Найти тему

Квалификация организации экстремистского сообщества. Дипломная работа по уголовному праву.

Оглавление
Уголовное право.
Уголовное право.

Фрагмент работы предоставлен для ознакомления.

Содержание:

Глава 1. Исторические и теоретические аспекты правовой регламентации экстремистской деятельности

1.1. Опыт правового регулирования экстремистской деятельности в России и за рубежом

1.2. Понятие, признаки и виды преступлений экстремистской направленности в уголовном праве современной России

Глава 2. Характеристика организации экстремистского сообщества в уголовном праве современной России

2.1. Объективные и субъективные признаки организации экстремистского сообщества

2.2. Квалифицирующие признаки состава, предусмотренного статьей 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Глава 3. Проблемы квалификации и особенности уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности

3.1. Специфика привлечения к уголовной ответственности за организацию экстремистского сообщества

3.2. Разграничение организации экстремистского сообщества и преступлений экстремистской направленности

Заключение

Список использованных источников и литературы.

Глава 2. Характеристика организации экстремистского сообщества в уголовном праве современной России

2.1. Объективные и субъективные признаки организации экстремистского сообщества

Статья 282.1. УК РФ предусматривает ответственность за организацию экстремистского сообщества. Данная статья была введена Федеральным законом от 27.06.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» в связи с тем, что в последнее время обострились экстремистские настроения и стало появляться большое количество экстремистских сообществ. Кроме того, большую опасность таит распространение влияния экстремистских настроений на молодежную среду.[1] При этом, как отмечается в литературе, «сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера»[2].

Непосредственный объект преступления - совокупность общественных отношений по реализации конституционного запрета на осуществление экстремистской деятельности.[3] В ст. 13 Конституции РФ установлен запрет на издание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запрет на создание и деятельность общественных объединений и политических партий, признающих допустимым применение насилия при решении политических задач, а также запрет на осуществление гражданами действий экстремистского характера содержится и в ряде иных законодательных актов, «предусматривающих различные виды ответственности за экстремистскую деятельность и образующих систему правовых мер против антиконституционной деятельности экстремистских объединений и граждан, разжигающих социальную и национальную рознь, распространяющих тоталитарные, фашистские, националистические идеи».[4] В то же время, как справедливо отмечает Е. В. Кунц, «жертвами преступлений, совершенных на почве межнациональных конфликтов, являются сотни тысяч погибших и раненых, оставшиеся без крова и личного имущества беженцы, такие преступления приносят большой материальный ущерб»[5].

Рассмотрим признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 282.1 УК РФ. Так, «объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.1 УК РФ, характеризуют четыре вида действий.

1. Создание экстремистского сообщества означает, что в результате организационной деятельности (подбор членов, разработка организационной структуры, планирование и финансирование деятельности и т. п.) возникло общественное или религиозное объединение либо иная организация, имеющая задачей подготовку или совершение одного или нескольких преступлений экстремистской направленности по указанным в диспозиции ст. 282.1 УК РФ мотивам. Сообщество - это собрание людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями».

Таким образом, «создание экстремистского сообщества с объективной стороны выражается, прежде всего, в организационной деятельности, а также: а) в вовлечении других лиц с определением их ролей в составе данного формирования; б) в обеспечении иных благоприятных условий для совершения преступлений экстремистской направленности; в) в объединении существующих преступных групп для совершения вышеназванных преступлений».

Понятие «экстремистское сообщество» определено в тексте анализируемой статьи. Экстремистское сообщество - организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а равно по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных ст. 148 УК РФ (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий), 149 (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них), ч. 1 и 2 ст. 213 (хулиганство), ст. 214 (вандализм), 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры), 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения), 280 (публичный призыв к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).

В данной форме преступление признается оконченным с момента фактического создания экстремистского сообщества.

2. Руководство экстремистским сообществом, то есть осуществление функций главаря преступной организации, уже созданной каким-то другим лицом. Преступление в этой форме является оконченным с того момента, когда виновный реально начал осуществлять свои руководящие функции.

3. Руководство какой-то частью сообщества или его структурным подразделением. Часть преступного сообщества может иметь территориальную или функциональную автономию, а структурное подразделение представляет собой организационную единицу (отряд, бригаду, звено и т. п.) в системе сообщества, подчиняющуюся единым планам и единой дисциплине. Оконченным преступлением такие действия являются с момента реального осуществления ограниченных руководящих полномочий, предоставленных виновному главарем (либо коллегиальным руководящим органом) экстремистского сообщества.

4. Создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества для координации их экстремистской деятельности.

Другая «форма общественно опасного деяния предполагает склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность сообщества (ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ). Поскольку данная норма включена в УК РФ сравнительно недавно, на сегодняшний день практики ее применения по конкретным делам не выработано. Тем не менее, толкование ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ дано в п. 15.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11: «Под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в деятельность экстремистского сообщества. следует понимать, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение определенного лица (группы лиц) в такую деятельность, например, путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в деятельность экстремистского сообщества».

В целом, «по своей юридической природе указанные действия представляют собой подстрекательство к преступлению. Согласно общим положениям института соучастия, «подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом» (ч. 4 ст. 33 УК РФ).

Термины «вербовка» и «склонение» необходимо рассматривать как синонимы «вовлечения». В юридической литературе предпринимаются попытки разграничить данные понятия, но провести четкое различие между ними не удается. Например, склонение определяется как разновидность подстрекательской деятельности, а вербовка - как разновидность» склонения как способа вовлечения, предполагающая воздействие исполнителя на вовлекаемое лицо в направлении получения согласия[6].

По нашему мнению, «практическое применение рассматриваемой нормы столкнется с двумя проблемами:

1) конкуренция ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ с нормой ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (создание и руководство сообществом);

2) конкуренция ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ с нормой ч. 2 ст. 282.1 УК РФ (участие в сообществе). На наш взгляд, при решении первой проблемы, связанной с отграничением «вовлечения» (ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ) от «создания и руководства» (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ), необходимо опираться на общие нормы института соучастия (гл. 7 УК РФ). Действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ, по своей юридической природе являются проявлением роли организатора преступления». Так, «в соответствии с ч. 3 ст. 33 УК РФ «организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими».

Из практики применения норм об организаторе преступления следует, что функции организатора включают в том числе вовлечение в преступление (приискание соучастников)[7]. Так, «приговором Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Б. К. был признан виновным по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ, в создании экстремистского сообщества и руководстве им. Осуществляя управленческие функции, Б. К. «занимался приемом новых участников, от которых получал устное согласие на участие в сообществе и признание его «амиром», т.е. руководителем».

В частности, узнав от участника сообщества Б. Э. о его знакомстве с А., разделяющим религиозную идеологию экстремистского характера, Б. К. дал указание сообщить А. о существовании экстремистского сообщества и предложить вступить в его состав. Через несколько дней Б. Э. доложил Б. К. о выполнении поручения и о готовности А. к вступлению в состав сообщества. В целях подтверждения своих намерений А. уведомил Б. Э. о наличии у него пистолета и о готовности его использовать для совершения нападений на сотрудников правоохранительных органов. Впоследствии, рассказав о целях и задачах сообщества, заключающихся в создании незаконного вооруженного формирования, совершении убийств сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, представителей органов власти, Б. К. окончательно убедил А. вступить в состав экстремистского сообщества»[8].

При этом «роль организатора, создавшего и (или) руководившего экстремистским сообществом, охватывает подстрекательские действия по вовлечению в состав сообщества новых соучастников, а значит, действия такого лица полностью охватываются нормой ч. 1 ст. 282.1 УК РФ и не требуют квалификации по совокупности с ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ. В пользу подобной квалификации также свидетельствует сравнительное соотношение строгости санкций по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ и ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ - до десяти и до восьми лет лишения свободы соответственно. Как видно, общественно опасная деятельность по приисканию соучастников уже учтена законодателем в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ».

Вторая проблема разрешается не столь однозначно «(конкуренция норм ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Норма об экстремистском сообществе построена по принципу выделения различных ролей, выполняемых соучастниками в рамках данного преступления, в самостоятельные составы. В соответствии с этим принципом и исходя из наличия в уголовном законе исчерпывающего перечня видов (ролей) соучастников, в первоначальной редакции ст. 282.1 УК РФ участие по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ предполагало выполнение любых ролей, за исключением упомянутой в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ роли организатора (главы) сообщества.

Однако в связи с дополнением ст. 282.1 УК РФ ч. 1.1 подход к толкованию ч. 2 статьи нуждается в пересмотре. Роль лица (не являющегося главой группы), вовлекающего в сообщество новых соучастников, в новой редакции ст. 282.1 УК РФ не охватывается ч. 2 данной статьи, а требует квалификации по специально созданной для него норме - ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ.

Возникает вопрос о том, как квалифицировать содеянное в случае, если виновный помимо приискания соучастников, предусмотренного в ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ, также выполняет и другие функции (роли) - исполнителя, пособника или организатора (применительно к последней роли имеется в виду организация конкретных преступлений, а не руководство сообществом в целом).

На наш взгляд, для ответа на данный вопрос необходимо использовать телеологическое толкование, учитывать те цели, для достижения которых Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен нормой ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ. Данные цели сводятся к ужесточению уголовной ответственности за терроризм и экстремизм, о чем свидетельствует, в частности, увеличение максимального срока наказания в виде лишения свободы, назначаемого по совокупности преступлений и приговоров за совершение деяний террористической направленности, и увеличение максимального наказания по ч. 1 и 2 ст. 282.1 УК РФ.

В таком случае «действия участника экстремистского сообщества, выполняющего как функции подстрекателя, предусмотренные в ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ, так и функции исполнителя (выполняющего роль рядового члена сообщества), подлежат наиболее суровому варианту правовой оценки, т.е. квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1.1 и 2 ст. 282.1 УК РФ. Однако данный способ квалификации должен использоваться лишь при условии, что виновный не выполняет задачи, связанные с руководством сообществом либо его структурным подразделением, поскольку действия главы преступного объединения подпадают под признаки ч. 1 ст. 282.1 УК РФ.

Третья форма преступного деяния - участие в сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК РФ) разъясняется в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11. Под участием понимают «вхождение в состав такого сообщества с намерением участвовать в подготовке или совершении одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, участие в подготовке к совершению указанных преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение таких преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (снабжение информацией, ведение документации и т.п.)». При этом, «фактическое совершение преступлений экстремистской направленности либо участие в таких преступлениях требуют дополнительной квалификации»[9].

Благодаря приведенному толкованию применение ч. 2 ст. 282.1 УК РФ не вызывает трудностей на практике. Тем не менее следует иметь в виду, что в данном разъяснении Верховный Суд Российской Федерации обошел молчанием вопрос о соотношении исследуемой нормы с положениями ст. 282.3 УК РФ», в диспозицию которой включается «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации».

При этом, как справедливо отмечается в литературе, экстремистское сообщество следует отличать от преступного сообщества, предусмотренного ст. 210 УК РФ.[10]

Во-первых, экстремистское сообщество является разновидностью организованной группы, поэтому для него не обязателен признак сплоченности, достаточно признака устойчивости (ч. 3 и 4 ст. 35 УК РФ). Во-вторых, экстремистское сообщество предназначено для совершения указанных в ст. 282.1 УК РФ преступлений небольшой и средней тяжести, а преступное сообщество - для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. В-третьих, преступления, для совершения которых создается экстремистское сообщество, должны совершаться только по мотивам, указанным в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ. Отсутствие таких мотивов лишает эти преступления экстремистской направленности.

В примечании к ст. 282.1 УК РФ содержится специальное основание для освобождения от уголовной ответственности: если лицо добровольно прекратило участие в экстремистском сообществе и если в его действиях не содержится иного состава преступления. При выполнении лицом первого условия и наличии в его действиях иного состава преступления оно освобождается от ответственности по ст. 282.1 УК РФ, но несет ответственность за иное преступление.

Все предусмотренные диспозицией ст. 282.1 УК РФ действия по своей сути представляют особую форму приготовления к совершению преступлений экстремистской направленности и не охватывают фактического совершения таких преступлений.

Субъективная сторона преступления во всех его формах характеризуется прямым умыслом и специальной целью - подготовка или совершение одного или нескольких преступлений экстремистской направленности по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды. Кроме того, организаторы и руководители этого сообщества должны быть объединены общим умыслом на подготовку либо совершение преступлений экстремистской направленности при осознании ими общих целей функционирования такого сообщества и своей принадлежности к нему.

Субъект преступления специальный:

а) создатель экстремистского сообщества;

б) создатель объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей, или структурных подразделений такого сообщества;

в) руководитель экстремистского сообщества;

г) руководитель части или структурного подразделения такого сообщества.

Таким образом, преступление, предусмотренное ст. 282.1 УК РФ, сформулировано таким образом, что содержит в себе три самостоятельных состава:

- создание экстремистского сообщества, руководство экстремистским сообществом, руководство какой-то частью сообщества или его структурным подразделением, создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества для координации их экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ);

- склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность сообщества (ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ);

- участие в сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК РФ).

Субъективная сторона преступления во всех его формах характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Субъект преступления специальный.

Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-2
-3