Ольга ШафаренкоЗаместитель генерального директора по финансовым вопросамРодилась в Гомеле. В 2007 г. окончила Белорусский государственный экономический университет по специальности «мировая экономика», а также получила диплом бакалавра экономических наук. В 2011 г. получила международную степень магистра в области финансов, бухгалтерского учета и аудита АССА (Association of Chartered Certified Accountants).Свою карьеру в компании А1 начала в 2009 г. в отделе операционного контроллинга и прошла весь путь от экономиста до начальника управления контроллинга, став его руководителем в 2019 г. С июня 2021 г. по ноябрь 2022 г. руководила направлением М&А (сделки по слиянию и поглощению). В ноябре 2022 г. возглавила управление закупок. C 1 декабря 2023 г. Ольга Шафаренко назначена на должность заместителя генерального директора по финансовым вопросам компании A1.Абонентами мобильной связи A1 в Беларуси являются более 4,8 млн человек, свыше 1,2 млн домохозяйств имеют возможность доступа к сети фиксированной связи по технологиям GPON и Ethernet в областных городах и крупнейших районных центрах. Кроме того, под брендом A1 предоставляются услуги цифрового телевидения IPTV (VOKA), продукты для бизнеса, а также услуги хранения данных и облачные сервисы на базе собственного дата-центра, одного из крупнейших в стране. В компании работают более 2100 человек, а магазины А1 расположены во всех крупных населенных пунктах страны.— Ольга, в декабре 2023 г. вы возглавили финансовый сектор A1 — одного из крупнейших белорусских предприятий с годовым оборотом в почти полмиллиарда евро. Мы знаем, что вы начинали свой трудовой путь в компании экономистом, прошли все ступени карьерной лестницы и сейчас стали CFO. Расскажите, как это — управлять финансами крупного предприятия? Как вы можете охарактеризовать свой подход в части организации рабочих взаимодействий и сохранения командного духа?— За 14 лет работы в А1 я успела поработать в разных управлениях финансового сектора, благодаря чему имела уникальную возможность досконально изучить эту сторону жизни компании.Управление — это, по сути, взгляд на хорошо знакомые задачи с другого ракурса: там, где раньше ты был исполнителем, сегодня нужно руководить, принимать решения и брать на себя всю полноту ответственности за них. И здесь речь не столько о цифрах, которыми мы оперируем (хотя они и правда значительные, учитывая масштабы деятельности А1), сколько о том, как эти решения влияют или могут повлиять на результаты работы компании.Впрочем — и здесь мы переходим к той части вопроса, которая касается подхода к организации рабочих процессов и взаимодействия в команде, — грамотное делегирование и максимальная открытость помогают выстраивать систему работы финансового сектора гармонично и эффективно: каждый понимает не только что и как нужно делать, но и почему это должно быть сделано именно так. Для меня самой люди, с которыми я работаю, — не просто подчиненные, работой которых нужно управлять, а высококлассные профессионалы, с которыми легко и приятно быть одной командой.— А1 — компания с мексиканским капиталом, часть глобального холдинга América Móvil, одного из крупнейших мировых провайдеров телекоммуникационных услуг с штаб-квартирой в Мексике. Именно América Móvil владеет контрольным пакетом акций международной группы A1 Telekom Austria Group, частью которой является А1 Беларусь. Наверняка вы отслеживаете не только белорусские тренды в финансовой сфере, но и важные тенденции и изменения, с которыми сегодня приходится сталкиваться глобальному рынку. Как компаниям реагировать на них и к чему быть готовыми?— С одной стороны, финансовый рынок переживает новый период турбулентности, связанный с ужесточением подходов к кредитованию (и речь не только о бизнесе — эта же тенденция характерна для экономических систем многих стран мира) и глобальным ростом инфляционных ожиданий. С другой, продолжает играть заметную роль тренд на инновации, использование наукоемких технологий и инструментов — таких, как искусственный интеллект. Я бы сказала, сейчас мы сталкиваемся с необычным сочетанием факторов, когда растут как риски, так и возможности. И в таких обстоятельствах как никогда важно держать руку на пульсе изменений, сохранять гибкость и готовиться действовать на опережение в том, что касается внедрения новых технологий.— С какими вызовами в экономической и финансовой сфере сталкивается А1? Как с ними справляется?— Я бы сказала, что в целом эти вызовы совпадают с глобальными трендами, о которых шла речь выше. Не стоит забывать, что А1 в Беларуси — часть крупного международного холдинга и в этом качестве ведет свою деятельность, ориентируясь не только на реалии локального рынка, но и на более масштабные факторы.За последние два года нам пришлось существенно перестроить не одни устоявшиеся в компании процессы. Это были и изменения цепочек поставок критически важного оборудования, и смещение фокуса на создание и поддержку собственных ИТ-продуктов, которые не уступали бы привычным для многих сервисам. Со всеми этими вызовами мы по сей день справляемся хорошо.— Ольга, насколько эффективно работает А1? Удалось ли выполнить поставленные финансовые цели?– У нас есть все основания быть довольными результатами прошедшего года. Главным его достижением я бы назвала то, что мы использовали все обстоятельства, на которые в силах повлиять, чтобы добиться максимальной эффективности работы компании. Но надо признать, что в даже самым тщательным образом выверенные планы вмешиваются факторы, которые находятся вне зоны нашего влияния и контроля. В 2023 г. таким фактором для нас стало сильное колебание курса валют. Из-за этого добиться исполнения поставленных планов на все 100% оказалось сложно. Ольга Шафаренко. Фото предоставлено партнёром материала — Часть своей прибыли компания направляет на инвестиции в основной капитал, вкладывая их в развитие. Какие направления наиболее приоритетны для А1?— А1 всегда был лидером по внедрению инноваций на рынке связи — как белорусском, так и глобальном. И это направление по-прежнему остается для нас приоритетным. Да, объем инвестиций в основной капитал в настоящее время не настолько велик, каким мог бы быть. Это объясняется двумя причинами: во-первых, мы стали больше инвестировать в собственных сотрудников. Уже сейчас А1 активно развивает ИКТ-направление, вкладывая значительные ресурсы как в финансирование соответствующих подразделений внутри компании, так и в разработку новых продуктов. Примером такой удачной инвестиции можно считать наше приложение «Мой А1», которое входит в число самых скачиваемых приложений в Беларуси. Во-вторых, мы готовы инвестировать в проекты, которые работают во благо клиента. К примеру, развертывание сетей пятого поколения на конкурентной основе, где ко всем участникам можно применить практику инвестиционного договора, в рамках которого государство и инвестор смогут согласовать условия сотрудничества.Компания своими действиями подтверждает заинтересованность в том, чтобы оставаться активным участником высокотехнологичного развития телекоммуникационного рынка Республики Беларусь, и готова вкладываться в развитие инновационных технологий.И здесь у А1 есть достаточная экспертиза, которая основана не только на собственном 25-летнем опыте работы на рынке Республики Беларусь, но и базируется на возможностях привлечения экспертной поддержки со стороны материнской компании America Movil. Это один из крупнейших транснациональных телекоммуникационных холдингов, имеющий штаб-квартиру в Мексике и являющийся мажоритарным владельцем (58%) группы компаний А1 Telekom Austria Group. Важно отметить, что холдинг America Movil имеет опыт успешного запуска сетей 5G в большинстве стран своего присутствия, включая такие страны как Мексика, Бразилия, Болгария, Пуэрто-Рико, Перу, Австрия, Словения, Хорватия и др.Еще одно важное направление, которому мы уделяем особое внимание, — это реализация различных проектов в области экологического, социального и корпоративного управления (ESG – Environmental. Social. Governance) и в целом выстраивание работы нашей компании, от оптимизации внутренних и организационных процессов до коммерческой деятельности, в соответствии с принципами устойчивого развития.— Часто можно услышать мнение, что корпоративная социальная ответственность и ESG в компаниях — это убыточная история, которая работает только на имидж. Но это ведь не так, верно? Что стоит за этим определением?— ESG-стратегия подразумевает курс компании на устойчивое развитие в экологической, социальной и корпоративной сферах. То есть внедрение в свою деятельность таких инструментов и практик, которые позволяют добиться ощутимых результатов по этим направлениям: от концепции цифрового офиса до уменьшения углеродного следа и от благотворительных проектов до создания инклюзивных рабочих мест.Безусловно, такой подход самым положительным образом влияет на социальный капитал компании: ее имидж, репутацию, бренд работодателя. Уже одно это может обеспечить определенные конкурентные преимущества: лояльность сотрудников, действующих и потенциальных, — один из самых ценных ресурсов, особенно там, где за лучшие кадры приходится бороться всерьез.Но в последние несколько лет ESG-критерии начинают играть все более заметную роль в оценке компаний со стороны потенциальных инвесторов, партнеров, банков.Высокий ESG-рейтинг может влиять даже на доходность ценных бумаг, банки учитывают его при определении условий выдачи кредитов — словом, следование принципам устойчивого развития имеет вполне реальный экономический эффект.А1 придерживается принципов ответственного ведения бизнеса, поэтому собственная стратегия экологического, социального и корпоративного управления уже несколько лет лежит в основе всей нашей деятельности. И зачастую это позволяет нам пересмотреть даже базовые подходы к решению тех либо иных задач с точки зрения оптимизации ресурсов и реализации экологичного подхода в работе.Компания ведет постоянную работу с проектами нацеленными на энергоэффективность и сокращение выбросов СО2, создает активности по сбору устаревшего оборудования у населения, развивает темы инклюзии и общества равных возможностей внутри компании, помогает старшему поколению в рамках волонтерского движения #яонлайн, реализует благотворительные активности с акцентом на помощь детям и многое другое.— Когда-то velcom считался оператором для бизнеса. А1 — это все еще про бизнес? Какие предложения есть у компании для бизнеса? Какие финансовые сервисы и партнерские программы А1 пользуются наибольшим спросом у клиентов? Какие планируете развивать?— А1 работает с разными категориями клиентов, и бизнес-сегмент — один из них. И опять же, здесь можно говорить о работе с клиентами всех уровней: от крупных национальных компаний до малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Ведь у каждого из них есть свои потребности, и наша задача — предложить наиболее подходящие по наполнению и оптимальные с точки зрения затрат решения. И речь идет не только о связи. Бизнес любого масштаба сегодня все активнее перестраивается на цифровые «рельсы», испытывает необходимость в высокотехнологичных услугах и сервисах: от смарт-касс для приема безналичных платежей в мелких розничных точках до возможности использования CRM-систем для автоматизации бизнес-процессов, от развертывания облачной инфраструктуры предприятия до обеспечения кибербезопасности и защиты данных. Уже сегодня компания А1 готова предложить конкретные продукты для каждого из этих запросов. А в планах на 2024 год —запуск новых ИКТ-продуктов и услуг в сфере кибербезопасности.*Партнерский материал. УП «А1», УНП 101528843
CFO А1 Ольга Шафаренко: реалии требуют действовать на опережение
7 марта 20247 мар 2024
6
9 мин