Найти в Дзене
Солнце светит всем

Пешком и на авто по Петербургу. Интересные дома и объекты, часть I

Я когда куда-то еду или еду, постоянно что-то фотографирую на телефон. В моём архиве накопилось огромное количество фотографий интересных особняков, зданий, разных объектов в Петербурге, о которых хочется рассказать.

Милый проспект.
Милый проспект.

Решила, напишу о таких местах, вдруг кому-то будет интересно и полезно при посещении Санкт-Петербурга. Это будет не какой-то особый маршрут по городу, как я делаю обычно, а просто рассказ об увиденном. Хотя при желании в Яндекс картах легко будет из адресов собрать довольно интересную экскурсию. Статья будет из 2-х частей, ибо материала много.

Университетская набережная.
Университетская набережная.

Начну с тех домов, которые мне понравились больше всего. Попутно буду показывать, что ещё интересного увидела по дороге. Прогуливаясь по набережной Фонтанки, рядом с Сенным рынком, моё внимание привлекли три внешне похожих дома. Оказывается, эти дома на Фонтанке, под номером 97, 99 и 101, в народе называют «Три сестры».

На фото слева направо Набережная Фонтанки 101, 99, 97.
На фото слева направо Набережная Фонтанки 101, 99, 97.

Три смежных дома на Фонтанке построены в стиле классицизма. Сдержанный внешний вид, симметрия и пропорциональность фасадов, отличие лишь в цвете.

Набрежная Фонтанки.
Набрежная Фонтанки.

Дома были построены ещё в XVIII веке, и их история связана с удивительными судьбами очень интересных людей.

Начинается история с Марка Федоровича Полторацкого (1729-1795) – русского оперного певца, придворного певчего Елизаветы Петровны, действительного статского советника.

Марк Федорович с детства обладал красивым голосом и, будучи студентом, пел в академическом хоре. В 1744 году голос Марка услышал граф Алексей Разумовский (сам в прошлом певчий), сопровождавший императрицу Елизавету Петровну в её поездке на Украину. Через год юноша прибыл в Санкт-Петербург для певческой службы в хоре при императорском дворе, а вскоре после этого был назначен «уставщиком» придворного хора.

Полторацкий Марк Федорович. Художник Левицкий Д.Г.
Полторацкий Марк Федорович. Художник Левицкий Д.Г.

В 1750 году первым из славян был зачислен в итальянскую оперную труппу, выступал под именем «Марко Портурацкий». Карьера его быстро и хорошо складывалась. При императрице Екатерине II он был назначен директором Придворной певческой капеллы, переименован в статские советники и получил потомственное дворянство, а в августе 1783 года был произведён в действительные статские советники.

Елизавета, а затем и Екатерина II к нему благоволили. Одаривали поместьями, тысячами крепостных душ, земельными участками. Вот эти три дома, «Три сестры», как раз и построены на участках Марка Федоровича Полторацкого.

Женат был Марк Фёдорович дважды. О первой жене особо нечего сказать, она скончалась при родах. А вот о второй расскажу более подробно. Ей стала юная, 15-тилетняя Агафоклея Александровна Шишкова. Говорят, когда Полторацкий приехал свататься к родителям барышни, она еще играла в куклы. Однако эта маленькая девочка была довольно упряма и обладала железным характером. Очень скоро она показала свой нрав. Агафоклея Александровна отличалась не только предприимчивостью и хозяйственной сметливостью, но и строгостью, а порой и даже жесткостью в отношениях с дворовыми и крепостными, деловыми партнерами и конкурентами. В народе она получила прозвище "Полторачиха".

Полторацкая Агафоклея Александровна. Художник Левицкий Д.Г.
Полторацкая Агафоклея Александровна. Художник Левицкий Д.Г.

Ее исключительная энергия и хватка способствовали тому, что к концу жизни состояние Полторацкой исчисляли в 13 тысяч душ. Железной рукой она держала не только хозяйство, но и собственных детей. А было их немало. Агафоклея Александровна родила Марку Фёдоровичу двадцать два ребенка. Правда, до взрослого возраста дожили не все. В те времена детская смертность была высокой, и даже большие деньги и титулы не спасали от неё.

Если верить найденной информации, Полторацкие вырастили 11 детей. Они не жалели ни средств, ни усилий, чтобы дать своим детям достойное воспитание и образование. Старший сын Полторацких - Дмитрий, окончил Штутгартский университет, служил при русском посольстве в Лондоне. Константин Полторацкий - генерал-лейтенант и ярославский губернатор. Среди внучек знаменитой «Полторачихи» - две пушкинские музы Анна Оленина и Анна Керн.

А. Оленина на портрете О.А. Кипренского (1828).
А. Оленина на портрете О.А. Кипренского (1828).

Полторацкая умерла в 1822 году, но еще задолго до смерти она перевернулась с экипажем и была сильно изувечена. Однако и прикованная навсегда к постели, она все же продолжала самостоятельно распоряжаться своими имениями. Вот такая сила воли, просто позавидуешь.

Перед смертью Агоклафея Полторацкая, покаялась в грехах. Вот что пишет в своей книге « Пушкинский Петербург» А. Яцевич (искусствовед, краевед и пушкинист): « Почувствовав приближение смерти и жестоко страдая, она приказала собрать в большом зале ее дома, близ Торжка, всю округу. Здесь, при большом стечении "крестьян и соседей, неукротимая "Полторачиха" во всеуслышание покаялась в своих прегрешениях, произведя этим сильнейшее впечатление на присутствующих».

Участки на Фонтанке были розданы в приданое дочерям. Все три дома (NN 97, 99, 101) были построены на средства М. Ф. Полторацкого.

-9

Дом 101, каменный трёхэтажный, был построен в 1790-1793 годах (1852, арх. Фон Витт Василий Васильевич (Людвигович) – перестройка).

Набережная Фонтанки, 101.
Набережная Фонтанки, 101.

Дома 97 и 99 строились одновременно, различаются в основном в силу разного размера участков.

Дома 99, 97 (слева направо).
Дома 99, 97 (слева направо).

В центре дома 101 - арка, ведущая во двор.

-12

Набережная Фонтанки, 97 ( 1790-1793). Дом строился одновременно с домом №99. В отличие от дома 101, сильно переделанного в 1852 году, фасады домов 97 и 99 сохранились без существенных изменений, если не считать того, что парные колонны по сторонам ворот дома № 99 – более позднего времени.

Дом №97
Дом №97
Дом №99
Дом №99

Вернемся к дочкам Полторацкой. Меня особенно заинтересовала Елизавета Марковна. Она в 1792 году вышла замуж за Алексея Николаевича Оленина, впоследствии президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки. Елизавета и А. Н. Оленин после свадьбы поселились в доме 101. Оленины занимали его до 1813 г. В это время в д. 97 жили братья Е. М. Олениной - Алексей и Александр Полторацкие. С 1813 г. и этот дом стал собственностью Олениных и местом их жительства вплоть до 1819 года.

Елизавета Марковна Оленина. Художник Ванек А.Г.
Елизавета Марковна Оленина. Художник Ванек А.Г.

Оленин был человек всесторонне образованный, тонкий ценитель искусства. Его радушный дом долгое время служил приютом литераторам и художникам того времени. Но и чиновники разных мастей тоже любили посещать гостиную этого влиятельного сановника, прозванного Александром I "тысячеискусником".

Алексей Николаевич Оленин
Алексей Николаевич Оленин

После восхождения на трон Александра I Оленин оказался в числе приближенных нового императора и занял пост государственного секретаря, играя важную роль в работе государственного аппарата. Позже он был назначен членом Государственного совета. Помимо государственных дел, Алексей Николаевич активно занимался наукой - им были написаны труды по истории и археологии Древней Руси, работа «Толкования многих военных русских старинных речений». Он положил начало русской эпиграфике - исторической дисциплине, изучающей надписи на камне, керамике и металле. В 1786 году его избрали членом Российской академии, которую в то время возглавляла Е. Р. Дашкова. Позже он стал президентом Академии художеств.

Дома у Олениных было много картин, статуй, античных слепков, экзотических ваз. Кроме хозяев, их детей, в доме проживали бедные родственницы, воспитанницы, гувернёры, гувернантки и дворовые слуги. За изобилие обитателей и их разнородность дом Олениных даже называли «Ноев ковчег».

В Оленинском доме на Фонтанке, 97 собирался так называемый Оленинский кружок. Дочь Олениных - Анна - писала в своих воспоминаниях: «В кругу незабвенных наших современников: Карамзина, Блудова, Крылова, Батюшкова, Глинки, Мицкевича, Уткина, Щедрина и прочих - почерпала я всё, что было в то время лучшего».

Кстати, здесь впервые встретились Пушкин и Керн.

Фото с zelengarden.ru. Портрет А.Керн предположительный, доподлинно неизвестно, она ли это.
Фото с zelengarden.ru. Портрет А.Керн предположительный, доподлинно неизвестно, она ли это.

Возможно, она выглядела так.

А.П. Керн. Неизвестный художник. 1820.
А.П. Керн. Неизвестный художник. 1820.

А. П. Керн – дочь Петра Марковича Полторацкого, сына известного придворного певческой капеллы Марка Полторацкого, женатого на властной Агафоклее Александровне Шишковой. Анна Петровна Керн (1800-1879) в истории более всего известна ролью вдохновительницы, которую она сыграла в жизни Пушкина. Это ей он посвятил известное стихотворение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

Новым владельцем дома Оленина (1823 год), стала Серафима Ивановна Штерич. Многие из тех, кто посещал когда-то дом Олениных, были теперь гостями Штерич.

С начала 1829 года часть здания заняло правление Петербургского университета с его канцелярией. С предоставлением университету в конце 30-х годов помещения бывших 12-ти коллегий на Васильевском острове, правление университета оставило бывший оленинский дом.

После того, как умерла хозяйка дома С. И. Штерич, в управление оставшимся имуществом вступила ее внучка, княгиня Мария Алексеевна Щербатова. А вот с ней уже связано имя Лермонтова. Мария Алексеевна Штерич была замужем за князем Щербатовым, но скоро осталась вдовой. Она была одной из самых образованных и интереснейших женщин Петербурга 1840-х годов. Лермонтов посвятил Щербатовой свое известное стихотворение „На светские цепи":

От дерзкого взора

В ней страсти не вспыхнут пожаром,

Полюбит не скоро,

Зато не разлюбит уж даром.

В 1860-х годах домом владел П. П. Мельников, в 1888 году в нём находилось Общество спасания на водах.

Варвара Марковна Полторацкая получила дом №99 в приданое после свадьбы с Дмитрием Борисовичем Мертваго в 1804 году. В 1822 году домом владела купчиха Зверкова.

Во времена СССР с 1977 года в доме № 99 в 20-й квартире жил известный и любимый многими актёр Михаил Светин. Михаил Семенович сыграл множество ролей в театрах, а также в кино. Я его помню по фильмам: "Афоня", "12 стульев", "Чародеи", "Человек с бульвара капуцинов".

Светин Михаил Семенович.
Светин Михаил Семенович.

В наше время в доме №99 располагается Ленинградское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

На этом история домов не заканчивается. Шли годы, дома меняли владельцев, сменялись поколения жителей, а также названия контор и организаций, располагавшихся там. «Три Сестры» многое повидали, всё просто невозможно охватить в небольшой статье. Дома по-прежнему жилые. В них есть как коммуналки, так и отдельные квартиры. А также есть отели, бары и различные магазинчики.

-20

Что-то я увлеклась описанием «Трех сестер», переходим к следующему дому - особняку В.А. Шретера. Находится он по адресу набережная реки Мойки, 114/ул. Писарева 2.

Дом В.А. Шретера
Дом В.А. Шретера

Кирпичный фасад, внешним видом напоминающий обликом старый европейский домик, невольно привлекает взгляд. Построил дом выпускник Императорской академии художеств в России, а также Берлинской академии художеств, талантливый русский архитектор немецкого происхождения Виктор Александрович Шретер (1839-1901).

Виктор Александрович Шретер. Зодчий. 1901. Выпуск 11. Л.60
Виктор Александрович Шретер. Зодчий. 1901. Выпуск 11. Л.60

Больших и масштабных проектов за Виктором Александровичем числится великое множество. Строил он и дворцы, и фабрики, и доходные дома, и церкви. А еще театры - в Иркутске, Киеве, Нижнем Новгороде, Тбилиси. Довелось ему перестраивать и фасад Мариинского театра, пострадавший после пожара.

Особняк на углу набережной Мойки и улицы Писарева архитектор начал проектировать в 1890 году. К этому времени у него уже было восемь детей, и дом он возводил для своей семьи. Кстати, двое из его детей, стали архитекторами. Строительство особняка было закончено в 1891 году.

Кирпичный стиль особняка, на мой взгляд, смотрится значительно интереснее, нежели оштукатуренный. В. А. Шретер был в то время ведущим мастером кирпичного стиля. Мне нравятся такие здания. Кирпич, плитка, интересные окна, эркер с башенкой, ажурные балкончики. Жаль, внутрь нельзя попасть.

-24

На фасаде дома изображены треугольник и циркуль как символы профессии архитектора. У кого-то читала, что это масонский знак, чего только не придумают)))

-25

После революции в доме была произведена перепланировка, и здесь стали размещаться коммунальные квартиры. Сейчас дом расселён и, судя по всему, ждёт ремонта. Ну что, прощаемся с этим романтичным домом и отправляемся дальше.

-26

Перед нами доходный дом Щурова Г. И. (2-я Красноармейская ул., 7/Егорова ул., 4). Архитекторы: Радике Иван Иванович (1863-1864, 1872) и Баниге Сергей Владимирович (1907 - перестройка и расширение).

Доходный дом Щурова Г. И.
Доходный дом Щурова Г. И.

Дом обрёл современный вид, когда его владельцем был Гавриил Иванович Щуров, органист императорских театров. Особых сведений я о нём не нашла, как и фотографий. В «Петербургской газете» №109 за 1912 год сохранился шарж органиста, сделанный актёром и художником, уроженцем Швейцарии, Полем Робером (Paul Robert; 1867–1934).

-28

Сведения о Щурове, как о владельце дома есть с 1904 года. На 1917 год он также значится владельцем. В конце 1918 года он еще служил в театре. Есть также информация в адресных книгах, что после революции Щуров остался проживать в своём доме на 2-й Роте Измайловского полка, ставшей после 1923 года 2-й Красноармейской. А улица Егорова ранее называлась Тарасовский или Тарасов переулок, в честь купцов и крупных домовладельцев С.А. и Н.А. Тарасовых. В 1920-е годы она также была переименована в честь И.Е. Егорова (1888-1918), участника штурма Зимнего дворца и гражданской войны, депутата Петросовета.

-29
-30

В 1986-1988 гг. дом прошёл капремонт, при этом было утрачено оригинальное ограждение кровли с "готическими" элементами.

А еще было интересно узнать, что в этом доме в 1912 - 1913 гг. жил писатель А. С. Гриневский (Грин). Думаю, многим знакомы книги «Алые паруса» и «Бегущая по волнам».

А. Грин в Санкт-Петербурге. Фото 1910 года
А. Грин в Санкт-Петербурге. Фото 1910 года

На этом истории с домами пока закончу, а в заключение несколько фото.

Вот такого красавчика я встретила недавно по дороге домой.

-33

Это современный ретро-трамвай, получивший название «Достоевский». Вагон выполнен в стиле трамвая модели ЛМ-57. Его серийное производство в Ленинграде началось в конце 50-х. До середины 80-х такие вагоны ходили по городу. Нынешние инженеры воссоздали внешний облик - это и номерной прожектор, округлые формы кузова, круглые габариты. А еще зелено-бежевая окраска. За необычный дизайн ленинградцы и прозвали его «Стилягой».

-34

А этот ретро-троллейбус можно увидеть в Петербурге на Малом проспекте Петроградской стороны, 54-56. Троллейбус «Шкода-9ТрН27» с прежним бортовым номером 7710 был выпущен в 1980 году и работал в Алуштинском троллейбусном парке. В 2022 году машина была списана, выкуплена ООО «Ретролайн» и перевезена в Санкт-Петербург, где отреставрирована.

Продолжение следует….