляд. Построил дом выпускник Императорской академии художеств в России, а также Берлинской академии художеств, талантливый русский архитектор немецкого происхождения Виктор Александрович Шретер (1839-1901).
Больших и масштабных проектов за Виктором Александровичем числится великое множество. Строил он и дворцы, и фабрики, и доходные дома, и церкви. А еще театры - в Иркутске, Киеве, Нижнем Новгороде, Тбилиси. Довелось ему перестраивать и фасад Мариинского театра, пострадавший после пожара.
Особняк на углу набережной Мойки и улицы Писарева архитектор начал проектировать в 1890 году. К этому времени у него уже было восемь детей, и дом он возводил для своей семьи. Кстати, двое из его детей, стали архитекторами. Строительство особняка было закончено в 1891 году.
Кирпичный стиль особняка, на мой взгляд, смотрится значительно интереснее, нежели оштукатуренный. В. А. Шретер был в то время ведущим мастером кирпичного стиля. Мне нравятся такие здания. Кирпич, плитка, интересные окна, эркер с башенкой, ажурные балкончики. Жаль, внутрь нельзя попасть.
На фасаде дома изображены треугольник и циркуль как символы профессии архитектора. У кого-то читала, что это масонский знак, чего только не придумают)))
После революции в доме была произведена перепланировка, и здесь стали размещаться коммунальные квартиры. Сейчас дом расселён и, судя по всему, ждёт ремонта. Ну что, прощаемся с этим романтичным домом и отправляемся дальше.
Перед нами доходный дом Щурова Г. И. (2-я Красноармейская ул., 7/Егорова ул., 4). Архитекторы: Радике Иван Иванович (1863-1864, 1872) и Баниге Сергей Владимирович (1907 - перестройка и расширение).
Дом обрёл современный вид, когда его владельцем был Гавриил Иванович Щуров, органист императорских театров. Особых сведений я о нём не нашла, как и фотографий. В «Петербургской газете» №109 за 1912 год сохранился шарж органиста, сделанный актёром и художником, уроженцем Швейцарии, Полем Робером (Paul Robert; 1867–1934).
Сведения о Щурове, как о владельце дома есть с 1904 года. На 1917 год он также значится владельцем. В конце 1918 года он еще служил в театре. Есть также информация в адресных книгах, что после революции Щуров остался проживать в своём доме на 2-й Роте Измайловского полка, ставшей после 1923 года 2-й Красноармейской. А улица Егорова ранее называлась Тарасовский или Тарасов переулок, в честь купцов и крупных домовладельцев С.А. и Н.А. Тарасовых. В 1920-е годы она также была переименована в честь И.Е. Егорова (1888-1918), участника штурма Зимнего дворца и гражданской войны, депутата Петросовета.
В 1986-1988 гг. дом прошёл капремонт, при этом было утрачено оригинальное ограждение кровли с "готическими" элементами.
А еще было интересно узнать, что в этом доме в 1912 - 1913 гг. жил писатель А. С. Гриневский (Грин). Думаю, многим знакомы книги «Алые паруса» и «Бегущая по волнам».
На этом истории с домами пока закончу, а в заключение несколько фото.
Вот такого красавчика я встретила недавно по дороге домой.
Это современный ретро-трамвай, получивший название «Достоевский». Вагон выполнен в стиле трамвая модели ЛМ-57. Его серийное производство в Ленинграде началось в конце 50-х. До середины 80-х такие вагоны ходили по городу. Нынешние инженеры воссоздали внешний облик - это и номерной прожектор, округлые формы кузова, круглые габариты. А еще зелено-бежевая окраска. За необычный дизайн ленинградцы и прозвали его «Стилягой».
А этот ретро-троллейбус можно увидеть в Петербурге на Малом проспекте Петроградской стороны, 54-56. Троллейбус «Шкода-9ТрН27» с прежним бортовым номером 7710 был выпущен в 1980 году и работал в Алуштинском троллейбусном парке. В 2022 году машина была списана, выкуплена ООО «Ретролайн» и перевезена в Санкт-Петербург, где отреставрирована.
Продолжение следует….