Автор С. А. Насонкина
О вежливости, этикете и хороших манерах
Среди положительных качеств часто называют вежливость. Вежливый человек, общаясь с другими людьми, всегда старается вести себя так, чтобы не мешать и не вредить, не обижать и не оскорблять. С таким человеком приятно вместе работать, отдыхать, делать какое-то общее дело.
Вежливость проявляется во всем: во внешнем облике, в речи и поступках. И если она не показная, а истинная, такой человек и мыслит вежливо. А еще — он умеет сочувствовать, то есть переживать вместе с другим человеком его горе, радость или грусть. Он поможет слабому не для того, чтобы показаться хорошим, а потому что понимает: человеку трудно. Он ни с кем никогда, даже в спорте, не будет разговаривать грубо, потому что грубость для него просто неприемлема. Вежливый человек живет по золотому правилу этики: никогда не делай людям того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе. Иными словами, по-настоящему вежливый человек — это человек порядочный.
Но одних добрых побуждений недостаточно. Чтобы вежливость не оказалась медвежьей услугой тому, кому она адресована, чтобы не попадать впросак в разных житейских ситуациях по неведению или неловкости, важно знать и уметь соблюдать правила вежливости, или повседневный этикет.
Красивое слово «этикет» пришло в Россию из Франции. Языковеды так объясняют его происхождение. На приеме у короля Франции Людовика XIV гостям раздали карточки, где были перечислены правила поведения, которые им предписывалось соблюдать. Эти карточки назывались etiquette (произносится как «этикет»). В таком значении — правила поведения при дворе и в светском обществе — слово «этикет» вошло во многие языки мира, в том числе (с XVIII века) и в русский.
Произнося словосочетание «повседневный этикет», имеют в виду формы поведения в обществе, которые одобряются большинством современных культурных людей. Эти правила нигде не записаны и не вывешены на видных местах как обязательные для всех (например, нас не выведут из зала ресторана, если мы будем неправильно держать ложку или вилку). Они подразумеваются, о них говорят: «Так принято». Того, кто ведет себя так, как принято, называют человеком с хорошими манерами.
Усвоение правил вежливости, приобретение хороших манер происходит начиная с раннего детства. Самые первые и важные уроки воспитания — первую «прививку» манер поведения — ребенок получает в своей семье. Бытовая обстановка семьи, ее психологический климат, склонности, привычки, речь близких людей дают ребенку образцы стиля жизни, характера взаимоотношений, эстетического вкуса. Эти образцы оказывают воздействие на формирование личности ребенка и оставляют след на всю жизнь.
Дальнейшие «прививки» происходят, когда ребенок начинает встречаться со сверстниками и взрослыми людьми на улице, в различных общественных местах, в детском саду.
Детскому саду в воспитании у детей хороших манер поведения принадлежит очень большая роль. Важно, чтобы в стенах детского сада, так же как и в семье, ребенок видел хорошие образцы для подражания. Только в ежедневной и ежечасной практике приобретаются умения и привычки культурного поведения, оно становится естественным, единственно возможным.
Свет мой, зеркальце, скажи...
О том, насколько человек вежлив (воспитан), в первую очередь сообщает его внешний вид — выражение лица, прическа, одежда...
Как должен выглядеть воспитанный (вежливый) человек? Ответ: он не должен выглядеть неприятно или нелепо. А следовательно:
• Он должен быть опрятным. Неряха не вызывает симпатий. И здесь нет не важных вещей. Даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или его отсутствие, говорят сами за себя.
• Его внешний вид должен соответствовать тому месту, куда он направляется. Хотя сегодня требования этикета в отношении одежды не очень строги, все же на лыжную прогулку и в театр одеваются по-разному.
• Его одежда и обувь должны быть удобными и подобранными по сезону. При этом обязательно нужно учитывать особенности своей фигуры. Даже если такой фасон «носят все», стоит подумать, годится ли он именно нам.
• Он должен иметь приветливое выражение лица.
Научите детей, выходя из дома, проверять свой внешний вид по этим пунктам.
Помогите им усвоить основные гигиенические правила и овладеть навыками их соблюдения, а также понять их сущность: нельзя пользоваться чужими предметами личной гигиены, потому что с ними могут переноситься микробы, и поэтому невежливо, например, просить у кого-то расческу и предлагать кому-то свою зубную щетку.
Развивайте эстетический вкус своих детей и воспитывайте у них доброжелательное отношение к окружающим людям.
«Здравствуйте» и другие добрые слова
— Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?..
В. Солоухин
У всех людей есть обычай приветствовать друг друга при встрече. Когда, с кем и как надо здороваться? Надо ли здороваться утром со своими домашними — ведь мы же никуда не уходили из нашей квартиры?! Надо ли здороваться по телефону — ведь нас не видит тот, кто нам ответил, может быть, мы с ним и не знакомы?..
В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй» значит «будь здоров».
Помогите детям расслышать добрый смысл слов «здравствуй», «доброе утро», «добрый вечер». Ведь так приятно желать здоровья и добра своим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам, воспитателям и товарищам! Люди, живущие в деревнях, часто здороваются на улице даже с приезжими. Конечно, в большом городе такое и представить трудно. Но вот когда вы обратитесь на улице (например, с вопросом) к кому-нибудь лично, сначала поздоровайтесь, можно просто слегка поклониться, что и будет означать приветствие. Важно при этом не забыть сказать добрые слова «извините» (за беспокойство) и «пожалуйста».
Получив ответ на свой вопрос (или покупку в магазине, или предложение сесть в автобусе), не забывайте говорить еще одно доброе слово — «спасибо».
Когда вы звоните кому-нибудь по телефону, услышав в трубке «Алло!», тоже сначала поздоровайтесь и представьтесь (например: «Здравствуйте! Это Маша»).
Вежливая улица
Привычка соблюдать правила уличного движения — безусловная черта человека воспитанного. Важность этих правил неоспорима: от их соблюдения зависит жизнь людей. Но нельзя забывать и о других правилах — правилах вежливости, пренебрежение которыми если и не грозит нашей жизни, то порой очень портит настроение. Правила эти просты и логичны.
• Если вы идете по тротуару, придерживайтесь правой его стороны — и тогда вы не будете сталкиваться с пешеходами, идущими навстречу.
• Не загораживайте всю ширину тротуара.
• Ребенка лучше вести справа от себя — так его никто не толкнет случайно. Если же ребенок идет в сопровождении двоих взрослых, ему удобнее и безопаснее идти между ними.
• Если вам нужно обогнать кого-то (особенно если вы при этом кого-то задели), непременно извинитесь. Вам ответят: «Ничего!», «Не стоит извинений!» Так же ответите и вы, если нечаянно толкнут вас и извинятся. Обгоняйте человека, идущего в одном с вами направлении, слева, а встречного пешехода обходите справа.
• Разговаривайте на улице, в том числе и с детьми, негромко, а тем более не кричите.
• Своим примером приучайте детей не есть, шагая по улице. (Можно перекусить, например, на скамеечке в сквере.)
• Своим примером формируйте у детей устойчивую привычку не бросать никакой мусор на тротуар, на землю, на пол. Помимо того что валяющаяся на тротуаре банановая кожура или осколки бутылочного стекла в песке пляжа опасны для физического здоровья людей, они опасны и для нравственного здоровья. Очень вредно видеть улицы своего родного города или села, подъезды домов, любимые уголки природы загаженными, буквально изуродованными огрызками, бумажками, бутылками... Даже если поблизости нет урны, всегда можно положить конфетные фантики, обертки от мороженого в сумку или в карман и выбросить в предназначенном для этого месте.
Ехали мы, ехали...
Всем нам — кому-то иногда, а кому-то, к сожалению, каждый день — приходится ездить с детьми в общественном транспорте. Такая поездка может стать настоящим испытанием, в том числе и испытанием воспитанности.
Постарайтесь оградить детей от участия в сценах борьбы за удобное место. Конечно, хорошо и правильно, если кто-то из пассажиров предложит ребенку сесть. Спасибо! Но не приучайте малышей к тому, что им все должны уступать место «у окошечка». Если свободные места есть, сядьте и усадите ребенка; если же все места заняты, спокойно постойте вместе с ним. А увидев, например, стоящего рядом пожилого человека, с доброжелательной улыбкой предложите ему сесть. Позже можно поговорить с малышом о том, что стареньким людям трудно стоять: у них больные ноги, больное сердце; и хорошо, что рядом оказались вы, молодые и здоровые. Поступая так, вы поможете ребенку испытать чувство собственного достоинства и сочувствие по отношению к пожилым и слабым.
Как и в любом общественном месте, в транспорте невежливо разговаривать громко. Поэтому всегда показывайте детям пример — разговаривайте вполголоса, не мешая соседям.
Откуда берутся «нехорошие» слова
Наш ребенок уже хорошо говорит. Он радуется новой возможности самовыражения, а мы, взрослые, помогаем ему: от нас он узнает новые слова и их значения, с нашей помощью учится связывать эти слова в высказывания, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать. Но всегда ли нашу собственную речь можно назвать образцовой? Нет ли в ней слов-паразитов (значит, понимаешь...)? Не злоупотребляем ли мы жаргонными словечками (блин, прикол...)? Не имеем ли мы привычки обидно обзывать своих родных и знакомых (дурак, идиот, кретин...)? Не позволяем ли себе в минуты гнева и раздражения произносить, не приведи господи, нецензурные слова?
Если вы однажды услышите от малыша «нехорошее» слово, то прежде чем утверждать, что он «принес» его откуда-то, поищите источник в ближайшем окружении. Помните: дети подражают свои родителям.
Некоторые вещи бывает трудно объяснить маленькому ребенку. Почему, например, какое-то слово — «нехорошее»? Естественно, не стоит объяснять малышу значения «нехороших» слов, но высказать свое отношение к ним необходимо. Побеседуйте на эту тему: «Мы с папой (с мамой) не говорим так, и ты не должен говорить это слово, оно плохое, грязное. Мы очень огорчимся, если ты будешь так говорить. Давай выплюнем это слово в салфетку и выбросим, чтобы на языке этого слова не было».
Конечно, понятие «культура речи» включает в себя не только отсутствие «нехороших» слов. Ребенка нужно учить вежливо разговаривать, вести беседу, а это значит:
• не только говорить самому, но и уметь слушать собеседника;
• не перебивать человека, который что-то рассказывает;
• даже во время спора не кричать.
К трем годам дети уже имеют представление о своих и чужих людях. Приучайте их к культурной форме обращения: ко всем взрослым, за исключением самых близких людей, нужно обращаться на «вы», а называть их — по имени и отчеству.
Идем в театр
Если вы решили, что ребенок уже дорос до посещения «взрослого» театра, воспитывайте у него манеры культурного театрала. Вспомним некоторые требования театрального этикета.
• Отправляясь в театр, позаботьтесь о том, чтобы ваш внешний вид соответствовал этой цели.
• Постарайтесь не опаздывать к началу представления, концерта, но если все-таки опоздали, не пробирайтесь в темноте к своим местам. Сядьте на свободные места с краю или постойте до антракта.
• Если ваши места — в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, проходите к своим креслам, повернувшись лицом к сидящим.
• Во время спектакля или концерта не вертитесь по сторонам. И не ерзайте на сиденье, ничего не жуйте, не разворачивайте конфеты, не шуршите и не шепчитесь (в том числе и не объясняйте ребенку смысл происходящего на сцене: другие зрители не обязаны участвовать в вашем образовательном процессе).
Примечание для любителей музыки. Когда на концерте исполняется произведение, состоящее из нескольких частей (симфония), между отдельными частями бывают небольшие паузы. Если вы не очень хорошо знаете это произведение, не спешите с аплодисментами: аплодировать принято только в самом конце. Подождите, когда дирижер опустит свою палочку и повернется к слушателям — это и будет сигналом к бурным аплодисментам. Во время спектакля (оперы, балета) зрители могут аплодировать и кричать «бис» после отдельных особенно понравившихся номеров. И тогда эти номера могут повторяться («бис» означает «еще раз», «повторить»).
• По окончании спектакля или концерта не спешите первыми попасть в гардероб. Исполните традицию театрального этикета — поблагодарите выходящих «на поклон» артистов аплодисментами.
• Подготовьте ребенка к встрече с театром. Он должен быть физически и психически способен вести себя так, чтобы посещение театра вместо праздника не оказалось наказанием и для него, и для вас, и для окружающих.
Принимаем гостей. Идем в гости
Обычай ходить в гости (и, соответственно, принимать гостей), наверное, такой же древний, как и обычай приветствовать друг друга при встрече. Приемы гостей бывают самыми разными и требуют от организаторов разных усилий. Особое место среди них занимают детские праздники.
Если виновник торжества примет посильное участие в предпраздничных хлопотах, праздник покажется ему еще более интересным — ведь готовиться к праздникам очень весело; к тому же он познакомится с некоторыми правилами вежливого приема гостей. Гостей можно пригласить и устно, но лучше вручить им пригласительные открытки (в том числе и сделанные вместе с ребенком): гости не перепутают день и час, на который они приглашены, а также адрес. Но главное — приглашать надо вовремя. Тогда родителям приглашенных детей не придется в спешке искать подходящий подарок, а может быть, срочно менять свои планы.
Подумайте о программе праздника. Не надо легкомысленно надеяться, что все само пойдет, — так почти никогда не бывает. Вспомните (или найдите в книжках) какие-нибудь фокусы, подвижные игры, веселые конкурсы. Приготовьте настольные игры, музыкальные записи, смешные маски, призы для конкурсов. Перед приходом гостей сделайте уборку; не забудьте приготовить мыло и чистые полотенца для рук. На вешалке в прихожей должно быть достаточно свободных мест.
Празднично оденьтесь сами, нарядите и аккуратно причешите ребенка.
Гости начинают собираться. Помогите им снять верхнюю одежду. Если некоторые из гостей встречаются впервые, познакомьте их. Сделайте это так, как требует этикет: мальчика представьте девочке; девочка первой подает руку.
Помогайте маленькому хозяину праздника принимать подарки. Откладывать подарок в сторону с равнодушным видом невежливо. Его надо развернуть и обязательно похвалить. Если гость принес цветы, их надо сразу же поставить в воду.
В течение всего праздничного приема следите, чтобы никто из гостей не чувствовал себя одиноким, забытым или обиженным: вовлекайте в игры, смешите, разрешайте возможные конфликты.
Прощаясь с гостями, вручите каждому маленький подарок на память и поблагодарите за то, что они в этот день были с вами.
А вот и вашего малыша пригласили в гости. Постарайтесь подарить то, что действительно доставит удовольствие. (Можно спросить у родителей будущего именинника о его предпочтениях.)
Подарок обязательно должен быть аккуратно, красиво упакован.
Если идете в гости к девочке, подарите ей цветы.
Не забудьте сменную обувь (это не обязательно могут быть домашние тапочки, но и чистые туфельки или ботинки).
Здороваться и знакомиться вы уже умеете. Запомните только: ребенок не должен первым протягивать руку старшим (это касается и девочек).
Даже в знакомом доме гость не должен без разрешения трогать руками все вещи, которые его заинтересовали. Это не принято, и этому правилу вежливости тоже надо учить детей.
Кушайте, гости дорогие!
Гостей, как известно, потчуют, это закон гостеприимства. (Кстати, слова «потчевать» и «честь» — родственные). У славян издревле было принято держать постоянно на столе хлеб и соль. От тех времен берет начало и красивый обычай подносить хлеб-соль почетному гостю.
У разных народов еда и обычаи разные, разная и сервировка. Наш современный столовый этикет в общем можно считать европейским. Интересно, что в Европе ложки и ножи на обеденном столе появились только в XVI веке, а вилки — и того позже. До этого мясо с общего блюда перекладывали рукой на дощечку или на ломоть хлеба.
Царь Петр I решил обучить русских дворян европейским манерам. Правила хорошего тона, которые должен был соблюдать каждый молодой дворянин, в том числе и правила столового этикета, были подробно изложены в написанной сподвижниками Петра I книге «Юности честное зерцало». (Зерцалами назывались трехгранные столбы с двуглавым орлом наверху и наклеенными на гранях царскими указами; они устанавливались в судах как эмблема правосудия. Смысл названия книги можно объяснить так: преподнесение юным читателям нравственных и культурных норм.)
Сегодня у нас есть и тарелки, и ложки, и вилки. Научите детей правильно пользоваться столовыми приборами и сервировать стол. Делать это можно каждый день, дома и в детском саду, в реальной бытовой обстановке и в игре. Итак, вы ждете гостей к праздничному обеду.
Стол нужно накрыть чистой, хорошо отглаженной скатертью, чтобы скатерть лучше лежала, под ней должна быть другая ткань или клеенка.
Приборы ставятся по количеству обедающих.
1 — сервировочная тарелка; она может использоваться и как декоративная подставка, и как тарелка для второго блюда;
2 — закусочная тарелка (меньшего размера) ставится на сервировочную;
3, 4, 5 (справа от тарелок) — столовая ложка выпуклой стороной вниз; нож для закуски (он меньшего размера) и нож для второго блюда (обычный столовый) режущей стороной лезвия к тарелкам;
6, 7 (слева от тарелок) — вилка для закуски (меньшего размера) и вилка для второго блюда (обычная столовая) спинкой вниз;
8 (слева, перед вилками) — тарелочка для хлеба;
9, 10, 11 (перед тарелками) — прибор для десерта: вилка зубцами вправо, ложка и нож ручками вправо;
12 (перед тарелками, чуть вправо от них) — бокал (или бокалы) для напитков;
13 (на верхней тарелке) — сложенная полотняная салфетка;
14 (справа от прибора) — стаканчик с бумажными салфетками (можно положить бумажные салфетки рядом с прибором).
Все разложено и расставлено так, чтобы не нужно было перекладывать предметы из одной руки в другую: ложку и нож обычно берут в правую руку, поэтому они лежат справа; вилку держат левой рукой, поэтому вилки лежат слева. Из двух одинаковых приборов (ножи и вилки) сначала используется тот, который лежит дальше от тарелки.
Если предусмотрен не полный обед, а только закуска, горячее блюдо и десерт, ложку класть не нужно.
Примечание. Такую полную сервировку стола для обеда можно увидеть, например, в ресторане. И чтобы не растеряться (чем что есть?), полезно познакомиться с ней. В домашних условиях, особенно когда стол невелик, можно ограничиться одним комплектом вилок и ножей и сменить приборы перед подачей очередного блюда; можно также сервировать десерт непосредственно перед его подачей.
Если угощение состоит из бутербродов и холодной закуски (салатов), приборов понадобится совсем немного.
Блюдо с пирожками помещают в середину стола.
Рыбные консервы ставят в открытых баночках на блюда или выкладывают на тарелки. Бутылки и кувшины с напитками ставят так, чтобы можно было достать их с разных концов стола.
На каждое блюдо с закуской должна быть положена ложка или вилка (еду с общего блюда, из салатника берут не своей ложкой, а общей).
Зовут к столу
Принято, чтобы за стол сначала садились женщины, а среди детей — девочки. Мужчины и мальчики могут помочь дамам — отодвинуть им стулья.
За красивым столом и сидеть надо красиво: прямо, не слишком близко к столу и не слишком далеко от него, чуть наклоняясь во время еды. Невежливо разваливаться на стуле, нависать над тарелкой, класть локти на стол. Вести себя надо так, чтобы не портить аппетита окружающим: не размазывать еду по тарелке, не катать хлебных шариков, не рассказывать «неаппетитных» историй, не причесываться и не ковырять в зубах.
Полотняную салфетку разверните и положите на колени (руки и рот вытирайте бумажными салфетками, после употребления скатайте их в шарик и оставьте на тарелке).
Постарайтесь во время еды не чавкать и не сопеть. Не дуйте на суп, не облизывайте пальцы и не обгладывайте кости. Не стоит также есть слишком быстро, набивать рот едой и говорить с полным ртом.
Прибор служит только для еды, поэтому не размахивайте им, рассказывая что-либо. Если в рот попала косточка (рыбная, фруктовая), поднесите вилку или ложку ко рту, аккуратно выплюньте на нее косточку и положите на тарелку. Вокруг тарелки не должно быть крошек, корок, клякс из соуса и варенья. Правила вежливости требуют, чтобы после еды тарелка была как можно чище. Не стоит, однако, вычищать ее хлебом.
Не тянитесь за блюдом через стол — попросите соседа передать. Обратите внимание: передают не тарелки к блюду, а блюдо гостю.
Хлеб берите рукой (не вилкой) и не откусывайте от целого куска. Положите его на хлебную тарелочку и ешьте, отламывая (не отрезая) по маленькому кусочку. Когда берете салат, не сгребайте его через край салатника, а зачерпните общей ложкой — тогда край салатника останется чистым, и следующий гость не испачкает руки.
Когда закуска съедена, закусочные тарелки, вилки и ножи убирают. На сервировочные тарелки ставят тарелки с супом. Обратите внимание: подавая суп, надо подходить к гостю с правой стороны.
Ложку держат вот так. Подносите ее ко рту боком.
Доедая суп, не наклоняйте тарелку. Когда суп съеден, ложку оставьте в тарелке. Когда суп съеден, ложку оставьте в тарелке (не на скатерти).
Вторые блюда подаются после того, как убраны глубокие тарелки.
Если второе подается на общем блюде, нужно обойти по очереди всех гостей. Обратите внимание: подавая второе, к гостю надо подходить слева, так ему удобнее брать кушанье себе на тарелку.
Ручку прибора сжимайте всеми пальцами. Указательные пальцы не должны лежать на лезвии ножа и на спинке вилки, а мизинцы не должны быть отогнуты.
Не разрезайте сразу весь кусок. Держа немного наклонно вилку в левой руке, а нож в правой, отрежьте кусочек, съешьте его, поверните вилку спинкой вниз (как ложку), при помощи ножа наберите на вилку гарнир и отправьте в рот (нож при этом уже не помогает, хотя все время остается в руке; с ножа никогда не едят).
Ножом и вилкой едят все, что неудобно размельчать одной вилкой: мясо, сосиски, сардельки, блинчики с начинкой, оладьи, ветчину, колбасу; можно есть так бутерброды и салаты.
Омлет, яичницу, рубленые котлеты, сырники, овощи едят одной вилкой. Так же (одной вилкой) можно есть и рыбу: в правой руке — вилка, ею и отделяем косточки, и отправляем кусочки рыбы в рот, а в левой руке — кусочек хлеба, которым помогаем себе. Если на второе будет подана рыба, при сервировке стола столовую вилку кладут справа от тарелки, а столовый нож не кладут.
И курицу, и другую птицу лучше есть с помощью ножа и вилки.
Ложкой можно аккуратно съесть яйцо всмятку. При этом соль нельзя брать из солонки своей ложкой — только той, что лежит в солонке, а если ее нет — чистым и сухим кончиком своего ножа.
Апельсины чистят ножом — не так, как картошку, а надрезая корку крест-накрест.
Арбуз и дыню едят при помощи ножа и вилки; арбузные косточки вынимают ножом. Для компота есть десертная ложка.
Обратите внимание: прибор передают только ручкой вперед.
Когда кушанье съедено, положите вилку и нож на тарелку ручками вправо — так удобнее убирать посуду.
Вот так выглядит сервировка к чаю:
1 — чашка с блюдцем;
2 — тарелочка для торта;
3 — розетка для варенья;
4 — чайная ложечка (выпуклой стороной вниз);
5 — десертная вилка (спинкой вниз).
Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опускайте ее в свою чашку.
Размешайте сахар своей ложкой, выньте ложку из чашки и положите ее на блюдце (ложка никогда не должна торчать из чашки). Общей ложечкой берут и варенье на свою розетку. Для лимона кладется специальная вилочка.
Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или с блюда рукой. Торт кладут на тарелку специальной лопаточкой. Есть его, как и пирожные с кремом, бисквит, нужно ложкой или десертной вилкой.
Если вы уже выпили первую чашку чая, не спешите просить вторую, посмотрите, все ли гости успели получить первую.
Вообще полезно присматриваться к тому, как ведут себя другие, это может помочь в затруднительном положении. Но вот замечаний за столом не делайте.
Помните мудрые слова: вежлив не тот, кто не облил скатерть, а тот, кто не заметил этого.
Все время, пока гости сидят за столом, хозяева должны не только быть приветливыми, но и внимательно следить за тем, есть ли у гостей все необходимое, не нужно ли кому-нибудь подать новый прибор. Нельзя заставлять гостя есть, если он отказывается от какого-то блюда.
Обед подходит к концу. Промокните губы бумажной салфеткой, положите салфетку с колен на стол рядом со своим местом (не сворачивайте ее по складкам). Можно вставать из-за стола.
Спасибо за вкусное угощение!
Мальчики! Не забудьте помочь выйти из-за стола девочкам, отодвиньте им стулья.