Найти в Дзене

«Селедки», «обезьяний» галстук и брюки-дудочки. Время стиляг.

После победы во Второй мировой войне помимо восстановления городов и производств, упор делали на разработку новых технологий. А так как страна вошла в режим соревнования с США, надо было показать преимущество социалистического строя перед «загнивающим капитализмом». То есть нужно было показать в том числе и новый облик строителя коммунизма. С этим было сложнее: фабрики продолжали выпускать одежду по старым лекалам 30-х годов. Европейская мода добиралась до СССР с задержкой на 10 лет. До войны в городах в моде собственная идентичность, неповторимость. После войны в города начали переселяться жители разоренных деревень, у которых был другой взгляд на внешний вид человека, где главное не выделяться из толпы. Все новое проникает с запозданием, со скрипом. Отсюда чаще негативное первое восприятие нового, тем более в области одежды. Одежда в деревнях носила сакральный характер. И на этом фоне появляется совершенно новая субкультура- «стиляги», как это течение обозначил Д.
Карикатура "Стиляги" из журнала "Крокодил"
Карикатура "Стиляги" из журнала "Крокодил"

После победы во Второй мировой войне помимо восстановления городов и производств, упор делали на разработку новых технологий. А так как страна вошла в режим соревнования с США, надо было показать преимущество социалистического строя перед «загнивающим капитализмом». То есть нужно было показать в том числе и новый облик строителя коммунизма.

Советский мужчина должен был выглядеть так. "Рижские моды", 1955г
Советский мужчина должен был выглядеть так. "Рижские моды", 1955г

С этим было сложнее: фабрики продолжали выпускать одежду по старым лекалам 30-х годов. Европейская мода добиралась до СССР с задержкой на 10 лет.

Иллюстрация из журнала мод 1948г. Такой силуэт был актуален в СССР послевоенных годов.
Иллюстрация из журнала мод 1948г. Такой силуэт был актуален в СССР послевоенных годов.

До войны в городах в моде собственная идентичность, неповторимость. После войны в города начали переселяться жители разоренных деревень, у которых был другой взгляд на внешний вид человека, где главное не выделяться из толпы. Все новое проникает с запозданием, со скрипом. Отсюда чаще негативное первое восприятие нового, тем более в области одежды. Одежда в деревнях носила сакральный характер.

Стиляги: широкие пиджаки, зауженные брюки-дудочки.
Стиляги: широкие пиджаки, зауженные брюки-дудочки.

И на этом фоне появляется совершенно новая субкультура- «стиляги», как это течение обозначил Д. Г. Беляев, автор фельетона «Стиляги — типы, уходящие прошлое», в мартовском «Крокодиле»1949г (сатирическом журнале, где «пропесочивали» недочеты на производстве или другие социальные явления).

Карикатура из сатирического журнала "Крокодил"
Карикатура из сатирического журнала "Крокодил"

Сами стиляги называли себя «чуваками». Стиль одежды и использование сленга в общении делали их весьма заметными в толпе.

В гардероб стиляг входили вещи, подсмотренные в импортных журналах и трофейных фильмах. Ориентация на Западную моду, чаще всего американскую.

Стиляги.
Стиляги.

В гардероб стиляги входили: объемное пальто, желательно клетчатый пиджак, яркие галстуки тонкие или широкие, обувь с зауженным носом на толстой подошве, разноцветные носки и- особое отличие-укороченные брюки-дудочки.

Такие брюки чаще всего шилось на заказ у портных-надомниц, но не каждый брался. Впрочем, некоторые умельцы зауживали брюки самостоятельно.

«Чуваки» носили яркие галстуки двух фасонов: тонкие-«селёдки» и широкие-«обезьяньи», с пальмами и обезьянами. «Обезьяньи» галстуки расписывались вручную самим владельцем, или профессиональным художником. Мода на такие галстуки пошла после просмотра трофейного фильма «Тарзан- человек-обезьяна»1932г. В фильме был эпизод, где Тарзан появляется в светском обществе именно в таком «обезьяньем» ярком галстуке.

"Папина победа" карикатура из журнала "Крокодил". Тут изображен тот самый "обезьяний" галстук.
"Папина победа" карикатура из журнала "Крокодил". Тут изображен тот самый "обезьяний" галстук.

Ширина брючин была принципиальной в определении стиляжничества. Приличными считались широкие брюки с защипами на талии, высокой посадкой, манжетами внизу штанин и шириной брючин 35-40см. Ширина штанин узких прямых брюк-дудочек была 16см и уже.

"Приличные" брюки выглядели так.
"Приличные" брюки выглядели так.

Курьёз: к 60-м годам в «Моделях сезона» рекомендованная ширина штанин -22-24см, ранее брючины 22см считались «стиляжьими».

В провинции отказывались покупать такие неприлично узкие штаны.

Некий Соломатин из Хабаровска предлагал в газете «Советская торговля» свой собственный метод определения ширины брюк: соотнести с размером обуви. Чем размер больше, тем шире штанина.

Герои фильма "Неподдающиеся"(1959г) Анатолий Грачкин(Ю.Белов) и Виктор Громобоев(А.Кожевников), рабочие парни, носят так любимые стилягами клетчатые рубашки.
Герои фильма "Неподдающиеся"(1959г) Анатолий Грачкин(Ю.Белов) и Виктор Громобоев(А.Кожевников), рабочие парни, носят так любимые стилягами клетчатые рубашки.

Особую любовь стиляги питали к модной в тот период ткани в клетку, из которой шились рубашки, пиджаки и пальто. В народе такую ткань назвали «шотландкой». Рубашки в клетку начали выпускать государственные фабрики, то есть тренд стиляг ушел в народ. Такие рубашки с коротким или длинным рукавом, носили без галстука.

Шурик, герой "Кавказская пленница"(1966г), студент, собирающий фольклор, одет в "шотландку". Клетчатая рубашка ушла в народ.
Шурик, герой "Кавказская пленница"(1966г), студент, собирающий фольклор, одет в "шотландку". Клетчатая рубашка ушла в народ.

Студенты, представители творческих профессий часто попадали в категорию стиляг.

Все тот же студент Шурик в "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"(1965г) одет в короткие брюки-дудочки, белую рубашку и укороченную куртку-блайзер на пуговицах.
Все тот же студент Шурик в "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"(1965г) одет в короткие брюки-дудочки, белую рубашку и укороченную куртку-блайзер на пуговицах.

Собственно, весь вид стиляг считался вопиющим. Мужчинам не пристало следить за модой и ухаживать за собой, это было не мужественно.

Из ухода за собой приветствовался общий аккуратный подтянутый вид с чистыми волосами, побритым лицом, но и только. Грань была тонкой. Если к общей ухоженности добавлялся маникюр, уложенные бриолином волосы, костюм с иголочки, начищенные туфли и галстук с зажимом для него, это вызывало скорее порицание, чем восхищение. Возможно, потому что после войны многие так и продолжали ходить в военной форме (вспомните Шарапова в «Место встречи изменить нельзя»).

Владимир Шарапов(В.Конкин) , "Место встречи изменить нельзя", носит военную гимнастерку и в повседневной жизни.
Владимир Шарапов(В.Конкин) , "Место встречи изменить нельзя", носит военную гимнастерку и в повседневной жизни.

Считалось, что мужчине достаточно иметь в гардеробе 1 костюм, несколько рубашек на смену, брюки, одно пальто.

Спортивные штаны и свитер-самая подходящая одежда для занятий спортом. Иллюстрация из "Альбома мод" осень-зима 1955-56гг
Спортивные штаны и свитер-самая подходящая одежда для занятий спортом. Иллюстрация из "Альбома мод" осень-зима 1955-56гг

Ну, можно было добавить, если он занимался спортом, спортивные трикотажные широкие штаны с резинками на щиколотках и поясе, застегивающиеся сбоку на пуговицы.

И трикотажный свитер, желательно с треугольным вырезом. Сначала свитера надевали только для занятий спортом или в турпоходы. Потом, на волне романтики геологов и подражания Хемингуэю, свитер входит в повседневную одежду.

В деревнях стилягой, с которыми стоит бороться, считался любой в модной или яркой одежде. Бывали казусы, когда в милицию попадали студенты, приехавшие на практику, в одежде, сшитой самостоятельно по утвержденным выкройкам из «Работницы» или «Журнала мод».

Приблизительно в это время интерес к моде начал расти.

В 1957г в Москве прошел Всемирного фестиваля молодежи и студентов. На фестиваль прибыло 34тыс. гостей от 20 до 30 лет из 131страны и 2 тысячи журналистов. Естественно, прибывшие были одеты по моде своих стран и их наряды отличалась от одежды принимающей стороны.

Фото Ивана Шагина с Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957г.
Фото Ивана Шагина с Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957г.

После Всемирного фестиваля молодежи и студентов отрицательное отношение к стилягам немного изменилось. Но практически до середины 80-х годов «Крокодил» продолжал бороться со стилягами, уже не являвшимися таковыми с изначальной точки зрения.

Обложка "Крокодила" сентябрь 1984г, высмеивающая существующую моду.
Обложка "Крокодила" сентябрь 1984г, высмеивающая существующую моду.

Обложка "Крокодила" за декабрь 1984г с карикатурой "Ты что, дед! Снегурочку не признал?!" на стилягу- Снегурочеку.
Обложка "Крокодила" за декабрь 1984г с карикатурой "Ты что, дед! Снегурочку не признал?!" на стилягу- Снегурочеку.

Иллюстрации взяты из интернета. Лайки и комментарии приветствуются.