Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Онлайн или не онлайн. Вот в чем вопрос!

Оглавление

Я в шутку именую себя «мировым психологом». Потому что как так случилось, что с самого начала начала выстраивать свою психологическую карьеру именно в онлайн-пространстве. Мои первые клиенты были не только из разных городов России, но и из разных стран мира – Германия, Польша, Португалия, Италия.

Сегодня я консультирую и офлайн, однако онлайн-сессии по-прежнему занимают 90% моего рабочего времени.

В связи с этим я хочу предложить вам сегодня поразмышлять на тему онлайн-консультирования.

Как говорится: «Онлайн или не онлайн? Вот в чем вопрос!»

Рынок психологических услуг в России

Споры в профессиональной среде в отношении онлайн-консультаций не утихают. Мы с вами помним, с чего все начиналось. Бурный рост онлайн-психологии начался в 2020 году, в разгар пандемии, когда большинство людей почувствовали себя дезориентированными. Спрос на услуги психологов подскочил вдвое!

По данным ВЦИОМ, с 2009 года доля россиян, которые обращались за профессиональной психологической помощью, выросла вдвое. Опрос, проведенный в 2022 году, показал, что к психологам обращались 12% россиян. Для сравнения – в 2009 году этот показатель составлял лишь 6%.

Безусловно, многие люди продолжают справляться со своими проблемами и переживаниями в одиночку, что может быть обусловлено самыми разными причинами: от недоверия к психологам до отсутствия материальной возможности оплачивать данные услуги. Стоит отметить, что справляются с проблемами самостоятельно люди старшего возраста (по данным опроса ВЦИОМ, 45-59 лет - 73%, 60 лет и старше — 77%), жители сельской местности – 75%, а также активные пользователи телевизора – 75%.

Напротив, услуги психолога особенно востребованы в мегаполисах. Так, 24% жителей Москвы и Санкт-Петербурга в прошлом году решали свои проблемы на профессиональном уровне. Интересен тот факт, что выросла доля молодежи в возрасте 18-24 лет, обращающаяся за психологической помощью (35%). Среди активных потребителей услуг психолога те, кто чаще всего взаимодействует с Интернетом – 23%.

Мы с вами видим, что происходит в мире и в нашей стране, в частности. Поэтому спрос на услуги психологов только продолжает расти.

Коллеги-психологи, имеющие обширную многолетнюю практику и наработанную клиентскую базу, как правило, выступают против онлайн-консультирования. Они активно поддерживают идею о том, что такой способ взаимодействия с клиентом ниже по эффективности в сравнении с очным приемом.

Какие мифы об онлайн-консультировании существуют?

  • Миф о мошенничестве

Те, кто оказывают услуги онлайн, часто не имеют психологического образования и могут просто навредить клиенту. В отношении этого мифа есть даже саркастический монолог известного комика Павла Воли, который наглядно показывает, какие именно психологи есть в социальной сети, запрещенной в России. В его подборку вошли девушки модельной внешности исключительно в купальниках с 4 размером груди. Он высмеял таких психологов, создав своим монологом негативный образ онлайн-психолога в целом.

Да, подобный непрофессионализм и самозванство, конечно, имеют место быть. Однако это вычисляется на раз-два. Психолог с образованием чаще всего публикует свои дипломы, чтобы снять данный вопрос

  • Миф о нарушении конфиденциальности

Онлайн-психолог может нарушать требования этического кодекса, осуществлять консультирование в негерметичном пространстве, делать видео и аудио запись консультации без согласия клиента, использовать ее потом в своих нуждах.

Думаю, вы согласитесь, что порядочность человека не зависит от места, где он работает. Осуществлять несанкционированную запись консультации можно и в кабинете, просто включив незаметно диктофон. А толщина стен в современных коворкинга настолько мала, что герметичность пространства нарушается сама собой, без злого умысла психолога

  • Миф об отсутствии эмпатии

Будто на расстоянии и через экран эмпатия невозможна. Я считаю так: эмпатия либо есть, либо ее нет. Экран монитора тут вовсе не причем

  • Миф об ограниченном инструментарии

При проведении онлайн-консультации не все техники и практики можно использовать. Однако сегодня в формате онлайн люди научились работать с чем угодно. Возьмем, к примеру, метафорические карты. Крупнейший издатель метафорических карт MacCards даже разработал отдельное приложение, позволяющее клиентам вытягивать нужные карты, используя возможности компьютера и интернета

Конечно, при онлайн-консультировании есть ряд неудобств. Например, может шалить интернет, прерываться связь. Но, пожалуй, это самое критичное.

Преимущества онлайн-консультирования

Почему именно онлайн-пространство сегодня активно заполняется экспертами в области психологии? Причины тому очевидны:

  • Доступность услуг 24/7
  • Удобство взаимодействия из любой точки мира
  • Пропаганда психологических услуг через создание личного бренда
  • Высокий охват аудитории
  • Более широкий спектр психологических услуг, которые можно предлагать (не только консультации, но и интенсивы, мастер-классы, курсы, вебинары и т.д.) – больше возможностей для монетизации

Кстати, о монетизации:

Многие специалисты помогающих профессий имеют очень сложные взаимоотношения с темой продаж. Продавать вроде как стыдно. «Я же помогаю людям справляться с проблемами! Как я буду что-то продавать? Если им надо, они и так меня найдут!»

Не найдут!

Потому что с развитием рынка психологических услуг в нашей стране растет конкуренция. И если у вас есть постоянная клиентская база и отлично работает сарафанное радио, то честь вам и хвала. Но скорее всего у вас и практика многолетняя. А если вы начинающий специалист? Откуда брать клиентов? Открыть кабинет и сидеть ждать? Консультировать бесплатно за отзывы? Просить друзей и знакомых рассказать о вас?

Сегодня это либо работает слабо, либо не работает вообще. Особенно в мегаполисах.

Нам наступают на пятки, в том числе, и онлайн-агрегаторы психологических услуг. Зигмунд Онлайн, сервисы «Ясно», YouTalk, Alter и многие другие. Нам наступает на пятки даже Профи.ру. И, кто пробовал, тот знает, стать партнером всех этих сервисов далеко не просто. Они не берут всех подряд. А начинающих психологов – и подавно!

Поэтому современный психолог – начинающий или продолжающий - вынужден прорабатывать свои блоки на монетизацию и продажи и идти в онлайн-пространство. Потому что именно там его будет искать клиент.

Где клиенты ищут психологов?

Давайте встанем на место клиента. Однажды он принимает решение – мне нужен психолог. Куда он идет?

  • Он может поспрашивать у знакомых – т.е. воспользуется рекомендацией. Но не факт. Самая главная причина, по которой человек не будет спрашивать подобные рекомендации, - это нежелание раскрывать всем, что у него есть проблема
  • Он может обратиться в местный психологический центр. Но не факт, что в его населенном пункте такой есть. Например, в сельской местности с этим туго. Да, в мегаполисах центров много. Но как выбрать своего психолога из массы тех, кто принимает в этих центрах?
  • Скорее всего он полезет в Интернет – наберет в сроке поиска «ищу психолога по семейным отношениям». Ради интереса я ввела такой запрос в Яндексе. Вот как выглядит Топ-5:

Как видите, все это сайты-агрегаторы. Ни одного сайта, принадлежащего конкретному психологу.

Клиенту, по сути, все равно, где он получит контакты психолога – на агрегаторе или на личном сайте специалиста. Более того, на агрегаторе даже выгоднее. Потому что там и отзывы реальные можно почитать, и фильтрацию по запросам выставить, и по цене отсеять.

Также часто психологов ищут в Инстаграм*, запрещенной в России социальной сети. И несмотря на ее блокировку, я могу сказать по своему опыту, этот источник по-прежнему очень хорошо работает.

Но! Онлайн-пространство будет работать на вас, если вы будете совершать каждодневные действия, направленные на создание личного бренда, продвижение своих услуг, работу с возражениями, выстраивание омниканальной системы продаж.

Омниканальность представляет собой взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации в единую систему, что позволяет обеспечивать непрерывную коммуникацию с клиентом.

Сегодня частному психологу не достаточно иметь только свой сайт и зарегистрироваться в популярных онлайн-базах психологов. Омниканальный подход включает в себя:

  • регистрация на психологических агрегаторах
  • ведение каналов в мессенджерах
  • публикации в ЯндексДзен
  • PR в ведущих онлайн-изданиях
  • создание видео-каналов
  • ведение социальных сетей

Помните, когда-то были справочники «Желтые страницы»? А еще раньше были киоски «Горсправка». Их времена давно прошли. Сегодня новая реальность. И если мы хотим быть на коне, важно быть гибче и подстраиваться под требования современного мира.

Чего же ждут от нас потенциальные клиенты и на что обращают внимание?

Когда клиент приходит к нам по рекомендации, все гораздо проще. От первого касания до первичной консультации может пройти буквально несколько часов.

Но если же мы говорим про онлайн-пространство и отсутствие рекомендаций, то путь до первого визита существенно удлиняется.

  • Экспертность

Формирование экспертности ведется за счет грамотно выстроенного контента. Посты, статьи, прямые эфиры, сторис, рилсы, клипы. Все это виды контента, через которые вы транслируете свои ценности и свою экспертность. Клиент понимает: ага, она или он может помочь мне в решении моего запроса. Потому что у него была схожая проблема или он только с этой темой и работает

  • Tone of voice

Самая сложная штука, разобравшись с которой, вы сможете выстраивать долгосрочные отношения со своими клиентами. Как нас слышит клиент? На каком языке мы с ним говорим? Допускаем ли нецензурную лексику или говорим только на академическом русском языке? Наша речь спокойная и размеренная или же энергичная и порывистая? Все это может влиять на принятие решения клиентом – идти к нас на консультацию или нет.

  • Отзывы

У психологов с отзывами сложно, потому что тут встает вопрос о профессиональной этике. Не каждый клиент готов оставлять отзыв. Просить вроде как неудобно. Без согласия публиковать каое-то сообщение нельзя. Тем не менее, работая в онлайн-пространстве, так или иначе, нужны будут отзывы и кейсы. Они так же влияют на формирование вашего образа психолога как эксперта.

  • Личный путь

Здорово, если вы сможет мотивировать и вдохновлять людей через свой контент. Если человек видит, как вы выросли, как удачно справлялись с какими-то жизненными трудностями, его доверие к вам будет расти.

В наше время социальные сети имеют колоссальное влияние на массовое сознание. Они становятся не просто местом общения людей. Сегодня социальные сети похожи на гигантские торговые центры с десятками и сотнями витрин. Каждый эксперт может создать для себя свою собственную витрину, демонстрируя все самое лучшее, что он может предложить.

Именно поэтому современному психологу, который хочет быть на гребне волны, так важно обладать новыми навыками и компетенциями. Просто разбираться в психологии теперь недостаточно. Необходимо научиться разговаривать с аудиторией на ее языке, используя те инструменты, которые предоставляет нам онлайн-пространство.

Современный психолог должен хотя бы немного разбираться в маркетинге и в продажах. Его не должны пугать такие термины, как «воронка продаж», «шапка профиля», «съемка рилсов», «чат-бот» и пр. Сегодня психолог помимо классических консультаций может предлагать своим клиентам психологические марафоны и сообщества по интересам, экспресс-тренинги и длительные курсы. Современный потребитель психологических услуг ждет от нас самых разнообразных инфопродуктов, способных решать озвученный запрос удобным для него способом!

На передний план выходит контент. Причем в самых разных форматах. И будущее за теми психологами, что способны проявлять креативность и инициативу в данном вопросе, экспериментировать и рисковать. Ведь именно контент – от текстовых постов до видео на YouTube, от сторис до чек-листов по подписке – создает уникальный образ каждого конкретного психолога. Клиент идет в онлайн-пространство, чтобы найти своего эксперта, наставника, которому можно доверять. Он уже не готов просто стучать в двери кабинетов. Он хочет в одном месте получить полное представление о психологе здесь и сейчас. Онлайн-пространство дает такую уникальную возможность.

Условия новой реальности таковы, что онлайн-консультирование становится необъемлемой частью работы современного психолога. И мы как специалисты должны видеть в этом плюсы, а не фокусироваться на минусах, которые, безусловно, имеются. Нивелировать их поможет осознание того, что с помощью разных способов взаимодействия с клиентами мы в итоге формируем психологическую культуру населения.

Подружиться с онлайн-пространством и продажами психологических услуг поможет установка: я не продаю ради того, чтобы просто продать. Я использую современные возможности, чтобы помочь большему количеству людей справиться со своими психологическими проблемами.

Буду рада провести для вас онлайн-консультацию. Запись в WA по тел. +79653054255

Консультирую коллег по теме продвижения в социальных сетях. Также запись по указанному номеру телефона

* Instаgram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.

Автор: Кочина Ольга Валерьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru