Почему Катерина Снегирева из Афони - опасный персонаж для доверчивого зрителя? (конспект)
Катерина Снегирева в сердце доверчивого зрителя создает опасную иллюзию: если даже вы не нравитесь мужчине, но будете его добиваться не смотря ни на что, не смотря ни на что будете верить и добиваться, то он наконец вас примет и полюбит. НЕТ. Как правило, жизнь показывает иначе. И верить в эти иллюзии, которые наркотическим ядом накрывают тебя как одеялом, как минимум ОПАСНО.
Чем яростнее и ярче ее отшивают, делая известным, что она не интересует Афоню как женщина (он женщинами считает тех, кто его унижает и обращается с ним как с ничтожеством, а не ее, смотрящую на него грустно-доверчиво-верными глазами), тем она сильнее привязывается к тому, кто ее отшивает - к Афоне.
Она привязывается к Афоне именно потому что он ее отшивает. А если отшивать он ее перестанет, то он станет для нее не интересным.
И фильм "Афоня" заканчивается тем, что они повстречались С Катей и все у них как будто теперь будет хорошо. В ЖИЗНИ ТАК НЕ БЫВАЕТ. Это опасное заблуждение, которое ведет человека в буквальном смысле с смерти, в разбитое корыто лбом, когда он думает “если я буду достаточно настойчив, преследовать свою жертву, напрашиваться, вызывать жалость к себе и заботиться, не смотря ни на что, то любовь все победит.” НЕТ, Катя, тебе ЛЕЧИТЬСЯ НАДО!
А влюблена Катя не Афанасия, а в образ, который когда-то она создала в своей голове, наблюдая за тем как он играл в волейбол с ее старшим братом. Будучи девочкой тогда она влюбилась в друга своего старшего брата. Афанасий ей казался таким активным, таким сильным, мужественным, настоящим, уверенным. И вписал он тогда на внутренние стенки ее черепа себя ее руками как она даже и не заметила. Зачастую человек настолько надеется вернуться в прошлое, считая, что не будет так хорошо как тогда, а может будет лучше. Насколько злую шутку могут играть с ним надежды, что можно что-то в прошлом повторить и это будет сейчас. Бывает проходят десятилетия, а человек продолжает тешить себя надеждами. И с годами эти надежды только усиливаются, хотя человек может понимать, насколько они беспочвенны.
Так и здесь Катя с годами становилась все более зависимой от образа Афони, надеясь, что когда-нибудь она его встретит.
И вот он решил ее, поджидающего его после танцев, приютить. "А то ночь и не понятно как ей доехать до дома". И ее сердечко забилось чаще - домой пригласил, чай ей налил, и это она воспринимает как надежду “может у нас все получится” и начинает еще активнее его настигать.
“Он сразу мне позвонит как освободится - это значит, что он тоже меня любит, но просто боится признаться. Видимо я ему тоже нравлюсь.
Наверняка он делает вид, что не помнит меня, а на самом деле только обо мне и думает каждую минуту. Наверняка ему хочется меня обнять, но он находит в себе силы этого не делать просто потому, что он тактичный мужчина. Но он мне позвонит. Ведь я записала ему свой номер телефона”.
И Катя все сильнее привязывается к Афоне. “Мне сказали, что кто-то звонил и я подумала, что это вы”. Ждет его у подъезда несколько часов, жадно ищет повода начать беседу. Даже не замечает как он ее отшивает: “Только что с картошки вернулся ”, - отвечает он ей в костюме. “Ну когда ж ты от меня отстанешь”, - думает он. Но именно она привязывается к нему все сильнее именно потому, что он просит ее отстать.
“А я подумала, что это вы”. Какое трогательное поведение - чисто по человечески жаль становится ее. Но такого рода проявлениями единственным мотивом у мужчины быть с ней - из жалости. Но на этом топливе далеко не уедешь. Отношения не будут ладиться.
Ужасная сцена, когда пьяный Афоня приходит к Кате потому, что ему так плохо, и он хочет использовать Катю как шкуру, чтобы приложить к своей кровоточащей ране.
Но когда ему будет хорошо, то он даже о ней и не вспомнит. Такие доверчивые кати в жизни оказываются ненужными даже даром, а на утро такие афони даже не могут их вспомнить и думают “что бы такое ей наврать, чтобы себя отсюда извлечь”. А концовка фильма обманчива, если делать из нее вывод, что “буду как Катя - любить, настигать, добиваться, не смотря ни на что! И тогда он меня полюбит и я буду счастливой”. Нет, таким образом состояние только усугубляется - лечиться надо Катюше! У Катюши полное отсутствие личных границ и зависимость! А любовь - это когда прилагают усилия оба.
“Я тебе позвоню”, - обнадеживает ее Афоня. Потому, что она словно выкручивает ему руки, громко страдая, потупив свое личико: “я даже не знаю ехать ли мне в Африку… даже не знаю… так плохо… я страдаю… мне тяжело…”
У Кати словно есть два способа взаимодействия с миром. Либо оказывать услуги и заботиться, заботиться, заботиться! Либо “я так ради вас старалась, а вы так равнодушны и безразличны, даже не знаю, что делать”. Грустно и печально садится на скамейку … А Афоня шутит и бодро кормит обещаниями Катю позвонить не потому, что он выбирает это делать, а для того,чтобы полегче ему стало видеть страдания этой девушки.
На крылышках любви летит Катя после того, как ей сказали, что ей звонил мужчина.
И у Кати произошел полный отвал башки: “это Афоня мне звонил - значит он меня любит”. Да может просто звонили уточнить, живет ли она по прописке или нет. Эмоционально-зависимый человек, чтобы иметь возможность вот так торчать от эйфории, от иллюзии своей эйфории - “вау, как классно - позвонил-таки”, должен иметь возможность опустить себя на дно, в самый ад от тоски и печали. Именно потому, что амплитуда - эти эмоциональные качели и является тем, что дает такой яркий “приход”, который испытывала Катя после того, как узнала, что ей звонил мужчина (и она решила, что Афоня).
Это вопрос любовно-эмоциональной зависимости. Это болезнь: проблемы с границами, уважения к себе и любовно-эмоциональной зависимостью, работать над которыми надо.
Но двери позитивных изменений открываются изнутри.
Источник конспекта: