Найти тему

Женщины в психологии

В академической среде принято ссылаться на источники информации, на авторов. Несколько раз я слышала, как автора-женщину автоматически превращали в мужчину, потому что по форме фамилии и инициалам трудно идентифицировать половую принадлежность. Мне же кажется важным осознавать вклад женщин в науку. А еще сильно проще запомнить автора какой-нибудь теории или методики, если ознакомиться с его биографией, увидеть за именем человека.

Картинка: by vecstock on freepik.com
Картинка: by vecstock on freepik.com

Предлагаю вашему вниманию очень субъективную и крайне неполную подборку без какой-либо иерархии в перечислении.

Цукерман Галина Анатольевна

Доктор психологических наук, профессор, детский психолог. Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. Член редакционного совета журнала «Вопросы психологии», член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология». Ученица Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, создателей теории и практики развивающего обучения. Разработала учебник русского языка в системе Эльконина – Давыдова, соавтор букваря Д.Б. Эльконина.

Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Она выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым и также является необходимым условием психического развития ребенка.

Божович Лидия Ильинична (1908-1981)

Советский психолог, ученица Льва Выготского. Занималась проблемами педагогической психологии, детской психологии, разрабатывала вопросы развития и социального формирования личности.

Основной чертой развития человека считала способность к активной целенаправленной деятельности. В этой связи изучала механизмы мотивации и волевой регуляции поведения, выделила главные этапы развития личности ребенка.

Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов.

Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности. Занималась проблемами волевого поведения и гармонического развития личности.

Дембо Тамара Вульфовна (1902-1993)

Американский психолог, ученица Курта Левина, профессор и почетный доктор Университета Кларка.

Вместе с Блюмой Зейгарник, Гитой Биренбаум и Марией Овсянкиной поступила в лабораторию Курта Левина в Психологическом институте в Берлине.

В 1925-1928 гг. работала над диссертацией по теме «Гнев как динамическая проблема». В одном из её экспериментов принимал участие посетивший Берлин Александр Лурия.

Занималась вопросами восприятия (гештальтпсихология), психологическим тестированием, бихевиоризмом, реабилитационной психологией, а также зоопсихологией.

В 1962 г. разработала методику для исследования самооценки, которую в последствии доработала Рубинштейн.

Рубинштейн Сусанна Яковлевна (1911-1990)

В 1932 г. окончила педагогический факультет 2-го МГУ, а в 1938 г. поступила в аспирантуру к А. Р. Лурии.

В годы Второй мировой войны работала под руководством Лурии на Урале в нейрохирургическом восстановительном госпитале.

В 1945 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Восстановление трудоспособности после военных травм мозга».

Работала в лаборатории патопсихологии НИИ судебной психиатрии им. Сербского. Читала курс лекций по психологии умственно отсталых детей на дефектологических факультетах МГПИ им. В. И. Ленина и МГЗПИ.

В 1956 г. приняла участие в создании одной из первых психологических лабораторий в авиационной психологии.

Работала в лаборатории патопсихологии Московского НИИ Психиатрии Минздрава РСФСР.

В 1972 г. защитила докторскую диссертацию по психологии. Диссертация посвящена экспериментально-психологическому исследованию слуховых иллюзий и галлюцинаций при различных психических заболеваниях. С. Я. Рубинштейн пришла к выводу, что одним из важных патогенетических условий формирования галлюцинаций является затруднённость прислушивания и распознавания звуков. На основе своих экспериментальных данных она утверждает, что неправомерно определять галлюцинации как ложные восприятия, возникающие без наличия обусловливающих их раздражителей, во внешней или внутренней среде.

В 1970 г. дополнила методику исследования самооценки, разработанную Т.В. Дембо, и теперь данная методика носит их имя (методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн).

Анастази Анна (1908-2001)

Американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработала ряд психологических тестов.

Изначально планировала заниматься математикой, но увлеклась психологией, отчасти из-за прочитанных работ Ч. Спирмена по коэффициентам корреляции.

В 1930 г. получила научную степень в Колумбийском университете. Занималась проблемами дифференциальной психологии, формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий его воспитания. Важнейшей из заслуг Анастази стало ее внимание к психологическому содержанию психометрических измерений, к связи между психометрическими тестами и другими областями психологии, к социальному подтексту тестирования. Имя Анатази стало синонимом «психометрики» для многих поколений студентов и профессиональных психологов. В русском переводе вышли двухтомник Анастази «Психологическое тестирование» и фундаментальный труд «Дифференциальная психология».

Урбина Сьюзен (род. 1946)

Американский психолог, доктор психологических наук. Информации об этом авторе очень мало, но я включила ее в список, так как она является соавтором (добавила несколько глав при переиздании) известного всем психологам сборника «Психологическое тестирование».

В настоящее время (надеюсь, информация не устарела) она преподает в Университете Северной Флориды, где ее основными областями преподавания и исследований являются психологическое тестирование и психологическая оценка.

Рифф Кэрол (род. 1950)

Американский психолог. На данный момент она является директором Института по проблемам старения и профессором психологии в Университете Висконсин-Мэдисон (США).

Изучала психологию в Университете Пенсильвании, в 1978 году получила степень доктора философии, а позже преподавала в Университете Висконсина. С тех пор ее деятельность была посвящена исследованию хорошего самочувствия и психологической устойчивости.

С 1989 по 1998 год занималась разработкой шестифакторной модели психологического благополучия (методика психологического благополучия Рифф). Работа Рифф была переведена более чем на 25 языков и принесла ей всемирную известность.

Френкель-Брунсвик Эльза (1908-1958)

Американский психолог польско-австрийского происхождения. С 1939 по 1958 г. работала научным сотрудником в Институте защиты детей на факультете психологии Калифорнийского университета в Беркли. Изначально занималась исследованиями личности.

В 1950 г., при взаимодействии с Т. Адорно, Д. Левинсоном и С. Невитт, она написала знаковую работу в социальной психологии «Авторитарная личность». Ее опыт в психоанализе и исследованиях личности имел решающее значение для данного исследовательского проекта. Ее работа по психологии предрассудков легла в основу Калифорнийской F-шкалы для оценки степени авторитарности личности (California F Scale).

Одним из важных достижений Эльзы Френкель-Брансвик было ее исследование антисемитизма в США. В рамках этого исследования она изучала причины и механизмы формирования негативных стереотипов и предрассудков в отношении евреев. Ее работа помогла расширить понимание антисемитизма и внести вклад в борьбу против этой формы дискриминации.

В 1949 г. ввела понятие нетерпимости к неоднозначности (избегание неопределенности).

Эйнсворт Мэри (1913-1999)

Американо-канадский психолог в области развития, известная своим вкладом в разработку теории привязанности. Она разработала процедуру эксперимента «Незнакомая ситуация», позволяющую наблюдать раннюю эмоциональную привязанность между ребенком и его матерью. Далее с этим материалом работал известный многим исследователь Джон Боулби.

В 1939 г. получила докторскую степень, защитив диссертацию «Оценка адаптации на основе концепции безопасности». После замужества переехала в Лондон, где и повстречалась с Дж. Боулби, начав с ним исследование и разработку теории привязанности.

В 2019 г. Американская психологическая ассоциация учредила премию имени Мэри Эйнсворт за выдающиеся научные достижения в психологии развития.

Такими они могут быть – плечи гигантов, на научный опыт которых опираются современные психологи.

По ссылке вы можете прочитать замечательную статью Восточно-Европейского Института Психоанализа о женщинах-психоаналитиках.