Девочка в розовом платье с картины Валентина Серова — дочка известного мецената Саввы Мамонтова. Ее отец был в хороших отношениях со многими деятелями искусства, которые часто приезжали к ним в усадьбу Абрамцево: гостили по несколько дней, участвовала в домашних представлениях, устраивала мастерские и творили.
Маленькая Вера с детства была внутри этого интеллигентного круга и вечного праздника. Позировала для Виктора Васнецова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Николая Кузнецова. Почти на всех картинах она выглядела счастливой, на всех была со своим знаменитым румянцем и искоркой в глазах. Но как она жила за этими полотнами?
Детство среди интеллигенции
Веруша была четвертым ребенком в многодетной семье Мамонтовых. Всего детей было пять: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Причем имена детей выбирали не просто так: из первых букв составляется имя отца — Савва.
Жизнерадостная девочка была исключительным ребенком — бойкий нрав, харизма, неиссякаемая энергия. Вместе с братьями и сестрами она часто участвовала в домашних спектаклях и художественных мастерских, которые взрослые постоянно проводили в Абрамцево. Там царила атмосфера тепла, радости и творчества.
Родители — Савва Иванович и Елизавета Григорьевна — сошлись на любви к искусству. Жили они совсем не бедно: у отца Мамонтова был бизнес по винному откупу и железным дорогам, которые сын впоследствии продолжил. Но кроме коммерческой деятельности он почти всего себя отдавал творчеству — но выступал не творцом, а хорошим продюсером: открывал таланты, финансировал работы, собирал вокруг себя самых выдающихся людей времени и продвигал их.
Верочка родилась в 1875 году и была желанным ребенком. На тот момент Савва вкладывал деньги в текстильные предприятия и выиграл тендер на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги, которая соединила Мариуполь и Юзовку и стала самой разветвленной в мире. В 1890-х по его инициативе реконструировали Ярославский вокзал, в котором пейзажи для вестибюля писал Коровин — Савва любил продумывать все до мельчайших деталей и хотел, чтобы искусство окружало людей везде. Планы у него были грандиозные — они, по большинству версий, и привели к аресту и банкротству.
Чтобы провести дорогу от Санкт-Петербурга до Вятки нужны были деньги, которые Савва сперва взял из продажи акций Ярославской дороги, а потом стал переводить средства из одного бизнеса в другой. Его взяли под арест, а все имущество, кроме Абрамцево, которое было записано на жену, конфисковали. Суд Мамонтов выиграл, но после него семья осталась почти ни с чем — кроме испорченной репутации.
Веруша и персики
В 1887 году Валентин Серов, близкий друг семейства Мамонтовых, вернулся из Италии и приехал в почти родное ему Абрамцево — искал новые ракурсы и вдохновение для будущих работ. Идея пришла к нему совершенно неожиданно: как-то он увидел 11-летнюю Веру, которая вбежала в столовую после активной игры, схватила персик и уселась за стол. Персики эти, кстати, были домашними: Савва в 1871 году приобрел деревья в соседних имениях, так что в в оранжерее Абрамцево росли свои вкусные и свежие фрукты.
Серов стал уговаривать Верушу позировать ему, на что она соглашаться не спешила. Видимо, предчувствовала, что для этого ей придется ежедневного сидеть по несколько часов — когда за окном без нее проходят лето и веселые игры. В итоге — героически сидела почти два месяца под утешения, слова восхищения и благодарности 22-летнего Серова. Он сам потом признавался: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров…»
Когда картина была закончена, Серов подарил ее материа Веры — Елизавете Мамонтовой. Она повесила его в столовой — комнате, где так долго и мучительно позировала девочка. Но именно благодаря Вере и персикам о Серове заговорили как талантливом портретисте, а оригинал картины в 1929 году переехал в Третьяковскую галерею.
Верушу часто писали и другие художники, желание которых создавать с нее портреты Васнецов объяснял так: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию» Да и сам он признавался, что вглядывался в глаза дочери Мамонтова при создании «Аленушки». Ее ласково называли «абрамцевской богиней», прелестью. А еще Яшкой, потому что везде и всегда она говорили: «Я, я, я…». Был даже Яшкин дом — про дачу-студию, которую Савва Мамонтов построил недалеко от Абрамцево, Вера говорила: «Это мой дом!»
Запрет на брак
Пока родители активно занимались бизнесом и творчеством, Вера взрослела — она активно занималась общественной деятельностью в приютах Абрамцево и соседних населенных пунктах. Вместе с мамой они приложили много сил, чтобы открыть школы и мастерские для крестьянских детей.
На московских курсах по истории и литературе Вера познакомилась с дворянкой Софьей Самариной, с которой у них быстро завязались дружеские отношения: девушки проводили много времени вместе, ходили друг к другу в гости. В один из таких визитов Веру увидел старший брат Софьи — Александр, который почти с первого взгляда влюбился в очаровательную представительницу семейства Мамонтовых.
Александр был старше Веры на семь лет, и на тот момент уже был предводителем московского дворянства, министром по делам церкви. Так что с браком решил не медлить и попросил благословение у отца. Но не получил, потому что к этому моменту репутация Саввы уже запятлась судом. Да и род Самариных был старинным и знатным — они были в родстве Волконскими, Трубецкими, Голицыными и Оболенскими. А Мамонтовы — семья купеческая.
Вторая попытка в 1901 году тоже была неудачной, но не только для влюбленных, но и для главы семейства Самариных. Разговор с сыном оказался эмоционально трудным и практически сразу после него отца хватил удар — спустя несколько дней он скончался. Мать относилась к любви Александра мягче, поэтому через год ее благословения добиться все-таки удалось — в 1903 году пара обвенчалась в церкви Бориса и Глеба, которую потом разрушили большевики (сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро "Арбатская", стоит часовня), когда Вере было 28 лет.
В качестве свадебного подарка пара получила картину от Виктора Васнецова — он тоже рисовал портрет Веры и обещал его подарить, когда девушка выйдет замуж за русского красавца. Правда подарил он в итоге не «Боярышню» (о которой говорил изначально), а «Девушку с кленовой веткой».
Смерть единственной любви
После свадебного путешествия в Италию пара поселилась в Богородске. С 1904 по 1907 годы у них родилось трое детей: Юрий, Елизавета и Сергей. Старший сын стал филологом (во времена репрессий его подозревали в работе на органы), Лиза — мемуаристкой, а младший скончался в возрасте шести лет.
В 1907, после рождения третьего ребенка, Вера покупала подарки к Рождеству и подхватила воспаление легких, которое съедало ее буквально по часам. В этом же году она умерла — в возрасте 32 лет. Похоронили ее в имении матери в Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного, куда они с семьей собирались ехать на праздники. Детей на воспитание забрала Александра — сестра Веры.
Существует теория, что смерть Вере принесла картина Врубеля «Тамара в гробу», в котором угадываются черты мертвой молодой девушки. Но искусствоведы эту легенду не поддерживают — да и вряд ли это действительно могло стать причиной ранней кончины.
Александр был сражен смертью любимой супруги — и больше ни на ком не женился. В память о жене он построил Троицкий храм в селе Аверкиево в окрестностях Павловского Посада. Но дальше судьба его тоже не сильно радовала: он сделал блестящую политическую карьеру, но его несколько раз арестовывали за резкие высказывания, даже приговорили к расстрелу — но потом решение отменили. В 1925 году арестовали еще раз — отправили в ссылку в Якутию на три года, куда за ним поехала дочь Лиза. В 1931 — репрессировали и сослали в один из лагерей ГУЛАГа, а через год Александр скончался в возрасте 63 лет.