Как в повседневной суете остановиться-оглянуться и подумать о высоком? Когда, в какой момент поговорить с собственными детьми-подростками о чём-нибудь кроме "поешь - и за уроки"? Может, тогда, когда "высокое" становится темой урока? Истории, литературы или обществознания.
Да, предметы "общественные" - это не только, и не столько "пропаганда", сколько возможность рассмотреть разные точки зрения, и обзавестись своей собственной. Возможность вглядеться в себя: каковы мои природные задатки и возможности? Технарь или гуманитарий? Холерик или флегматик? Ведущий или ведомый, исполнитель или лидер? Могу ли "организовать" себя сам, или лучше, чтобы организовывали другие?
Помним, КАКАЯ система поиска талантов была организована в нашей стране сто лет назад?!
Но о "полезности" обществознания споры не утихают. Действительно ведь, странный предмет, в котором всего понемножку: чуток психологии, маленько этики, несколько страниц - история религии (то, о чём уместно говорить именно в выпускном классе, после курса истории), понемногу о политике, экономике, и внушительный раздел "право". Что здесь лишнее? Ничего, просто не очень понятно, на сколько лет должен быть рассчитан такой курс. Где начинают в шестом классе, где в восьмом, и уже недоумевают, как же это в советской школе весь курс умещался в ОДИН год. И экзамен сдавали!
И когда мне пришлось готовить старшеклассников к экзамену за ТРИ месяца... подняла тот, советский учебник. Нет, буквально его использовать нельзя: список тем изменился. "Классовая борьба", например, едва удостоена упоминания, а "прибавочная стоимость" вообще исчезла...
Но краткость, чёткость формулировок, и главное, "человеческий" язык - это располагает, отклонившись от страниц учебника, просто рассказать. "О главном" из каждой темы. Выделить это "главное" - ведь ребята приходили, бывало, в состоянии "чистой доски".
Почему? А у всех по-разному. Чаще всего уроки обществознания "использовали" для истории: ведь по истории программа куда обширнее. Но бывает и так, что просто нет преподавателя. Дали часы в нагрузку "химичке", а она диктует термины и требует к следующему уроку определения наизусть...
Наслушавшись таких невесёлых историй, я начала записывать свои уроки. Почти дословно. Получилась книжка, пригодная для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, и просто для бесед родителей с подростками.
Вот как, например, определить свою часть политического спектра? НЕ следуя вкусам любимого певца или спортсмена, а ответив себе на один-единственный вопрос: кому должна принадлежать земля и её недра? ЗЕМЛЯ - единственное яблоко раздора.
Именно поэтому "партия женщин" или "партия пенсионеров" - мыльные пузыри: занимаются частностями, а не главным - и очень скоро вырождаются в кормушки для партфункционеров.
И самый серьёзный разговор даёт повод улыбнуться, картинки не лишние.
И даже проблема "тяжёлых отношений в школьном коллективе", способность и необходимость отстаивать собственное мнение, заслуживает взгляда со стороны.
Книжка выложена на ОЗОН. Вот здесь: