4 марта выкатили обновления в системе выдачи разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов safe-route.ru. "Перечень мер", некорректные данных о дорогах, маршруты через центр городов - с чем сейчас приходится сталкиваться перевозчикам при попытке оформить разрешение.
Немного предыстории
В октябре 2021 года впервые заработала автоматизированная система выдачи разрешений, которую разработала ООО "Софттелематика" по заказу ФКУ "Росдормониторинг". Она заменила систему выдачи разрешений на специальных бумажных бланках, которая действовала еще с прошлого века.
После выхода этой системы не все сразу пошло гладко. Сначала система несколько дней просто не работала: то вообще не зайти в нее было, то не нажимались какие-то кнопки. Все правили "по живому". В бета-тестировании участвовали все негабаритчики России, сжигая госпошлины просто на тест системы.
После этих нескольких дней, когда хотя бы можно было начинать подавать заявления, вылезли другие проблемы: не все владельцы дорог занесли данные о своих участках - соответственно, от них нельзя было получить согласование; получали их по электронной почте и прикладывали к заявлению. Система автоматически пускала маршруты через центр города при наличии объездной дороги или заводила на заведомо непроходные участки. Однако, на это могли повлиять специалисты на местах, вручную поправив прокладываемый маршрут, что они и делали - до конца февраля этого года.
Через 3-4 месяца после введения вроде бы все наладилось, все привыкли, система начала работать более гладко. Разрешения оформлялись быстрее - на простой маршрут с небольшими габаритами можно было получить его за 2-4 дня.
По сравнению с "бумажной" системой это был несомненный прогресс. Отменили кучу ненужных документов вроде писем от производителей на подтверждение параметров груза - да и вообще отменили требование указывать марку и модель перевозимых грузов. Еще был забавный документ "сведения о технических требованиях заявленного к перевозке груза в транспортном положении". Его тоже упразднили.
В общем, схема упростилась и прошел первый этап автоматизации.
1 марта 2024
С этого дня вступили в силу серьезные изменения в нормативно-правовой базе, устанавливающей порядок перевозок негабарита. Вместе с этими нововведениями в законах изменилась и система выдачи, которую начали обновлять еще числа 25 февраля - система не работала примерно неделю. Но уже в понедельник 4 марта она начала функционировать, не без перебоев.
Идея, заложенная в обновление системы выдачи - просто великолепная: выдавать разрешения максимум за три часа! Это просто бальзам на душу всех перевозчиков негабарита, которые за много лет намучились с бумажными разрешениями, ожидая их выхода по три недели. Действительно - вот это ручное согласование десятков одинаковых заявлений с габаритами 22х3,49х4,49 по широкой федеральной трассе с 4-мя полосами для движения - это уже прошлый век. Все это должно быть автоматизировано.
Действительно, уже прямо сейчас можно получить разрешение на короткие маршруты буквально за несколько секунд после оплаты госпошлины и подтверждения маршрута.
Однако, с более сложными маршрутами что-то пошло не так... Что же именно?
Перечень мер
Главная проблема, которая вылезла в обновлении - это новая сущность, которая введена Федеральным законом №257-ФЗ "О дорогах и дорожной деятельности": перечень мер:
16. Если масса тяжеловесного транспортного средства превышает несущую способность участка автомобильной дороги и (или) искусственного дорожного сооружения, по которым проходит маршрут ... и (или) габариты крупногабаритного транспортного средства превышают габариты приближения автомобильной дороги, по которой проходит маршрут ..., с учетом радиусов автомобильной дороги в плане и профиле, и (или) на автомобильной дороге или ее участке, по которым проходит маршрут ... введены временные ограничения движения транспортных средств, для получения специального разрешения заявителем обеспечивается принятие мер, направленных на обеспечение возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства ... Установление необходимости принятия мер по обеспечению возможности движения по автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства производится системой выдачи специального разрешения одновременно с установлением маршрута движения.
Когда мы анализировали эту часть статьи 31 федерального закона 257-ФЗ до того, как увидели реализацию ее на практике, мы сначала решили, что речь идет про то, что в предыдущих версиях законов называлось "спецпроектом по укреплению дорог и искусственных сооружений". То есть - перечень мер для очень тяжелых или очень больших негабаритов.
Как же мы ошиблись...
А что на практике?
На практике, на данный момент (7 марта), это реализовано следующим образом: каждый владелец дороги выставил некоторые ограничения - по длине, ширине, высоте, общей массе и осевым нагрузкам - для разных участков своих дорог. Система берет данные по автопоезду из заявления и сравнивает их с этими ограничениями. Если есть какое-то превышение, то автоматически формируется запрос на предоставление перечня мер.
В системе это выглядит вот так:
Выше на скриншоте продемонстрировано, сколько нужно принять мер для маршрута Дербент - Санкт-Петербург для автопоезда с габаритами 20х4,2х4,2 и общей массой 32 тонны. По маршруту Челябинск - СПб на габариты 20х3.5х4.4 через М5 система выдала уже 73 запроса. Если к некоторому количеству ПОДД на маршруте все уже привыкли, то вот эти перечни мер - новое слово в российской негабаритной логистике.
Новые "особые условия"
По всей видимости, эти меры заменили использовавшиеся ранее "особые условия движения", которые прописывались владельцами дорог в примечаниях к согласованиям маршрута. Там писали про движение в одиночном порядке, про запрет движения в условиях плохой видимости и тому подобное.
И все бы ничего - ну да, вот у владельца объектов дорожной инфраструктуры есть путепровод. У него по техническим документам допустимая нагрузка от одного транспортного средства в потоке - 30 тонн. Специалист не может согласовать проезд транспортного средства с общей массой даже 31 тонну без какой-то оговорки. И в согласовании появляется фраза "движение в одиночном порядке по оси сооружения". Ничего, что ежедневно по этому мосту ездят самосвалы по 48 тонн без всяких согласований - им же не надо разрешение оформлять.
Если этот мост под негабаритом развалится, будут спрашивать: "а кто согласовал проезд?". И у специалиста есть бумажка - что он согласовал, но с оговоркой. А мол, автопоезд, видимо, ехал не в одиночном порядке, нарушил - стало быть, мост чинить надо за счет перевозчика, а не за счет владельца дороги.
Теперь мы хотим это автоматизировать. Если автопоезд весит 30 тонн и меньше - никто не будет рассматривать заявку, нажимать кнопочку "Согласовать" или как раньше - печатать согласование на бланке и прикреплять в систему. Согласование проскакивает автоматически. Красота? Красота.
И что же пошло не так?
Вот только владельцев объектов дорожной инфраструктуры (ВОДИ) в нашем дорожном хозяйстве - сотни, если не больше тысячи. И видимо, у них нет какой-то четкой инструкции о том, что такое новомодный "габарит приближения" и каким образом нужно выставлять ограничения по габаритам. Поэтому получаются вот такие запросы:
Понимаете? Система спрашивает у специалиста: "Какая на участке дороги допустимая ширина и высота автопоезда?". Специалист смотрит в нормативные документы (Постановление Правительства №2200), где написано: "допустимая ширина всех транспортных средств - 2,55 метра; высота - 4,0 метра". Он и ставит у себя в программе, в описании участка маршрута эти цифры. И теперь любой негабарит будет ему присылать перечень мер.
Вот таким образом и появляются у перевозчика в личном кабинете список из 73 мер для маршрута Челябинск - СПб. А между тем каждый перечень мер - это некий документ. Его нужно составить, распечатать, подписать, отсканировать и приложить в систему.
Никаких правил
Больше всего в этой ситуации с перечнями мер нас беспокоит тот факт, что вот эти "меры" ничем и никак не регламентированы. К примеру, к разработке ПОДД есть требования, прописанные в Приказе Минтранса №343. Там написано - какие должны быть разделы в ПОДД, какая информация предоставлена. Да, нет никаких методических рекомендаций о том, как разрабатывать ПОДД для перевозки КТГ - они есть только для тех проектов организации дорожного движения, которые составляются для строительства парковок, заправок и других дорожных объектов. Но есть хотя бы что-то, к чему можно апеллировать - 343й приказ.
С перечнем мер другая ситуация. Кроме самого упоминания о том, что этот перечень мер необходим, нет ни одного упоминания о том, как должен выглядеть этот документ, что в нем должно быть написано и какие есть у согласующего ведомства основания для отклонения. Снова каждый согласующий будет предъявлять к ним требования кто во что горазд. Кто-то возможно будет забивать и все напропалую согласовывать. А кто-то - совсем наоборот, будет цепляться и выдумывать длинные списки претензий, как это делают некоторые с ПОДД.
Сейчас начали, например, появляться сообщения о том, что некоторые владельцы дорог требуют приложить согласование дирекций ЖД, если маршрут проходит через ЖД-переезды, а длина автопоезда превышает 22,0 метра. Такое требование было в старом приказе Минтранса, но его отменили в 2021 году. В новом постановлении №2060 прямым текстом про согласования ЖД ничего не сказано. Но это требование вполне укладывается в этот бездонный и ничем не регулируемый "перечень мер".
Или вот еще пример:
На пять полос МКАДа заезжать негабариту с шириной больше 3.5 нужно с принятием мер! Каких? Автопоезд оборудован сигнальными маячками по периметру. С шириной больше 3.5 спереди и сзади едут автомобили сопровождения с предупреждающими табличками. Это все и так есть по приказу. Какие еще меры требуются? Где это все написано?
В общем, с "перечнем мер" пока сохраняется полная шляпа. И это парализует работу перевозчиков. Если такая ситуация сохранится, то работы с разрешениями станет не меньше, как было задумано - а больше! И на длинных маршрутах про выход разрешения за три часа можно забыть - ведь перечень мер должен быть согласован в течение пяти рабочих дней сначала владельцем дороги, а потом ГИБДД региона.
Непроходные ограничения
И это было бы еще полбеды. Но ведь перечень мер выскакивает и в случае непроходных ограничений. Вот пример для автопоезда с высотой 4,4:
Это требование - для проезда под железнодорожным мостом на обходе Рязани. Там "вечное" ограничение 4,3 - про него знают все, кто едет по М5 с высоким грузом и сразу простраивают маршрут в объезд.
И какие тут прикажете принимать меры? Тут одна мера - надо ехать в объезд! Но как это сделать теперь? В мартовском обновлении у согласующих ведомств забрали функционал по редактированию маршрута по заявлению. Теперь это не может сделать никто. Предполагалось, что система построит маршрут в объезд сама - но что-то пока этого не происходит. И как быть?
Маршруты по городам
Еще один пример, как работает обновленная система. Тот же маршрут из Дербента в Санкт-Петербург. Едем через Георгиевск. При наличии обхода города, система шпарит прямо через центр:
И предлагает принять меры:
И снова вопрос - про какие меры надо писать по-уму в документе? Правильно - "проехать по обходной дороге". Но как это сделать, как перепроложить маршрут в системе - поначалу ответа не было. Однако, 12 марта ближе к вечеру выкатили новую фишку - точки маршрутов.
Маршруты по точкам
Очень рабочее решение - позволить пользователю самому проложить маршрут, используя дополнительные точки.
Если бы не одно "но". На данный момент (14 марта) робот системы старательно избегает платных дорог, хотя при первом прокладывании маршрута появляется галочка "использовать платные дороги". Однако, в режиме редактирования маршрута эта галочка уже пропадает.
Например, если попробовать проложить маршрут из Ростова-на-Дону до Москвы, робот не поведет напрямую по М4 "Дон", а начнет уводить его в Тамбов, в Тулу. Добавление дополнительных точек через каждые 100 км не помогают - маршрут то и дело норовит выскочить на бесплатные дороги.
Как сейчас оформлять разрешения?
Наш телефон сейчас каждый день разрывается от звонков заказчиков с этим вопросом. "Вы разобрались? Что делать с мерами? Как теперь маршрут строить? Ничего не работает!".
Во-первых, главное - в октябре 2021-го творилось примерно то же самое. Новая система на пару недель совсем парализовала выдачу разрешений, но потом понемногу все начало приходить в норму. Мы думаем, что в этот раз будет примерно то же самое. Уже сейчас видно, что систему не бросили, а пытаются внести корректировки, чтобы она работала корректно. По крайней мере, очевидно, что цель есть - упростить систему выдачи разрешений. И видны шаги в этом направлении. Будем надеяться, что период отладки не продлится долго.
Во-вторых, прямо сейчас уже работает схема разбивки полного маршрута на несколько частей. Да, это потребует оплаты нескольких госпошлин вместо одной, но это хотя бы какое-то рабочее решение до тех пор, пока систему не наладят. Можно для начала подать заявление на полный маршрут, посмотреть как система его отработает, увидеть все ограничения и участки с перечнем мер и ПОДД.
Добавляя точки на маршруте, можно оптимизировать его, избегая непроходных участков и тех дорог, где требуется много дополнительных документов (меры, ПОДД).
В-третьих, если вам совсем не хочется заниматься всей этой возней с маршрутами, с документами - вы всегда можете обратиться к спецам, которые собаку съели на прокладывании маршрутов и поручить это дело им. Спецраз.рф с 2013 года помогает перевозчикам оформлять разрешения и ПОДД. Перечни мер мы тоже уже научились согласовывать.
Что в итоге
Первое. Система кое-как, но работает. Разрешения на короткие маршруты и простые габариты выдаются быстро, даже не за три часа, а за секунды. Разбивайте длинный маршрут на короткие и получите результат. Если не хотите возиться с этим - обращайтесь к нам, у нас есть тариф по абонентской плате, по которому мы заменим вам штатного специалиста по разрешениям - сделаем все необходимые разрешения, ПОДД и перечни мер.
Второе. "Перечни мер" все же ничем не регламентированы. Это беспокоит больше всего. Теоретически владельцы дорог могут прописать в свои перечни мер все что угодно - от сопровождения ГИБДД на всем своем участке до подписания согласования на проезд непосредственно министром транспорта.
Третье. Добавили промежуточные точки. Это уже позволяет обходить непроходные ограничения и избегать сложных участков. Если вы не знаете заранее, какие участки будут сложными - подайте сначала заявление на полный маршрут, попробуйте разные варианты, система вам покажет где что. После этого подавайте несколько заявлений на короткие участки и получайте их быстрее.
Вот такая ситуация сложилась к середине марта с системой выдачи разрешений.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи о негабаритных перевозках.
Удачи на дорогах!
Всегда ваш спец по перевозкам негабарита,
ТЭК Спецраз
👆 Узнайте подробности в WhatsApp / Telegram прямо сейчас - ответим сразу.