Весенние праздники открывают цветочникам широкие возможности для заработков. Поговорили с индивидуальным предпринимателем‚ который успешно работает в этом непростом бизнесе.
Николай Арканников
индивидуальный предприниматель
Как я пришёл в цветочный бизнес
Я пришёл в эту сферу сразу после армии, почти в 21 год. На дворе был 2017 год. Всё началось случайно. Когда-то цветами у меня занимался отец. Я искал для себя работу, устраивался, как и все молодые люди, официантом и на другие низкооплачиваемые работы. Помыкался-помыкался и обратился к отцу с просьбой помочь с работой, чтобы мне начать заниматься чем-то интересным.
Он меня познакомил с человеком, который какое-то время был его руководителем. Приехал на собеседование, начали общаться. Я человеку понравился. Попробовали сработаться. Так я стал работать в цветочном бизнесе. Начал работать на складе разнорабочим: очистка цветов, их подрезка, приём поставок. Тяжёлая работа. Но она помогла мне познакомиться с ассортиментом.
Входные барьеры
Порог входа в эту сферу высокий. В цветочном бизнесе нужно обладать большим багажом знаний. Чтобы начать работать или стать хорошим менеджером, нужно сначала отработать на складе, изучить ассортимент, понять, как ведут себя цветы, какой температурный режим любят, сколько им нужно воды, как за ними ухаживать. Это целая наука.
Для раскрутки нужен либо хороший знакомый, который поможет, либо большой бюджет на старте. К примеру, хорошо было бы работать в помещении площадью в 1000 квадратных метров. Месячная аренда в Москве будет стоить 1 700 000 ₽.
Для такого помещения требуется холодильник стоимостью до 500 000 ₽. Потребуется как минимум четыре сотрудника: два рабочих и два менеджера. У рабочего зарплата может доходить до 60 000 ₽, а у менеджера — до 100 000 ₽. На первую закупку цветов может потребоваться до 500 000 ₽. Итого выходит сумма в 3 020 000 ₽.
Я считаю, что для работы в этом бизнесе нужно изначально позаниматься черновой тяжёлой работой, изучить изнутри эту тематику. Иначе будут проблемы, за которые придётся платить.
Как я начинал строить свой бизнес
В марте 2018 года я попросил своего работодателя дать мне более интересную и ответственную работу — либо менеджерскую вакансию, либо что-то связанное с продажами или закупкой. Мне предложили помещение на Рижском рынке. Я взял его в аренду.
Моё мнение:
можно начинать с любым капиталом, было бы желание. Если у человека есть коммерческая жилка, чёткая стратегия, понимание, чего именно он хочет добиться от бизнеса, какие цели выстраивать, то всё получится, даже если денег совсем нет.
Когда я стартовал, то мне сильно помогли. У меня денег особо не было. К тому моменту успел накопить с зарплаты только 100 000 ₽. Этих денег мне хватило, чтобы сделать, натянуть и повесить вывеску и прибраться внутри. Я побелил стены, помыл полы, покрасил и отмыл помещение, заказал починку порогов и ремонт холодильной камеры. На всё это ушло примерно 20 000 ₽.
На старте бизнеса расходы появляются сами собой каждый день. Например, нужно было купить утеплитель для цветов, флористические ножи, секаторы, товарные накладные, программу товароучёта.
Сначала цветы закупались у моего бывшего руководителя с отсрочкой платежа на срок до семи дней. Это нормальная история для небольшого цветочного бизнеса. Мы начали работать как раз под праздники, в первых числах февраля. Я сразу взял себе в штат двух сотрудников: кассира и менеджера.
На первое 14 Февраля закупил цветов на 300 000 ₽. Их продали тут же, на Рижском рынке. Всё получилось. Заработал денег на зарплаты и на развитие. Рассчитался за цветы.
С 15 февраля до 1 марта, период затишья, мы переждали, цветов много не закупали, был пустой холодильник.
На 8 Марта начали подвозить нарциссы и тюльпаны. Праздник хорошо отработали, удалось заработать денег. Это не космические суммы. Достаточно, чтобы продолжить работу, выплатить зарплату сотрудникам, решить свои насущные дела и положить немного себе в карман.
После первых гендерных праздников я вышел в плюс. Первое 8 Марта в цветочном бизнесе — это проверка на прочность. Не спишь, оптовые закупки активные. Что-то может не доехать до границы в преддверии 8 Марта. Нервничаешь.
После первого 8 Марта я был в шоке. Многие после своего первого 8 Марта уходят из бизнеса, так как не выдерживают напряжения и ажиотажа.
Обычно продажи на 14 Февраля вырастают на 200–400%, на 8 Марта — примерно в 10 раз.
Риски
Я всё начинал на свой страх и риск. Понимал, что если товар не продастся, то я возьму кредит и выплачу зарплаты своим сотрудникам и рассчитаюсь по всем обязательствам.
Моя стратегия
Я продаю цветы другим оптовикам. Кто-то постоянно что-то ищет. Люди не успевают выполнить свои заказы и обращаются ко мне. Остатки продаю в розницу с наценкой.
У меня оптом наценка составляет 20–40%. Если большой объём, то наценка может быть 15%. В розницу я работаю только в праздники, отгружаем по оптовой цене.
Динамика выручки
В 2018 году годовая выручка была 7 200 000 ₽. В 2023 году выручка составила 22 000 000 ₽.
Налаживание поставок
Если ты стартуешь без денег и ничего не знаешь, то приходится быть «перекупом», то есть покупать товар у местных поставщиков, на больших оптовых базах. Если сравниваешь цены, мониторишь рынок, то перекупкой уже можно хорошо зарабатывать. Многие на этой модели и останавливаются — те, кто не хочет договариваться с иностранцами и заниматься импортом.
Сотрудничество с цветочным брокером порой даёт выгоду из-за того, что тот постоянно мониторит цены и порой за ним закреплены цены десятилетней давности.
Важно работать и напрямую с плантациями, мимо брокеров, чтобы выяснить, у кого цена выгоднее. Порой я закупаюсь на аукционах в Голландии.
С зарубежными коллегами общаюсь через электронные переводчики. Это не проблема.
Иногда приходится при острой нужде покупать цветы и в Москве. Тут нужно быть гибким, следить за рынком.
Расчёты
Сейчас с иностранными поставщиками сложно рассчитываться. Оплата идёт через Казахстан или ОАЭ. Кто-то ищет брокера в Москве. Такой есть и у меня. Он возит мне цветы из Эквадора и Колумбии. Рассчитываюсь с ним безналично в долларах.
Чистая маржинальность
В обычный период на оптовых продажах чистая маржинальность, то есть разница прибыли и затрат, составляет 20–25%.
Подводные камни и секрет успеха
Помешать успешно работать на рынке может незнание цен: сколько и у кого что стоит. Это снизит маржинальность. Можно закупить товар дорого и никому не продать его с первой же отгрузки.
Важны связи и человеческие, доверительные отношения между поставщиками и закупщиками. Оптовый цветочный бизнес так устроен, что тут все друг друга знают, много лет работают. Важны открытость, честность, порядочность. Если ты начнёшь кидать своих клиентов, своих поставщиков, то ты долго не проработаешь.
Немаловажная часть успешного цветочного бизнеса — твои сотрудники. Люди, которые приходят работать к тебе, — одна из важнейших составляющих, с ними надо быть честным и прозрачным, развивать их профессиональные качества, обучать их.
Конкуренция
Конкуренция на рынке большая. Цветы всегда будут продаваться. Влияет то, что цветы — скоропортящийся товар. Иногда случается демпинг: кто-то не расторговался, и он может на 50 ₽ снизить цены. И всё, у других цветы не возьмут.
К примеру, в 2022 году одна большая компания выкупила весь объём роз из Эквадора, который ехал на Украину. Они поставили очень низкий ценник, так как дёшево купили. И все оптовики по Москве, которые купили продукцию Эквадора по полной стоимости, попали впросак, так как у той компании был огромный дешёвый объём. У них после праздников товар остался на руках. Потом его выкидывали, списывали. Так что тут влияет политика.
Это учит тому, что из одной страны лучше не возить товар. Подстраховывать себя, минимизировать риски через диверсификацию поставок. Ассортимент должен быть из Италии, Голландии, Кении, Эквадора, Колумбии и из России тоже. Если где-то возникнут проблемы, другой товар точно уйдёт. Тогда ты не останешься со своим ненужным товаром.
Статья не является рекомендацией. Решение об открытии собственного бизнеса нужно принимать самостоятельно. Существует риск потерять вложения.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной